Отчёт о прибыли и убытках — Контур.Пульс — СКБ Контур

Отчёт о прибыли и убытках

Отчёт о прибылях и убытках (Profit and loss statement — англ.) помогает оценить рентабельность компании. Показатель раскрывает все доходы и расходы за нужный период: месяц, квартал или год. Понятно как бизнес зарабатывал деньги, на что их потратил и сколько осталось в конце периода.
Разберём отчёт о прибыли и убытках, объясним его отличие от движения денежных средств и покажем его пользу для бизнеса.

pulse

Проверьте, куда уходят деньги, чтобы принимать правильные управленческие решения

Что такое ОПиУ

Отчёт о прибыли и убытках (ОПиУ) входит в «большую тройку» управленческого учёта вместе с движением денежных средств (ДДС) и балансом. 

ОПиУ учитывает обязательства компании и показывает её фактическую прибыль. Определение похоже на ДДС, но есть принципиальная разница. Объясним на примере.

Компания выполнила контракт, акт с клиентом подписали 25 мая. По условиям документа, оплата должна прийти до 25 июня. В мае отчёт о движении денежных средств не заметит поступлений по контракту, ведь по факту деньги и не перечисляли. Однако ОПиУ учтёт приход в мае.

Схематически ситуация выглядит так:

Схема, отображающая разницу ДДС и ОПиУ

ОПиУ фиксирует обязательства по которым ещё не было оплаты. ДДС наоборот — только движение денег

Аналогичная ситуация с зарплатой. В июне сотрудники получат оплату за предыдущий месяц. Фактически деньги «упадут» на карточки в июне, но ОПиУ зачтёт их в мае. 

Важно

Прибыль и убытки почти никогда не совпадают с движением денег. Исключение — сектор розницы, когда покупатель оплачивает товар на кассе. В других случаях между выставленным счётом и оплатой проходит время, поэтому они попадают в разные отчётные периоды.

Кому подходит отчёт

ОПиУ раскрывается в связке с ДДС — когда нужно «развести» фактические поступления с признанием выручки. Наибольшую пользу от отчёта получат компании из сектора B2B, участники закупок и те, кто работает с отложенными платежами.

Разберём пример, когда бизнес столкнулся с трудностями из-за отложенных платежей. Все совпадения случайны.

Компания «Чистый Юг» собирает и утилизирует мусор внутри региона. Бизнес создал новую ООО, чтобы участвовать в тендере в соседнем субъекте и выиграл его. За обращение с твёрдыми коммунальными отходами отвечает региональный оператор. Субъект дотационный, что гарантировало получение федеральных субсидий. Иными словами, оператор платежеспособен. Недостаток — федеральные деньги идут медленно. За работу в феврале «Чистый Юг» получил выплаты только в апреле.

Когда бизнес понял ошибку, то пошёл в банк — руководство ожидало привлечь деньги на первые месяцы работы. В банке прочли контракт и отказали в независимой гарантии. Пришлось использовать основное юридическое лицо как донор для подпитки нового. 

Пример показывает, что различные показатели обладают ценностью только в комплексе с другими. По ОПиУ всё было хорошо, но фактически бизнес вынужден два месяца заниматься благотворительностью. 

Что показывает отчёт

Если говорить без усложнений, то ОПиУ «привязывает» деньги к событиям, которые их сгенерировали. Допустим, в мае компания заключила выгодные контракты с новыми клиентами. Платежи отложенные, поэтому с точки зрения ДДС деньги распределятся по следующим месяцам. Однако важно понимать, что полученная прибыль — следствие работы в мае.

Движение денежных средств Прибыли и убытки
Показывает движение денег. Если они не поступали или не уходили, то и фиксировать нечего Строится по дате возникновения обязательств: накладных, актов и документов

В управленческом учёте ОПиУ рассматривают в связке с ДДС. Первая метрика показывает обязательства, а вторая — фактическое движение денег.

pulse

Контур.Пульс станет помощником в принятии решений. Вы точно знаете куда уходят деньги, какие проекты убыточны и на какие сильные стороны бизнеса опереться

Основные показатели ОПиУ

Разберём три основных показателя,в без которых ОПиУ теряет смысл.

Чистая прибыль

Чистая прибыль — финальный результат компании. Эти деньги можно тратить на развитие бизнеса, создание и накопление резервного фонда, выплату дивидендов, премии сотрудникам. Прибыль становится «чистой» после вычета налога на прибыль и других обязательных платежей.

Выручка (поступления от основной деятельности) 450 000 руб.
Себестоимость (затраты на производство товара или предоставление услуги) 300 000 руб.
Прибыль до расчёта налога (разница между выручкой и себестоимостью) 150 000 руб.
Сумма налога (в данном случае на прибыль) 22 500 руб.
Чистая прибыль (деньги, которые бизнес никому не должен) 127 500 руб.

Рентабельность бизнеса

Рентабельность показывает эффективность использования денег. Выражается как коэффициент или в форме процента. Можно сказать, что рентабельность — это показатель-мультипликатор. По-сути метрика показывает сколько денег принёс каждый вложенный рубль.

Формула рентабельности бизнеса рассчитывается так:

Рентабельность = прибыль / себестоимость × 100 %

Однако интереснее понимать рентабельность каждого проекта: отдельной сделки, сравнить показатели разных месяцев, найти лишние расходы и т.л. 

Аналитика ОПиУ в сервисе Контур.Пульс

Прибыли и убытки по проектам в сервисе Контур.Пульс. Если цифры подсвечены зелёным цветом, значит, компания работает в «плюс»

В части рентабельности бизнеса есть две точки:

А — рентабельность бизнеса на текущий момент.

