Маркировка табака в вопросах и ответах

16 мая
Чтобы торговать маркированным табаком по закону, нужно зарегистрироваться в национальной системе маркировки «Честный знак». Что делать дальше, эксперт Контур.Маркета рассказал на вебинаре о маркировке и ответил на вопросы участников. Смотрите подборку ответов и задавайте свои вопросы в комментариях.

О чем вы узнаете из этой подборки:

Регистрация в системе «Честный знак» и сроки внедрения маркировки

Все группы товаров (обувь, шины и т.д.) будут подтверждаться через «Честный знак»?

— Да, система «Честный знак» создана для прослеживаемости товаров, которые маркируются средствами идентификации. Какая именно продукция подлежит маркировке, указано на сайте «Честного знака». Оператором государственной информационной системы мониторинга (далее ГИС мониторинга) назначено ООО «Оператор-ЦРПТ» Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р.

На сайте «Честный знак» должны регистрироваться и торговые точки (розница)?

— Да, все, кто имеет дело с табаком, должны встать на учет в «Честном знаке» до 30 июня 2019 года включительно (Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224).

ИП торгует табаком в розницу. В этом году подключили в Контуре сервис маркировки табака. Нам тоже нужно регистрироваться в «Честном знаке»?

— Да, зарегистрироваться необходимо до 30 июня включительно, Если вы уже клиент Контур.Маркета, рекомендуем дождаться обновления сервиса, которое поможет вам зарегистрироваться быстрее и проще.

Каковы сроки подтверждения накладных по табаку?

— Получать табачные накладные, или УПД, нужно будет с 1 июля 2020 года через систему электронного документооборота. Требование касается и производителей, и оптовиков, и розничных продавцов в магазинах и общепите.

Есть ли информация что с июля 2019 года ИП на ЕНВД запретят продавать маркированный товар?

— Да, Минфин предлагал запретить тем, кто применяет ЕНВД и ПСН, продавать маркированные изделия. Инициатива содержится в документе Минфина. Окончательного решения пока нет.

Маркировка для оптовиков и общепита

Расскажите о продаже кальяна в ресторанах.

— Розница и общепит, в том числе рестораны, обязаны с 1 июля 2020 года продавать маркированный кальянный табак через кассу с отправкой сведений в ГИС мониторинга. Если у вас есть освобождение от кассы или ОФД, нужно дождаться разъяснений от регулятора, как отчитываться в ГИС мониторинга в таких случаях. Кальянный табак без маркировки запрещено производить с 1 июля 2020 года, а продавать — с 1 июля 2021 года.

У нас столовая, есть варианты программы для маркировки?

— Как правило, общепит использует специализированные программы для учета составных блюд или производимой продукции. Рекомендуем уточнить у разработчика вашей программы, поддерживает ли она маркировку. Если нет, вы можете подключить модификатор «Маркировка» к одному из основных тарифов Контур.Маркета и использовать его параллельно со своей программой (смотреть тарифы).

Как быть оптовым компаниям, которые закупают табак не у дистрибьютора, а у перекупщика? ККТ не используется, потому что все расчеты в безналичной форме.

— Новые правила коснутся оптовых компаний с 1 июля 2020 года, когда нужно будет подписывать универсальные передаточные документы (УПД) на табак и передавать их в ГИС мониторинга через ЭДО. Сейчас вам нужно только встать на учет в «Честном знаке» (п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 № 224).

Как быть при мелком опте если часть товара продается по безналу, а часть за наличку? Для расчетов нужно использовать ККТ?

— Если вы продаете табак ИП или юрлицу, то требования к маркировке вас коснутся с 1 июля 2020 года. Если реализуете еще и физлицам, то по требованиям закона № 54-ФЗ вам нужно применять онлайн-кассу, а по требованиям к маркировке — сканировать Data Matrix при продаже через кассу.

Как быть компаниям, освобожденным от кассы и ОФД

Если предприниматель освобожден от использования ККТ, как тогда отправлять коды проданных сигарет?

— Совсем освобождены от применения кассы те, кто работают в труднодоступных или отдаленных местностях. Пока от ЦРПТ нет разъяснений, как отчитываться о продажах маркированного табака тем, кто имеет право торговать без кассы. Как только схема будет описана, мы расскажем об этом в новостях.

Как будут списываться коды, если мы можем не работать с ОФД?

— Уже ясно, что такие категории бизнеса тоже будут обязаны отчитываться в ИС мониторинга о реализации маркированного табака (п. 72 в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Как именно передавать сведения без участия ОФД, будет известно позже, когда выйдут соответствующие пояснения регулятора.

Кассы, оборудование и сервисы с поддержкой маркировки

Что такое тег 1162?

— Это реквизит в чеке, благодаря которому касса сообщает ОФД, что был продан маркированный табак. Чтобы отличать табак от других товаров и указывать сведения под тегом 1162, касса должна иметь соответствующую прошивку и кассовое ПО. Кассовая программа Контур.Маркета уже умеет передавать тег 1162.

