Список 764‑П — Контур.Призма — СКБ Контур

Список 764‑П

Субъекты 115-ФЗ должны следить за операциями клиентов и выявлять сомнительные. Общий список всех клиентов, которым банки и НФО отказывают в проведении операции или открытии счета, отправляет Центробанк. Рассказываем, что это за перечень и как в него не попасть.

Что такое список 764-П

По закону субъекты 115-ФЗ должны помогать государству бороться с отмыванием преступных доходов и финансированием террористов. Для этого они обязаны следить за операциями и сделками своих клиентов. О подозрительных действиях компаний и граждан им надо сообщать регулятору.

Когда банки и некредитные финансовые организации (НФО) выявляют подозрительные операции, то формируют сведения о них и передают данные в Росфинмониторинг. Регулятор, в свою очередь, создает единый перечень с данными, полученными от всех субъектов.

Консолидированную информацию о клиентах, которым отказали в проведении подозрительной операции или в приеме на обслуживание, коротко называют списком 764-П, по номеру документа Центробанка. Порядок передачи сведений прописан в Положении ЦБ РФ от 15.07.2021 № 764-П.

До 15 июля 2021 процесс передачи данных регулировался Положением ЦБ РФ № 639-П от 30.03.2018, поэтому список назывался 639-П. Документ утратил силу.

Какая информация попадает в список 764-П

В ходе проверки клиентских операций банки и НФО руководствуются требованиями 115-ФЗ, Положением Банка России от 02.03.2012 № 375-П и Методическими рекомендациями ЦБ.

В этих нормативно-правовых актах определены критерии, которые указывают на необычный и подозрительных характер действий клиента. Они сигнализируют сотруднику финмониторинга, что операции требуют повышенного внимания и их нужно проверить, а если подозрения обоснованы — не пропустить. Если сотрудник признает операцию сомнительной, он направляет сведения о ней в Росфинмониторинг.

Приведем несколько конкретных ситуаций, когда у сотрудника финмониторинга есть основания полагать, что операция носит подозрительных характер:

  • Клиент получил субсидию из бюджета и снял деньги наличными, не использовав их по целевому назначению.
  • Процентная ставка по договору займа ниже ключевой ставки ЦБ РФ.
  • Клиент отказался от операции после того, как сотрудники банка засомневались в ее легальности.
  • Счетами двух компаний из разных стран управляют с одного устройства.
  • На счет юрлица зачислили крупные суммы денег за короткий промежуток времени, а затем сняли их наличными.
  • Клиент стал вносить необычно много наличных средств на счет, хотя его вид деятельности этого не предполагает.
  • Клиент регулярно переводит деньги на свой счет в другой банк без очевидной цели.
  • Клиент перечисляет крупные суммы физическим лицам, а они получают их в наличной форме.
  • ИП перечисляет деньги на свои счета физлица, при этом других операций по счетам ИП нет.
  • Сделка не соответствует основному виду деятельности юрлица или ИП либо является для него нетипичной. Например, основной и единственный вид деятельности компании — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20). Фирма сдает в аренду несколько нежилых помещений. Ее доход состоит из арендных платежей около миллиона рублей в месяц. Внезапно на счет организации начинают поступать крупные суммы денег в размере 10 и 20 млн рублей. Назначение платежей — поставка товаров и оказание услуг. Это насторожит сотрудника службы финмониторинга банка.

Как банки получают список 764-П

Банки и НФО не сами формируют список 764-П. В процессе участвуют ЦБ и Росфинмониторинг.

Закон устанавливает определенный регламент по тому, как сотруднику финмониторинга действовать в случае выявления подозрительной операции. Процесс складывается из следующих этапов:

  1. Когда клиент не доказал экономическую обоснованность проводимой операции или не подтвердил реальность своей деятельности при заключении договора банковского счета, сотрудник финмониторинга направляет уведомление клиенту об отказе в проведении операции, расторжении договора банковского счета или об отказе в приеме на обслуживание.

Одновременно с этим формируется и передается сообщение (ФЭС) в Росфинмониторинг. По правилам п. 13.1 ст. 7 115-ФЗ, направить информацию нужно не позднее следующего рабочего дня с момента принятия решения об отказе.

  1. Регулятор оформляет полученную информацию от всех субъектов в один архив и направляет его в ЦБ РФ. Срок — рабочий день.
  2. ЦБ шифрует архив с данными и рассылает его по своим территориальным отделениям. Это занимает до 10 дней.
  3. Региональные отделения ЦБ передают сведения кредитным организациям и НФО на своей территории. Они делают это в течение рабочего дня.
  4. Организации должны принять архив с информацией и отчитаться, что получили сведения.

Архив с данными, который в итоге доходит до кредитных организаций и НФО, и есть тот самый список 764-П. Клиенты не включаются в этот перечень сразу, процедура занимает несколько дней.

