Важные нюансы работы с электронной подписью в 2022 году — СКБ Контур

Важные нюансы работы с электронной подписью в 2022 году

Сертификаты электронной подписи, выданные УЦ Контура, продолжат действовать и в 2022 году. Это следует из письма Минцифры. Однако вопросы пользователей продолжают поступать. В статье мы собрали те из них, которые задали слушатели Контур.Конференции для корпоративных клиентов 27 октября 2021 года. Ответы в статье.

12 ноября 2021

Сертификаты сотрудников: вопрос решается

Пока остается открытым вопрос, как будут выдаваться сертификаты сотрудникам организаций в первые два месяца следующего года.   С одной стороны, нормативные акты о правилах работы с доверенностью в электронной форме (МЧД)  вступят в силу только 1 марта 2022 года. Поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ ”Об электронной подписи” (Закон 63-ФЗ), которые исключают возможность выдачи сотруднику сертификата  с данными организации, заработают уже 1 января 2022. По этому поводу ожидаем официальных разъяснений от регуляторов.

Не так давно появилась информация по возможному введению в 2022 году переходного периода в отношении использования МЧД и сертификатов сотрудниками организаций. Однако пока официальные документы на этот счет не опубликованы.

Комментарии экспертов УЦ Контура о возможности введения переходного периода в работе с МЧД  можно почитать здесь.

Как  руководителям получить КЭП

С 1 января 2022 после вступления в силу поправок в Закон 63-ФЗ ИП и руководители юрлиц смогут получать сертификаты ЭП только в УЦ ФНС (и у доверенных лиц ведомства). 

Руководители и должностные лица бюджетных организаций будут получать сертификат КЭП в УЦ Федерального казначейства, а руководители кредитных организаций - в УЦ Центрального банка. 

Получение сертификатов КЭП руководителей организации в вышеперечисленных УЦ имеет ряд особенностей:

  • cертификат выдается только руководителю юрлица или ИП;
  • для первичного получения обязательна личная явка руководителя в точку выдачи;
  • если у организации в ЕГРЮЛ в качестве единоличного исполнительного органа указана управляющая компания (УК), а не физлицо, то получать сертификат необходимо руководителю УК, на каждую из управляемых организаций;
  • сотрудники филиалов и представительств, не зарегистрированных в ЕГРЮЛ как отдельные юрлица, получают сертификаты КЭП на физлиц в коммерческих УЦ; 
  • если у организации несколько руководителей, указанных в ЕГРЮЛ, получить сертификат КЭП может каждый из них;
  • сертификат получают на каждую организацию и ИП, в которой физлицо является руководителем. При этом  ключи по всем организациям можно записать на один носитель (если руководителем является один и тот же человек);
  • сертификат выдается в единственном экземпляре на каждую организацию, а его ключ защищен от копирования; 
  • в сертификат не включают никаких расширений, дающих доступ к специализированным площадкам и порталам;
  • руководители организаций -  иностранные граждане получают сертификаты КЭП так же, как российские граждане. Им необходимо иметь номера СНИЛС и ИНН физлица; дополнительно может потребоваться нотариальный перевод документа, удостоверяющего личность.

Как будет работать МЧД: вопрос решается

Законодательство о порядке применения МЧД находится на этапе формирования.
Поэтому пока сложно говорить обо всех процессах, связанных с МЧД. 

Полномочия при действии от имени организации описаны сейчас в статьях 17.1-17.6 Закона 63-ФЗ (вступают в силу с января 2022), а также  в приказах  Минцифры от 18.08.2021 856, 857 и 858 (вступают в силу в марте 2022).

Уже утверждены требования к формам МЧД и порядку ведения классификатора полномочий, но пока не опубликованы требования к порядку хранения, использования и отмены (отзыва) электронных доверенностей.  Не утверждены форматы МЧД, не все ясно в вопросах структурирования полномочий в электронном виде, защите персональных данных, указываемых в МЧД, порядке передоверия. 

Ожидается, что нужные нормативные акты появятся в ближайшее время. После этого мы сразу же разместим подробную инструкцию о переходе на МЧД.

Пилот по МЧД на основе распределенного реестра

ФНС инициирован пилотный проект по работе с электронной доверенностью на основе цифровой платформы распределенного реестра. Контур участвует в проекте как оператор ЭДО. Поэтомы мы готовы предоставить возможность клиентам “Диадока” протестировать применение МЧД в своих бизнес-процессах.

Внимание! Если ваша организация готова поучаствовать в пилоте, свяжитесь с вашим персональным менеджером.

Пока преждевременно заключать, что распределенный реестр станет основой для использования МЧД всеми участниками ЭДО: первые результаты эксперимента ФНС планирует подвести только в декабре 2021 года. 

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко на заседании межведомственной рабочей группы по развитию ЭДО привлек  внимание к проекту и призвал федеральные органы власти присоединиться к участию в нем.

НЭП не оставят без внимания

Изменения в Закон 63-ФЗ коснутся и неквалифицированной ЭП, широко используемой во внутреннем (в том числе кадровом) ЭДО организаций и при трансграничном обмене электронными документами.

Сейчас правила идентификации будущего владельца сертификата НЭП устанавливает удостоверяющий центр. Для УЦ, которые выдают НЭПы, нет требований об аккредитации, а порядок использования подписи этого вида определяется соглашением между сторонами документооборота.

Предполагается, что с 1 января 2022 идентификация при получении НЭП будет возможна только в личном присутствии. Либо удаленно, но с использованием учетной записи на Госуслугах. Иными словами,  действующих владельцев сертификатов НЭП изменения не коснутся до момента замены сертификата. А новым пользователям, которым потребуется получить НЭП, понадобится учетная запись на портале Госуслуг. 

Однако регистрация на Госуслугах предполагает наличие ИНН и СНИЛС у физлица, а также личный визит для подтверждения учетной записи. Выполнить эти условия, особенно в случае с иностранными лицами, не всегда возможно. Остается надеяться, что регулятор не оставит без внимания  этот момент. В противном случае работа с НЭП существенно осложнится, что противоречит популяризации ЭДО.

Изменения в 63-ФЗ затронут пользователей “Корпоративного центра регистрации”. Обо всех изменениях в процессах выдачи сертификатов электронной подписи пользователей оповестят заблаговременно.

Кристина Давыдова Кристина Давыдова Кристина Давыдова

Кристина Давыдова

Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос



Новости по теме

Организации стали чаще обследовать свои информационные системы

По данным экспертов Контур.Безопасности организации стали чаще проверять информационные системы на наличие в них критических процессов. По сравнению с 2020 годом обращения в компанию выросли в 8 раз.

СКБ Контур поддержал всероссийские юношеские соревнования по скалолазанию

30 ноября 2022 года в Екатеринбурге стартовали всероссийские юношеские соревнования по скалолазанию, на которые собрались больше пятисот спортсменов со всей страны. СКБ Контур выступил титульным спонсором Федерации скалолазания Свердловской области.

СКБ Контур стал партнером онлайн‑семинаров для участников коммерческих грузоперевозок

В декабре ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» при поддержке Минтранса России проведет онлайн-семинары, на которых участники мероприятия смогут понять логику работы с электронными перевозочными документами и нюансы взаимодействия с государственной системой. СКБ Контур выступает партнером мероприятий.