Объемно сортовой учет: что такое, как работает и чем грозит уклонение — Контур.Маркировка — СКБ Контур

Объемно сортовой учет: что такое, как работает и чем грозит уклонение

С 1 сентября 2022 вводится объемно-сортовой учет для участников оборота молочной продукции. Это промежуточный этап, который позволит производителям, импортерам и оптовикам плавно перейти на поэкземплярный учет. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберемся, когда и для кого вводится ОСУ, как он работает, а еще проверим, достаточно ли оптовику использовать электронный документооборот для соблюдения всех требований.

Для кого и когда вводится объемно-сортовой учет

Объемно-сортовой учет вводится для производителей, оптовиков, импортеров и розничных точек молочной продукции и упакованной воды: с 1 сентября и 1 ноября 2022 года соответственно. Это значит, что участники оборота должны передавать сведения при отгрузке, приемке и выводе товара из оборота в систему маркировки. 

За несоблюдение требований можно получить штраф до 10 000 рублей для должностных и до 100 000 рублей для юридических лиц: 

  • За передачу товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки.
  • За нарушение сроков передачи сведений в систему: передавать данные о переходе прав собственности нужно в течение трех дней. 
  • За продажу товаров в розницу без передачи сведений о выводе товара из оборота в систему маркировки. 

Компании, участвующие в обороте табака, духов, одежды, обуви, шин и фотоаппаратов передают сведения с помощью электронного документооборота с 1 января 2022 года, но с помощью поэкземплярного учета. Участники оборота молочки и упакованной воды также могут применять поэкземплярный учет. 

Как работает объемно-сортовой учет

Объемно-сортовой учет предполагает, что обо всех перемещениях товара необходимо передавать сведения в систему маркировки. Делается это с помощью электронного документооборота: участники указывают код товара — GTIN, заполняют поле «НомУпак» и количество продукции в УПД, УКД, УПДи. 

С введением объемно-сортового учета в личном кабинете «Честного ЗНАКа» появляется «Виртуальный склад». В нем отражается оборот маркированного товара в объемно-сортовом разрезе: позволяет отслеживать количество единиц полученного и переданного товара.

Однако, есть другой вариант — передавать данные поэкземплярно. Т. е. вместо того, чтобы указывать указывать GTIN товара и количество, которое будет отгружено, можно наполнять УПД кодами маркировки. «Виртуальный склад» также поддерживает учет и по документам с поэкземплярной прослеживаемостью.

Если оператор ЭДО работает с маркировкой, то процесс передачи данных происходит автоматически. Достаточно наполнить УПД данными, передать его контрагенту, подписав электронной подписью, и дождаться принятия документа. Для того, чтобы принять товар, нужно подписать документ от контрагента в течение трех дней, предварительно убедившись, что в нем нет ошибок. Если обнаружили ошибку — создать корректировочный документ. 

Достаточно ли оптовику использовать ЭДО

Производителю все еще нужно заказывать коды, а рознице — выводить их из оборота. С компанией, которая занимается оптовыми продажами ситуация другая: может сложиться представление, что с 01.09.2022 года для работы в соответствии с требованиями маркировки понадобится только электронный документооборот. 

Хоть оптовик и не заказывает коды, нужно следить за их качеством и иногда выводить продукцию из оборота. Контрагент не сможет продать товар на кассе, если с кодом будут проблемы. Например, если:

  • код не введен в оборот; 
  • код не считывается из-за нарушенной геометрии;
  • это не настоящий Data Matrix, а просто изображение; 
  • код не от того товара.  

Некорректные коды маркировки могут привести к штрафам, дополнительным затратам на логистику, списанию или возврату товара и его аресту. Эти финансовые потери лягут не только на владельца товара, но и на поставщика, поэтому каждый участник цепочки движения товара должен следить за состоянием кодов: на этапах приемки, хранения и отгрузки необходимо сканировать коды, чтобы следить за его статусом.

Что нужно для работы по новым правилам

Если только начинаете работать с системой маркировки, то выпустите квалифицированную электронную подпись руководителю организации или ИП и зарегистрируйтесь в Честном ЗНАКе. Если уже сделали это, то: 

  • Выберите оператора ЭДО, который умеет работать с системой маркировки. 
  • Проверьте, настраивается ли роуминг между вашим оператором и сервисом ЭДО вашего контрагента. 
  • Протестируйте электронный документооборот, обменявшись УПД с контрагентом. 
  • Выберите сервис для работы с системой маркировки. Это нужно, чтобы сканировать и проверять коды и возвращать товар в оборот и перемаркировавывать продукцию. 
  • Начните передавать сведения по электронному документообороту с 1 сентября 2022 года, если участвуйте в обороте молочной продукции, и с 1 ноября 2022 года, если занимаетесь упакованной водой. 

markirovka

Работайте с объемно‑сортовым учетом в Контур.Маркировке

Наполняйте документы и выводите товар из оборота по новым правилам, проверяйте входящие УПД, следите за статусом кодов маркировки


Как предпринимателю продавать подконтрольные товары на маркетплейсах?

Предприниматели все чаще выходят на маркетплейсы: площадка берет на себя логистику, дает удобные инструменты продвижения и снимает часть законодательных обязанностей. Однако обязательства по маркировке товаров остаются. На примере двух героев эксперты Контур.Маркировки рассказали, что нужно предпринимателям для продажи подконтрольных товаров на маркетплейсе и что будет, если они совершат ошибку.

Как импортеру сэкономить на маркировке товара

До недавних пор импортер был обязан маркировать товар до пересечения границ за рубежом или на таможенных складах на территории РФ под процедурой таможенного склада. После вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 114 появилась возможность маркировать товар на складах уполномоченных экономических операторов второго и третьего типа без разрешения таможенного органа. Это не только упрощает процедуру импорта, но и позволяет сэкономить на маркировке и госпошлинах. Рассказываем, кто такие уполномоченные экономические операторы, как получить статус УЭО и как теперь можно маркировать товар.

Как неучастники оборота помогают импортерам маркировать товар

С 2011 года в России постепенно внедряется система маркировки, которая обязывает импортеров маркировать каждую единицу товара до ввода в оборот. После легализации в 2022 году параллельного импорта, который не освобождает участников оборота от обязанности маркировать товар, возникает вопрос: как маркировать товар до пересечения границ? В статье рассказываем, как работает система маркировки, как маркируют импортный товар и чем импортеру могут помочь организации, которые не являются участниками оборота.

Какой способ нанесения кода маркировки выбрать

Производители маркируемой продукции обязаны наносить код маркировки на товар независимо от того, какой вид учета применяют: поэкземплярный или объемно-сортовой. Существует несколько видов нанесения Data Matrix: прямой, типографский и метод этикетирования. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберем, в чем между ними разница, рассмотрим плюсы и минусы каждого способа и выясним, на что ориентироваться при выборе.