В Контур.Маркете появилось решение для быстрого оприходования накладных

Магазин получает от поставщика товар и приходные накладные на него. Если торговая точка ведет учет в электронной системе, сотрудникам приходится переписывать данные с бумаги в систему: какой товар поступил, сколько, по какой цене. Чтобы сделать это вручную, нужно потратить не один час. В сервисе Контур.Маркет вы с этим справитесь гораздо быстрее — благодаря машинному обучению.

21 февраля 2019

Автоматизация против рутины

При ручном переносе данных из накладной в сервис сотрудники тратят много времени и могут ошибаться. Из-за этого не сходятся остатки, составляются неверные отчеты. В результате руководитель получает неточную информацию о торговой точке.

В Контур.Маркете появилось решение — распознавание накладных. Вы сканируете бумажный документ, загружаете скан в сервис, и тот сопоставляет данные из накладной с вашим каталогом товаров.

Некоторые сервисы СКБ Контур уже умеют распознавать сканы накладных, например Контур.Бухгалтерия. Но перед командой Маркета стояла более сложная задача. Сервис должен был не только загружать картинку и превращать ее в электронный документ, но и соотносить данные в документе с каталогом товаров. Помогла технология машинного обучения, один из трендов развития мировых ИТ-технологий.

Как работает машинное обучение

Представьте, что разговариваете с другом на оживленной улице. Друг что-то сообщает, а вы не можете разобрать его слов из-за шума, который создают люди, машины, музыка… Сервису так же сложно распознать символы в загруженном документе. Потому что мешает «шум»: текст распечатан нечетко, в нем есть сокращения, на бумаге стоят галочки и подчеркивания, которые оставил товаровед.

Чтобы сервис отличал «шум» от полезной информации, ему нужно сообщить, что считать мусором, а что нет. Сервис должен запомнить этот урок и использовать при каждом новом распознавании. Такое возможно только с помощью машинного обучения.

Посмотрим на строку реальной накладной:

«Сорочка жен. бел. Матрешка 084657»

В вашей номенклатуре для этого товара уже есть карточка:

«Матрешка. Сорочка женская белая 084657»

Вы сканируете накладную и загружаете в сервис. Что он должен сделать? Во-первых, распознать текст на скане. Робот сделал это с ошибками:

«Корочка жен. бел. Матрешке 084657»

Во-вторых, сервис должен найти в номенклатуре позицию, которая соответствует товару в накладной. Что при этом происходит «под капотом» сервиса, объясняет аналитик Контур.Маркета Аркадий Загорюев:

«Из названий товаров машина извлекает множество признаков и сравнивает их с распознанной строкой. Сервис сообщает, что пара названий является одним и тем же товаром. Если она ошиблась, пользователь указывает на верное соответствие. Система его запоминает и обновляет алгоритм с учетом этой ошибки, это и есть самообучение».

Результат обучения вы ощутите, как только столкнетесь с похожей ситуацией. Например, поставщик снова прислал накладную со строкой:

«Сорочка жен. бел. Матрешка 084657».

В этом случае сервис успешно сопоставит ее с карточкой товара в сервисе, несмотря на непохожесть строк:

«Матрешка. Сорочка женская белая 084657»

Машинное обучение Контур.Маркета — непрерывный процесс. Чем чаще вы загружаете сканы в сервис, тем точнее он сопоставляет данные на картинке с данными в каталоге.

Сервис делают пользователи

«Распознавание накладных было одним из самых топовых пожеланий на нашем форуме. Я благодарю всех пользователей, которые участвовали в тестировании этой возможности, — комментирует эксперт Контур.Маркета Татьяна Щипанова. – Именно тестирование показало, что готовое решение будет значительно отличаться от задуманного, например, от загрузки не только сканов, но и текстовых и табличных документов».

В сентябре доступ к распознаванию получили 50 пользователей-пионеров. Они тестировали загрузку накладных, работая в своих торговых точках, и отправляли команде Маркета свои замечания и предложения.

К декабрю разработчики поправили множество найденных ошибок, обновили инструкции, удалили из распознавания самые нестабильно работающие модули, в том числе загрузку накладных в форматах word и excel. Далее команда пристально следила за тем, как распознавание работает в боевых условиях.

«Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что накладные в Маркете распознаются стабильно, и открываем новую возможность для всех, кто хочет избавиться от рутины, — заключает Татьяна Щипанова. – Мы будем развивать распознавание, ориентируясь на реакцию широкого круга пользователей».

Загружайте накладные и голосуйте за новые возможности

Загрузка сканов накладных — только начало. В Маркет можно будет загружать и другие форматы документов. Каких именно, подскажут пользователи. На форуме они голосуют за возможности, которые хотят видеть в сервисе, а команда Маркета учтет эти пожелания при планировании задач.


Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Новости по теме

Малый бизнес ищет способы снизить затраты или отсрочить платежи по обязательствам. Меняет ассортимент, переводит заказы и продажу в онлайн. Интересуется обучающими курсами и вебинарами. Читайте о мерах поддержки государства для малого и микробизнеса. А также об антикризисных акциях Контур.Маркета и других сервисов СКБ Контур.

6 июля

Салонам красоты, автосервисам и другим предприятиям услуг стало проще планировать загрузку персонала и управлять календарем. А их клиентам — удобнее записываться на услуги онлайн. По пожеланиям пользователей в Маркете можно указывать, сколько длится услуга и какой мастер ее оказывает.

6 июля

Клиенты Контур.Маркета теперь могут скачать прайс. Он нужен, когда ценники размещать неудобно или негде. Например, в салоне услуг прайсы кладут на стойку администратора, а в магазинах — прикрепляют на шкафы с табаком, холодильники с заморозкой и тесные витрины.

29 июня