В список 764-П попадает информация о следующих фактах:

  • Банк отказался провести подозрительную операцию.
  • Банк отказался заключить с клиентом договор банковского счета или вклада. Причина — кредитная организация подозревает, что компания будет использовать счет для преступной деятельности. 
  • Кредитная организация расторгла договор банковского счета или вклада с клиентом. Причина — банк минимум два раза за год отменял подозрительные операции.
  • Клиент доказал банку, что подозрительная операция легальна. В таком случае основание для отмены операции отпадет. Например, компания предоставила банку документы по сделке. Или оспорила решение об отказе в межведомственной комиссии при ЦБ РФ, которая встала на сторону фирмы.
  • Суд признал, что банк незаконно отменил операцию клиента. 
  • Клиент доказал банку, что он открывает счет для законной деятельности. Например, фирма подтвердила реальность своего бизнеса: предоставила учредительные документы, договоры с поставщиками, лицензию. Или обратилась межведомственную комиссию при ЦБ РФ, которая приняла решение в пользу организации.
  • Суд отменил решение банка об отказе открыть клиенту счет.
  • Суд или межведомственная комиссия установили, что одна из операций клиента была законной. Значит, основание расторгнуть договор отпало.  
  • Суд установил, что банк разорвал договор банковского счета незаконно.

Еще в списке указываются ФИО клиента, его паспортные данные, адрес. Если в перечень попала компания, вносят ее название, ОГРН, ИНН, КПП, адрес регистрации.

Также в списке есть даты и реквизиты документов, которые клиент представлял в банк, чтобы подтвердить операцию. Это могут быть акты приема-передачи, счета-фактуры, накладные, приходные кассовые ордера, договоры. Например, чтобы подтвердить оплату по сделке, клиент покажет банку договор поставки, счет на оплату от контрагента, накладную с перечнем переданных товаров.

Чем грозит попадание в список
764-П

По закону банки и НФО уделяют особое внимание клиентам, которые попали в список 764-П. Это значит, что таким клиентам присваивается повышенный уровень риска, а их операции проверяются более тщательно. Сотрудники финмониторинга могут чаще просить представить документы, чтобы удостовериться в законности платежей.

Также банки и НФО используют этот список при анализе контрагентов клиента. Если большая доля расчетов приходится на партнеров по бизнесу, которые есть в списке 764-П, к деятельности клиента тоже могут возникнуть вопросы.

Попадание клиента в список 764-П не означает, что нужно расторгнуть договор в одностороннем порядке. Закон не запрещает продолжать обслуживание такого клиента.

В свою очередь, клиент, который внесен в список 764-П, имеет право обратиться и в другую кредитную организацию. Попадание в список не может быть единственной причиной отказа в обслуживании. На это указал ЦБ РФ в Информационном письме от 15.06.2017 № ИН-014-12/29 и Методических рекомендациях от 10.11.2017 № 29-МР. При этом если у банка есть и другие основания сомневаться в благонадежности клиента, он может отказать в открытии нового счета.

Как не попасть в список 764-П

Компании не могут быть полностью застрахованы от вопросов со стороны банка. Поэтому если служба финансового мониторинга просит подтвердить операции документами, не стоит отказывать в этом. Длительное игнорирование запроса — повод для ограничения доступа к системам дистанционного банковского обслуживания. При этом клиент имеет право обжаловать решение о включении в список 764-П в самом банке, межведомственной комиссии при ЦБ РФ и суде.

Также попасть под подозрение службы финмониторинга банка можно из-за сотрудничества с сомнительной компанией. Недоверие вызовут недавно созданные организации, компании-банкроты, фирмы с адресом массовой регистрации. Поэтому рекомендуем проверять контрагента до заключения сделки и во время исполнения контракта.

Как проверить компанию по списку 764-П

Содержание списка 764-П — непубличная информация, доступ к которой есть только у банков и НФО. Поэтому любая компания или частный клиент не может перепроверить себя по этому перечню онлайн. Важно учитывать, что попадание в список 764-П не говорит о том, что компания неблагонадежная. Это обстоятельство нужно анализировать вместе с другими факторами в деятельности организации.


Статьи по теме

Как выявлять необычные сделки и сомнительные операции по 115‑ФЗ

Есть операции и сделки клиентов, на которые субъектам 115-ФЗ нужно обращать особое внимание. Они называются подозрительными, сомнительными или необычными. По каким признакам их выявлять и что делать, если обнаружили? Разбираемся.

Кто относится к публичным должностным лицам

115-ФЗ обязывает компании тщательно изучать клиентов, которые занимают государственные должности. Их называют публичными должностными лицами. Разбираемся, что делать, если потенциальный клиент оказался ПДЛ, и можно ли принять его на обслуживание.

Остались вопросы? Закажите консультацию