Важные нюансы работы с электронной подписью в 2022 году

Сертификаты электронной подписи, выданные УЦ Контура, продолжат действовать и в 2022 году. Это следует из письма Минцифры. Однако вопросы пользователей продолжают поступать. В статье мы собрали те из них, которые задали слушатели Контур.Конференции для корпоративных клиентов 27 октября 2021 года. Ответы в статье.

12 ноября 2021

Сертификаты сотрудников: вопрос решается

Пока остается открытым вопрос, как будут выдаваться сертификаты сотрудникам организаций в первые два месяца следующего года.   С одной стороны, нормативные акты о правилах работы с доверенностью в электронной форме (МЧД)  вступят в силу только 1 марта 2022 года. Поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ ”Об электронной подписи” (Закон 63-ФЗ), которые исключают возможность выдачи сотруднику сертификата  с данными организации, заработают уже 1 января 2022. По этому поводу ожидаем официальных разъяснений от регуляторов.

Не так давно появилась информация по возможному введению в 2022 году переходного периода в отношении использования МЧД и сертификатов сотрудниками организаций. Однако пока официальные документы на этот счет не опубликованы.

Комментарии экспертов УЦ Контура о возможности введения переходного периода в работе с МЧД  можно почитать здесь.

Как  руководителям получить КЭП

С 1 января 2022 после вступления в силу поправок в Закон 63-ФЗ ИП и руководители юрлиц смогут получать сертификаты ЭП только в УЦ ФНС (и у доверенных лиц ведомства). 

Руководители и должностные лица бюджетных организаций будут получать сертификат КЭП в УЦ Федерального казначейства, а руководители кредитных организаций - в УЦ Центрального банка. 

Получение сертификатов КЭП руководителей организации в вышеперечисленных УЦ имеет ряд особенностей:

  • cертификат выдается только руководителю юрлица или ИП;
  • для первичного получения обязательна личная явка руководителя в точку выдачи;
  • если у организации в ЕГРЮЛ в качестве единоличного исполнительного органа указана управляющая компания (УК), а не физлицо, то получать сертификат необходимо руководителю УК, на каждую из управляемых организаций;
  • сотрудники филиалов и представительств, не зарегистрированных в ЕГРЮЛ как отдельные юрлица, получают сертификаты КЭП на физлиц в коммерческих УЦ; 
  • если у организации несколько руководителей, указанных в ЕГРЮЛ, получить сертификат КЭП может каждый из них;
  • сертификат получают на каждую организацию и ИП, в которой физлицо является руководителем. При этом  ключи по всем организациям можно записать на один носитель (если руководителем является один и тот же человек);
  • сертификат выдается в единственном экземпляре на каждую организацию, а его ключ защищен от копирования; 
  • в сертификат не включают никаких расширений, дающих доступ к специализированным площадкам и порталам;
  • руководители организаций -  иностранные граждане получают сертификаты КЭП так же, как российские граждане. Им необходимо иметь номера СНИЛС и ИНН физлица; дополнительно может потребоваться нотариальный перевод документа, удостоверяющего личность.

Как будет работать МЧД: вопрос решается

Законодательство о порядке применения МЧД находится на этапе формирования.
Поэтому пока сложно говорить обо всех процессах, связанных с МЧД. 

Полномочия при действии от имени организации описаны сейчас в статьях 17.1-17.6 Закона 63-ФЗ (вступают в силу с января 2022), а также  в приказах  Минцифры от 18.08.2021 856, 857 и 858 (вступают в силу в марте 2022).

Уже утверждены требования к формам МЧД и порядку ведения классификатора полномочий, но пока не опубликованы требования к порядку хранения, использования и отмены (отзыва) электронных доверенностей.  Не утверждены форматы МЧД, не все ясно в вопросах структурирования полномочий в электронном виде, защите персональных данных, указываемых в МЧД, порядке передоверия. 

Ожидается, что нужные нормативные акты появятся в ближайшее время. После этого мы сразу же разместим подробную инструкцию о переходе на МЧД.

Пилот по МЧД на основе распределенного реестра

ФНС инициирован пилотный проект по работе с электронной доверенностью на основе цифровой платформы распределенного реестра. Контур участвует в проекте как оператор ЭДО. Поэтомы мы готовы предоставить возможность клиентам “Диадока” протестировать применение МЧД в своих бизнес-процессах.

Внимание! Если ваша организация готова поучаствовать в пилоте, свяжитесь с вашим персональным менеджером.

Пока преждевременно заключать, что распределенный реестр станет основой для использования МЧД всеми участниками ЭДО: первые результаты эксперимента ФНС планирует подвести только в декабре 2021 года. 

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко на заседании межведомственной рабочей группы по развитию ЭДО привлек  внимание к проекту и призвал федеральные органы власти присоединиться к участию в нем.

НЭП не оставят без внимания

Изменения в Закон 63-ФЗ коснутся и неквалифицированной ЭП, широко используемой во внутреннем (в том числе кадровом) ЭДО организаций и при трансграничном обмене электронными документами.

Сейчас правила идентификации будущего владельца сертификата НЭП устанавливает удостоверяющий центр. Для УЦ, которые выдают НЭПы, нет требований об аккредитации, а порядок использования подписи этого вида определяется соглашением между сторонами документооборота.

Предполагается, что с 1 января 2022 идентификация при получении НЭП будет возможна только в личном присутствии. Либо удаленно, но с использованием учетной записи на Госуслугах. Иными словами,  действующих владельцев сертификатов НЭП изменения не коснутся до момента замены сертификата. А новым пользователям, которым потребуется получить НЭП, понадобится учетная запись на портале Госуслуг. 

Однако регистрация на Госуслугах предполагает наличие ИНН и СНИЛС у физлица, а также личный визит для подтверждения учетной записи. Выполнить эти условия, особенно в случае с иностранными лицами, не всегда возможно. Остается надеяться, что регулятор не оставит без внимания  этот момент. В противном случае работа с НЭП существенно осложнится, что противоречит популяризации ЭДО.

Изменения в 63-ФЗ затронут пользователей “Корпоративного центра регистрации”. Обо всех изменениях в процессах выдачи сертификатов электронной подписи пользователей оповестят заблаговременно.

Кристина Давыдова Кристина Давыдова Кристина Давыдова

Кристина Давыдова

Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос



Новости по теме

Мурманская область стала юбилейным, 70-м регионом, в котором Контур организовал электронный документооборот гостиниц с МВД. Отели, санатории, хостелы, базы отдыха и прочие объекты размещения, расположенные на территории региона, теперь могут ставить на учет постояльцев через модуль ФМС онлайн-сервиса Контур.Отель.

9 декабря

Теперь вы можете проверять сайты по реестру запрещенных ресурсов прямо из интерфейса Призмы. Для этого достаточно ввести необходимый адрес в анкету клиента. Сервис проведет сверку и предупредит о совпадениях.

8 декабря

Часовое кино рассказывает о том, кто делает сервисы компании и кто ими пользуется. В съемках приняли участие сотрудники Контура и представители бизнеса Екатеринбурга.

7 декабря