Отчёт о прибылях и убытках (Profit and loss statement — англ.) помогает оценить рентабельность компании. Показатель раскрывает все доходы и расходы за нужный период: месяц, квартал или год. Понятно как бизнес зарабатывал деньги, на что их потратил и сколько осталось в конце периода.
Разберём отчёт о прибыли и убытках, объясним его отличие от движения денежных средств и покажем его пользу для бизнеса.
Проверьте, куда уходят деньги, чтобы принимать правильные управленческие решения
Что такое ОПиУ
Отчёт о прибыли и убытках (ОПиУ) входит в «большую тройку» управленческого учёта вместе с движением денежных средств (ДДС) и балансом.
ОПиУ учитывает обязательства компании и показывает её фактическую прибыль. Определение похоже на ДДС, но есть принципиальная разница. Объясним на примере.
Компания выполнила контракт, акт с клиентом подписали 25 мая. По условиям документа, оплата должна прийти до 25 июня. В мае отчёт о движении денежных средств не заметит поступлений по контракту, ведь по факту деньги и не перечисляли. Однако ОПиУ учтёт приход в мае.
Схематически ситуация выглядит так:

ОПиУ фиксирует обязательства по которым ещё не было оплаты. ДДС наоборот — только движение денег
Аналогичная ситуация с зарплатой. В июне сотрудники получат оплату за предыдущий месяц. Фактически деньги «упадут» на карточки в июне, но ОПиУ зачтёт их в мае.
Важно
Прибыль и убытки почти никогда не совпадают с движением денег. Исключение — сектор розницы, когда покупатель оплачивает товар на кассе. В других случаях между выставленным счётом и оплатой проходит время, поэтому они попадают в разные отчётные периоды.
Кому подходит отчёт
ОПиУ раскрывается в связке с ДДС — когда нужно «развести» фактические поступления с признанием выручки. Наибольшую пользу от отчёта получат компании из сектора B2B, участники закупок и те, кто работает с отложенными платежами.
Разберём пример, когда бизнес столкнулся с трудностями из-за отложенных платежей. Все совпадения случайны.
Компания «Чистый Юг» собирает и утилизирует мусор внутри региона. Бизнес создал новую ООО, чтобы участвовать в тендере в соседнем субъекте и выиграл его. За обращение с твёрдыми коммунальными отходами отвечает региональный оператор. Субъект дотационный, что гарантировало получение федеральных субсидий. Иными словами, оператор платежеспособен. Недостаток — федеральные деньги идут медленно. За работу в феврале «Чистый Юг» получил выплаты только в апреле.
Когда бизнес понял ошибку, то пошёл в банк — руководство ожидало привлечь деньги на первые месяцы работы. В банке прочли контракт и отказали в независимой гарантии. Пришлось использовать основное юридическое лицо как донор для подпитки нового.
Пример показывает, что различные показатели обладают ценностью только в комплексе с другими. По ОПиУ всё было хорошо, но фактически бизнес вынужден два месяца заниматься благотворительностью.
Что показывает отчёт
Если говорить без усложнений, то ОПиУ «привязывает» деньги к событиям, которые их сгенерировали. Допустим, в мае компания заключила выгодные контракты с новыми клиентами. Платежи отложенные, поэтому с точки зрения ДДС деньги распределятся по следующим месяцам. Однако важно понимать, что полученная прибыль — следствие работы в мае.
Движение денежных средств | Прибыли и убытки |
---|---|
Показывает движение денег. Если они не поступали или не уходили, то и фиксировать нечего | Строится по дате возникновения обязательств: накладных, актов и документов |
В управленческом учёте ОПиУ рассматривают в связке с ДДС. Первая метрика показывает обязательства, а вторая — фактическое движение денег.
Контур.Пульс станет помощником в принятии решений. Вы точно знаете куда уходят деньги, какие проекты убыточны и на какие сильные стороны бизнеса опереться
Основные показатели ОПиУ
Разберём три основных показателя,в без которых ОПиУ теряет смысл.
Чистая прибыль
Чистая прибыль — финальный результат компании. Эти деньги можно тратить на развитие бизнеса, создание и накопление резервного фонда, выплату дивидендов, премии сотрудникам. Прибыль становится «чистой» после вычета налога на прибыль и других обязательных платежей.
Выручка (поступления от основной деятельности) | 450 000 руб. |
Себестоимость (затраты на производство товара или предоставление услуги) | 300 000 руб. |
Прибыль до расчёта налога (разница между выручкой и себестоимостью) | 150 000 руб. |
Сумма налога (в данном случае на прибыль) | 22 500 руб. |
Чистая прибыль (деньги, которые бизнес никому не должен) | 127 500 руб. |
Рентабельность бизнеса
Рентабельность показывает эффективность использования денег. Выражается как коэффициент или в форме процента. Можно сказать, что рентабельность — это показатель-мультипликатор. По-сути метрика показывает сколько денег принёс каждый вложенный рубль.
Формула рентабельности бизнеса рассчитывается так:
Рентабельность = прибыль / себестоимость × 100 %
Однако интереснее понимать рентабельность каждого проекта: отдельной сделки, сравнить показатели разных месяцев, найти лишние расходы и т.л.

