Маркировка товаров знаком ЕАС

6 июля
В последнее время таможенные органы усилили контроль за соблюдением правил маркировки импортируемых товаров знаком ЕАС. Давайте разберемся, для чего нужна маркировка, какие требования предъявляются к участникам внешнеэкономической деятельности и какая ответственность предусмотрена за нарушение правил.

Для чего нужна маркировка ЕАС

ЕАС (Евразийское соответствие, англ. Eurasian Conformity) — единый знак обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Товар, который имеет такую маркировку, считается безопасным для потребителя. Нанесенный знак ЕАС говорит о том, что продукция прошла определенные процедуры оценки и соответствует всем требованиям, установленным в технических регламентах. На сегодняшний день на территории ЕАЭС действует порядка 40 технических регламентов, которые распространяются на пищевые продукты, напитки и соки, изделия легкой промышленности, парфюмерно-косметическую продукцию, детские товары, игрушки, пиротехнические изделия. Другими словами, маркировка обязательна для большей части важнейших товаров, обращающихся на территории ЕАЭС.

Вместе со знаком ЕАС на товар наносится перечень основных сведений, который установлен требованиями технического регламента и зависит от свойств, характеристик и степени опасности товара, которая может возникнуть при его использовании. К примеру, если на косметическом креме не указать в составе определенный ингредиент, не исключено, что после его использования у человека может начаться аллергический процесс. Поэтому не допускается нанесение маркировки, знаков и надписей, способных ввести в заблуждение потребителей.

Проверка маркировки: кому готовиться

Требование о нанесении единого знака обращения ЕАС установлено положениями Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке ЕАЭС и порядке его применения». Однако таможенные органы только в последнее время с особой бдительностью начали проверять товары, подлежащие подтверждению соответствия ЕАЭС.

Таможенная статистика насчитывает порядка 86 тысяч участников ВЭД. Потенциально каждый может стать объектом таможенного контроля. Нельзя забывать, что выбор таких объектов осуществляется на основе системы управления рисками и зачастую с использованием генератора случайной выборки.

Нарушения правил маркировки

При проверках, проводимых таможенными органами, наиболее частыми нарушениями правил маркировки становятся:

  • отсутствие на грузах обязательной маркировки ЕАС;
  • маркировка наклеена на грузовое место, но отсутствует на самом товаре;
  • знак ЕАС на этикетке выглядит некорректно (смазаны буквы, шрифт разного размера, маркировка нанесена неровно). Это дает основания полагать, что маркировка нелегальная.

На стадии согласования контракта необходимо закрепить с продавцом набор необходимых сведений, которые требуется указать в маркировке на каждой единице товара и на каждом грузовом месте (согласно требованиям технического регламента к данному товару). Но зачастую продавец легкомысленно относится к порядку указания сведений в этикетке. Поэтому участник ВЭД получает товар с неполной или недостоверной информацией на этикетках: не указан производитель, страна происхождения, указан неверный температурный режим хранения либо срок годности и т.д.

Встречаются случаи, когда в целях экономии продавец упаковывает товар в тару, на которой указана информация, оставшаяся от предыдущей партии. Таким образом, получается, что на упаковке указаны требования к одному товару, а внутри находится другой.

Чем грозит отсутствие маркировки

Отсутствие этикетки с маркировкой влечет достаточно серьезные проблемы для участников внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, это глобальные финансовые потери, связанные с простоями грузов, с увеличением сроков хранения на складах временного хранения и т.п. В свою очередь возбуждение административного дела в связи с нарушением установленных запретов и ограничений (ст. 16.3 КоАП РФ) подрывает репутацию участника ВЭД для фискальных органов.

Если таможенный орган выявит нарушение правил маркировки, участнику ВЭД грозят санкции: штраф для юридических лиц от 50 тыс. до 300 тыс. рублей и дополнительно штраф для должностного лица — от 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Если нарушение выявлено повторно, не исключена конфискация товаров.

Кроме того, так как административное производство длится 30–45 дней, товар будет находиться под контролем таможенного органа, и за его хранение нужно будет заплатить в среднем по 100–250 рублей за грузоместо в сутки.

Только по окончании административного дела участник ВЭД может произвести надлежащую маркировку товаров и вновь подать таможенную декларацию.

Как избежать проблем с маркировкой

Согласно установленным нормам ЕАЭС, маркировка должна быть нанесена перед выпуском товаров для внутреннего потребления на рынке ЕАЭС. Поэтому, чтобы при таможенном декларировании товаров избежать массы неприятностей, связанных с маркировкой, желательно придерживаться такого порядка действий:

  1. На стадии подготовки разрешительной документации (сертификата/декларации соответствия) нужно согласовать в органе по сертификации состав сведений, которые необходимо нанести на этикетку.
  2. Специалист органа сертификации должен проверить этикетку, поправить или дополнить нужными сведениями.
  3. После этого образец этикетки можно отправить продавцу для нанесения на груз.

И самое важное: перед тем как заключить внешнеэкономический контракт, необходимо удостовериться в порядочности и добросовестности продавца.

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Другие новости Декларанта

  • 17
    апреля

    Станет обязательным предварительное уведомление о товарах, ввозимых морскими судами

    С 1 октября 2018 решением Коллегии ЕЭК вводится обязанность предварительного информирования (ПИ) о прибытии товаров, перемещаемых водным видом транспорта. Аналогичная норма уже действует для товаров, которые перемещаются автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом.

  • 15
    марта

    Стало проще подтвердить право на вычет «ввозного» НДС

    Согласно письму Минфина от 15.02.2018 № 03-07-08/9279, теперь налогоплательщик может подтвердить право на вычет «ввозного» НДС с помощью бумажной копии электронной таможенной декларации без синих печатей таможни. Напомним, что ФНС требует представлять копию бумажной декларации с отметками таможенного органа (ст. 165 НК РФ).

  • 5
    марта

    Правительство передумало объединять ФНС и ФТС

    Разговоры об объединении Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС) идут уже несколько лет, но пока такое решение признано нецелесообразным.

Кристина Давыдова
Руководитель PR-службы