«Меркурий» или маркировка: куда попадет готовая молочная продукция?

19 марта
Рассказываем, что ждет компании, которые работают с молочной продукцией.

Вопрос, как именно государство будет фиксировать перемещение готовой молочной продукции — с помощью «Меркурия» или маркировки, — до сих пор остается открытым. Эксперты СКБ Контур собрали информацию о статусе готовой молочной продукции.

О чем речь

С 1 июля 2018 года электронная ветеринарная сертификация товаров животного происхождения через систему «Меркурий» стала обязательной. Готовую молочную продукцию исключили из списка подконтрольных товаров незадолго до вступления в силу Приказа Минсельхоза от 18.12.2015 № 648. С тех пор государство решает, каким образом будет контролировать готовую молочную продукцию.

Минпромторг настаивает, чтобы надзор за готовой молочной продукцией осуществлялся через систему маркировки, в которую до этого был включен табак, одежда, духи, шины и прочие товары. Ответственный за систему обязательной маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и крупные производители обсуждают экспериментальный пилотный проект по маркировке готовой молочной продукции. Запуск пилотного проекта был запланирован на декабрь 2018 года, однако его результаты неизвестны. При этом официальной нормативной документации, которая регламентировала бы вступление в силу системы маркировки готовой молочной продукции, нет.

Что известно сейчас

22 февраля 2019 года на федеральном портале нормативных правовых актов в очередной раз появился проект изменений в Приказе Минсельхоза России ‎от 18.12.2015 № 648, который уточняет даты введения молочной продукции под надзор «Меркурия». Согласно этому законопроекту, переход разделен на два этапа: с 1 июля будет необходимо оформлять ВСД на молоко, сливки, сливочное масло, сыры и творог. С 1 ноября электронные ветеринарные свидетельства потребуются и остальной молочной продукции, в том числе йогурту и кефиру.

Перед этим — 19 февраля 2019 года — прошел Всероссийский съезд производителей и переработчиков молока, где выступал заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов. Несмотря на то что конкретный срок перевода молочной продукции в список подконтрольной Власов не обозначил, он сделал несколько важных заявлений:

  • Торговые сети и крупные дистрибьюторы уже работают в «Меркурии» с другими типами товаров, у них не возникнет сложностей после включения молочной продукции в список подконтрольной.
  •  Согласно статистике ведомства, к январю 2019 года большая часть молокопроизводителей была готова к внедрению электронной ветеринарной сертификации.
  • «Меркурий» готовят к введению готовой молочной продукции — увеличивают вычислительную мощность системы, закупая новые серверы.
  •  Вводить молочную продукцию будут дробным способом — в несколько этапов, чтобы у предприятий не возникло проблем с отгрузками.
  • Ведомство начнет введение готовой молочной продукции с товаров с длительным сроком хранения, исключая ультрапастеризованное молоко. Таким образом, под сертификацию попадают масло, сыр и молочные консервы: сливки в банках, сгущенка и др.
  • Чтобы подготовиться к изменениям в законе, разбираться в работе «Меркурия» и обучать персонал стоит уже сейчас.

Что говорят эксперты

«„Меркурий“ — система технически не идеальная, но уже работающая и проверенная, а маркировка сейчас только развивается и проходит стадию эксперимента. Она потребует больше вложений, чем „Меркурий“. В частности, маркировка предполагает переоборудование производственных линий, а для начала работы с „Меркурием“ достаточно зарегистрироваться в государственном веб-сервисе или приобрести специальное IT-решение, чтобы работать в своей же учетной системе», — отмечает Павел Большаков, эксперт Контур.Меркурия.

По данным СКБ Контур, средне-крупным производителям молочной продукции придется значительно потратиться, чтобы полноценно работать с маркировкой. Например, лазерный принтер для нанесения кодов маркировки на упаковку обойдется компании в десятки тысяч евро. Учитывая затраты на получение кодов маркировки в ЦРПТ и организацию процесса ЭДО на предприятии, маркировка приведет к существенным расходам.

Работа в государственном «Меркурии» для предприятий бесплатна, а на полноценное интеграционное решение для автоматизации работы с ветеринарной сертификацией средний молокозавод или дистрибьютор потратит около 100 тысяч рублей. Это стоимость реальных проектов интеграции предприятий, которые Контур.Меркурий делал в июне 2018 года, прежде чем молочную продукцию исключили из перечня поднадзорной.

«У нас есть действующие клиенты, которые продолжают сертифицировать молочную продукцию через модуль Контур.Меркурий для 1С, несмотря на вывод их продукции из списка поднадзорных товаров. Компании понимают, что лучше готовиться к изменениям сейчас и заранее обкатывать новые процессы сертификации. В какой бы срок государство ни изменило закон — 1 апреля и 1 июля 2019 года, — к моменту дополнения молочной продукцией списка поднадзорной такие компании будут готовы работать с контрагентами без перебоев в поставках», — комментирует ситуацию Павел Большаков.

Как отмечают специалисты СКБ Контур, подготовка к введению молочной продукции в состав поднадзорной ведется полным ходом, а к инициативам со стороны государства стоит относиться серьезно. Скорее всего, молочная продукция будет прослеживаться через систему «Меркурий».

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Другие новости Меркурия

Кристина Давыдова
Руководитель PR-службы