Прибыли и убытки по проектам в сервисе Контур.Пульс. Если цифры подсвечены зелёным цветом, значит, компания работает в «плюс»
В части рентабельности бизнеса есть две точки:
А — рентабельность бизнеса на текущий момент.
Б — показатель, к которому компания стремится прийти к концу года или другого периода.
Отмеченные цифры ― поле для управленческих решений. Допустим, руководитель компании видит такие показатели:
Январь 2021 | Февраль 2021 | Март 2021 | |
---|---|---|---|
Рентабельность | 17,97 % | 0,97 % | 32,93 % |
Прибыль | 35 941,00 | −2 497,36 | 148 185,15 |
Возникают вопросы: почему в феврале прибыль ушла в минус? Можно ли было этого избежать? Если нужно оставить больше ресурсов на развитие, то стоит посмотреть где реально сократить расходы. Например, отдать некоторые задачи на аутсорсинг, а не держать людей в штате.
Точка безубыточности
Точка безубыточности — это своего рода ватерлиния бизнеса. Так называется выручка, которую компания должна получить, чтобы отбить все расходы и выйти в ноль.
Считают точку безубыточности в двух видах:
- В деньгах. Сколько денег нужно получить от продаж, чтобы выйти в ноль.
- В продуктах. Сколько нужно продать товаров или услуг, чтобы компания не генерировала убытки.
Расчёт в натуральном выражении — тема для отдельной статьи, плюс она обычно интересует отдел продаж. В финансовом планировании используют метрику, выраженную в деньгах.
В ОПиУ раскрывают чистую прибыль, рентабельность и точку безубыточности. Эти метрики демонстрируют «здоровье» бизнеса или системные проблемы.
Как выглядит форма отчёта ОПиУ
Разделим отчёт ОПиУ в бухгалтерском и управленческом смыслах. В первом случае прибыли и убытки за отчётный период отражаются в финансовых результатах (п. 1 ст. 14 закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Форма отчётности закреплена в соответствующем приказе Министерства Финансов Российской Федерации. Это важно, обращено к прошлому.
В этом и вся разница. Государство интересует чистота ведения дел в компании. В Управленческом учёте пользователем выступает собственник или руководитель, поэтому на первый план выходят другие критерии.

Окно аналитики в сервисе Контур.Пульс. Здесь можно быстро оценить дела в компании. Например здесь расходы сильно перевесили приход
Напомним: доходы учитывают по дате оформления закрывающих документов, а не по фактической дате поступления денег на счёт. При этом расходы вписывают по мере списания. Поэтому ОПиУ показывает наиболее объективную картину происходящего в компании.
В приведённом примере бизнес ушёл в сильный минус. Возможно, это связано с долгими траншами со стороны клиентов и в следующем месяце ситуация будет лучше.
Сервисы управленческого учёта в реальном времени покажут главную информацию, например, рентабельность, прибыль и расходы с детализацией.

Подробная аналитика ОПиУ в Контур.Пульс. Рентабельность достаточно высокая
Ключевая идея: перед глазами руководителя есть главная информация для принятия решений. Можно рассмотреть показатели подробнее вплоть до налога на конкретные товары, однако это частности. Если при стабильной ситуации в компании рентабельность падает, возможно, всё не так стабильно как кажется.
Следующий момент — обязательства компании. Аренда, зарплата и прочие отчисления актуальны, даже когда продажи проседают. Если к середине месяца бизнес не пересёк точку безубыточности, стоит посмотреть какие направления недорабатывают.
В управленческом учёте компания сама определяет что хочет видеть в ОПиУ. При этом главным требованием остаётся оперативность данных. Если в работе есть пробелы, о них лучше узнать сразу.
Запомнить
- Отчёт о прибылях и убытках помогает оценить рентабельность компании за нужный период: месяц, квартал или год.
- В ОПиУ используют метод начисления: также отражаются обязательства, по которым оплаты ещё не было.
- Прибыли и убытки отражают и в бухгалтерской отчётности. В управленческом учёте они нужны для планирования, поиска слабых мест и точек роста.