Б — показатель, к которому компания стремится прийти к концу года или другого периода.

Отмеченные цифры ― поле для управленческих решений. Допустим, руководитель компании видит такие показатели:

  Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021
Рентабельность 17,97 % 0,97 % 32,93 %
Прибыль 35 941,00 −2 497,36 148 185,15

Возникают вопросы: почему в феврале прибыль ушла в минус? Можно ли было этого избежать? Если нужно оставить больше ресурсов на развитие, то стоит посмотреть где реально сократить расходы. Например, отдать некоторые задачи на аутсорсинг, а не держать людей в штате. 

Точка безубыточности

Точка безубыточности — это своего рода ватерлиния бизнеса. Так называется выручка, которую компания должна получить, чтобы отбить все расходы и выйти в ноль. 

Считают точку безубыточности в двух видах:

  • В деньгах. Сколько денег нужно получить от продаж, чтобы выйти в ноль.
  • В продуктах. Сколько нужно продать товаров или услуг, чтобы компания не генерировала убытки.

Расчёт в натуральном выражении — тема для отдельной статьи, плюс она обычно интересует отдел продаж. В финансовом планировании используют метрику, выраженную в деньгах.

В ОПиУ раскрывают чистую прибыль, рентабельность и точку безубыточности. Эти метрики демонстрируют «здоровье» бизнеса или системные проблемы. 

Как выглядит форма отчёта ОПиУ

Разделим отчёт ОПиУ в бухгалтерском и управленческом смыслах. В первом случае прибыли и убытки за отчётный период отражаются в финансовых результатах (п. 1 ст. 14 закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Форма отчётности закреплена в соответствующем приказе Министерства Финансов Российской Федерации. Это важно, обращено к прошлому.

В этом и вся разница. Государство интересует чистота ведения дел в компании. В Управленческом учёте пользователем выступает собственник или руководитель, поэтому на первый план выходят другие критерии.

Аналитика ОПиУ в сервисе Контур.Пульс

Окно аналитики в сервисе Контур.Пульс. Здесь можно быстро оценить дела в компании. Например здесь расходы сильно перевесили приход

Напомним: доходы учитывают по дате оформления закрывающих документов, а не по фактической дате поступления денег на счёт. При этом расходы вписывают по мере списания. Поэтому ОПиУ показывает наиболее объективную картину происходящего в компании.

В приведённом примере бизнес ушёл в сильный минус. Возможно, это связано с долгими траншами со стороны клиентов и в следующем месяце ситуация будет лучше.

Сервисы управленческого учёта в реальном времени покажут главную информацию, например, рентабельность, прибыль и расходы с детализацией.

Аналитика ОПиУ в сервисе Контур.Пульс

Подробная аналитика ОПиУ в Контур.Пульс. Рентабельность достаточно высокая

Ключевая идея: перед глазами руководителя есть главная информация для принятия решений. Можно рассмотреть показатели подробнее вплоть до налога на конкретные товары, однако это частности. Если при стабильной ситуации в компании рентабельность падает, возможно, всё не так стабильно как кажется.

Следующий момент — обязательства компании. Аренда, зарплата и прочие отчисления актуальны, даже когда продажи проседают. Если к середине месяца бизнес не пересёк точку безубыточности, стоит посмотреть какие направления недорабатывают.

В управленческом учёте компания сама определяет что хочет видеть в ОПиУ. При этом главным требованием остаётся оперативность данных. Если в работе есть пробелы, о них лучше узнать сразу.

Запомнить

  1. Отчёт о прибылях и убытках помогает оценить рентабельность компании за нужный период: месяц, квартал или год.
  2. В ОПиУ используют метод начисления: также отражаются обязательства, по которым оплаты ещё не было.
  3. Прибыли и убытки отражают и в бухгалтерской отчётности. В управленческом учёте они нужны для планирования, поиска слабых мест и точек роста.

Статьи по теме

Анализ контрагентов

Российское законодательство не обязывает бизнес проверять контрагентов. Но если партнер окажется недобросовестным, вы рискуете потерять деньги — или даже попасть под налоговую проверку. Разберемся, как можно проанализировать контрагентов, кому и когда это стоит делать.

Основы бюджетирования в управленческом учёте

Бюджетирование — наиболее продвинутая форма управленческого контроля. Грубо говоря, бизнес определяет на что выделить деньги, зачем это делать и как измерять эффективность вложений. Главное здесь учёт и контроль, поэтому методика полезна большинству предприятий.

Основы управленческого учёта. Как удержать бизнес под контролем

Управленческий учёт нужен, чтобы понимать, сколько денег на самом деле заработал бизнес, какую сумму можно безопасно взять из оборота и не грозит ли предприятию кассовый разрыв. Бухгалтерия не поможет отследить нужные показатели в реальном времени, а Налоговой и Пенсионному фонду управленческий учёт не интересен.

Расскажем, как увидеть движение денежных средств, кто должен этим заниматься и какие показатели отслеживать.

Движение денежных средств в управленческом учёте

Движение денежных средств (ДДС) показывает, какой объём денег прошёл через бизнес. Отражаются как общие поступления и списания, так и конкретные операции по всем расчётным счетам и кассам. Так компания контролирует финансы в реальном времени без запроса отчётов и их ожидания. 

Расскажем почему ДДС — важная метрика, и как она помогает собственнику принимать управленческие решения.

Попробовать бесплатно