Как проверить, может ли наша ККТ передавать данные с тегом 1162? Можно ли это сделать самостоятельно?

— Увы, самому провести проверку не удастся, степень готовности своей кассы уточните у производителя или компании, где приобрели ККТ. Все кассы СКБ Контур, или уже поддерживают маркировку или дают возможность установить перепрошивку на расширенный формат фискальных документов 1.05 (ФФД 1.05) с тегом 1162.

Где перепрошить ККТ?

— Пожалуйста, задайте этот вопрос производителю своей кассы или компании, которая вам ее продала. Перепрошивку обычно делают в авторизованных сервисных центрах.

Есть ли возможность подключить для сигарет облачный сервис Контура, если у нас уже есть другая система для товароучета и алкоголя? ОФД тоже другой.

— Да, вы можете передавать номенклатуру из своей учетной программы в облачный сервис Контур.Маркет, он имеет кассовую программу для маркировки. При этом ваш ОФД тоже должен поддерживать маркировку.

Работайте с маркировкой в Контур.Маркете. Ведите каталог товаров, передавайте табачную номенклатуру на кассу, отправляйте данные о продажах в ГИС мониторинга через ОФД. Отправить заявку на модуль «Маркировка» в Маркете

Можно ли пригласить вашего специалиста по настройке работы с табаком?

— Да, вы можете пригласить специалиста, для этого отправьте заявку. Менеджер с вами свяжется, чтобы обсудить детали.  

Можно ли комплект Атол 30Ф и Multi POS-9 использовать с беспроводным интернетом? Там есть внутри сим-карта?

— Эти устройства не предназначены для подключения мобильного интернета через сим-карту. Если нет проводного интернета, то для Атол 30Ф и MultiPOS-Х9 вы можете использовать беспроводной Wi-Fi.

Фискальный накопитель нужен, как на алкогольную продукцию или подойдет ФН как для простых продуктов?

— Фискальный накопитель подойдет любой, специальных ФН ни под алкоголь, ни под маркировку не существует.

Тонкости при приеме, продаже и учете продукции

Приемка без сканера возможна? То есть можно просто подтвердить, как в ЕГАИС, что пришел табак?

— Да, вы можете принимать поставку, не сканируя табачные упаковки. Однако мы рекомендуем сканирование при приемке, чтобы предотвратить возможную пересортицу.

Как торговать сигаретами по блокам?

— Блоки тоже промаркированы, как и пачки, поэтому сканируйте при реализации код на блоке. Если распаковываете блок и продаете пачки отдельно, то код на блоке сканировать не нужно, считывайте Data Matrix на каждой пачке. ГИС мониторинга в любом случае получит данные о реализации, поскольку система знает от производителя, какие именно коды содержит блок.

Офис (товарооборот) находится удаленно от магазина. В магазине возможности приемки товара нет. Как лучше организовать процесс работы по торговле маркированной продукцией?

— До 1 июля 2020 года вы можете принимать табачные изделия так же, как другие товары. Главное, не забывайте сканировать маркированный табак на кассе, начиная с 1 июля 2019 года.

Если планируете сканировать товар при приемке, это можно делать там, где у вас стоит компьютер (предполагаем, что это ваш офис). Установите на компьютер Контур.Маркет и подключите 2D-сканер.

Будут ли контролироваться фактические остатки на складах с остатками в ГИС?

— Ведение остатков, возможно, станет обязательным позже. Сейчас — нет.

При приемке товара на пачке есть МРЦ и штрихкод: получили, завели и продаем. В следующей поставке эта позиция с этим же штрихкодом, но с другой МРЦ, а на остатке еще есть эти же сигареты. Как продавать?

— Если на пачке кода Data Matrix нет, проверяйте пачку при продаже и указывайте цену с пачки. Если Data Matrix есть на пачке, отсканируйте его, и касса поставит МРЦ в чек автоматически (если у кассы есть соответствующее ПО).

Предоставляем услуги кейтеринга в отдаленных вахтовых поселках. В поселках сигареты отпускаются заказчику «под запись». В конце месяца оформляется счет-фактура и акт выполненных работ в адрес компании-заказчика с формулировкой «реализация товаров сотрудникам заказчика по ведомости». Как продавать с 1 июля 2019 года?

— Описанный вами процесс сложно назвать розничной реализацией, скорее это взаимодействие двух юрлиц. Следовательно, для вас обязанность работать с маркировкой наступит с 1 июля 2020 года, когда нужно будет принимать УПД.

Пользуйтесь готовым решением для маркировки в Контур.Маркете. Отправляйте данные с кассы в ГИС мониторинга, работайте с табачными накладными через ЭДО.

Отправить заявку
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Другие новости Маркета

Кристина Давыдова
Руководитель PR-службы