Как правильно проверить и проанализировать контрагента — Контур.Пульс — СКБ Контур

Анализ контрагентов

Российское законодательство не обязывает бизнес проверять контрагентов. Но если партнер окажется недобросовестным, вы рискуете потерять деньги — или даже попасть под налоговую проверку. Разберемся, как можно проанализировать контрагентов, кому и когда это стоит делать.

pulse

Контур.Пульс — ваш первый шаг к полному контролю за бизнесом. Подробное движение финансов, контроль за расходами и поиск решений для оптимизации

Что такое анализ контрагентов

Чтобы проверить контрагента, нужно собрать и проанализировать информацию о фирме, с которой вы планируете сотрудничать. Полагаться на глаз или на собственный опыт при этом небезопасно: сегодня мошенники умело маскируются под успешные компании. Поэтому лучше проверять фирмы специальными инструментами.

Новый контрагент

Кто такой недобросовестный контрагент

Недобросовестные фирмы не исполняют обязательства перед партнерами или государством. Они не платят налоги, не поставляют обещанные товары и пропадают с горизонта вместе с чужими деньгами.

Возможные признаки таких компаний:

  1. Адрес массовой регистрации. Это адрес, по которому зарегистрировано сразу несколько организаций. Когда с партнером возникнут проблемы, найти его офис не получится — ведь его там никогда не было.
  2. Массовый директор — тот, кто руководит больше, чем пятью фирмами. У компаний может быть разный профиль: от рекламной деятельности до строительства домов. Часто такие фирмы регистрируют, чтобы уйти от налогообложения.
  3. Регистрация фирмы за несколько дней до сделки. Так нередко поступают владельцы фирм-однодневок.
  4. Мало денег и имущества. Убыточная организация вряд ли расплатится с вами вовремя. А если у нее много кредитов, то и вовсе рискует стать банкротом.
  5. Не получается связаться с руководителем. Контакты директора не дают, а его «представитель» не может подтвердить свои полномочия: постоянно «забывает» доверенность дома.
  6. Информации о юрлице нет на сайте ФНС. Сейчас по любой фирме можно получить выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП на сайте налоговой.

Один из этих признаков — еще не повод отказываться от сделки. У компании-грузоперевозчика, скорее всего, есть транспорт в собственности. А вот рекламное агентство может арендовать офис и оборудование вместо того, чтобы его покупать. Так что оценивать добросовестность фирмы лучше по совокупности факторов.

Когда проводить проверку

После Постановления ВАС от 12 октября 2006 года №53 налоговая требует осмотрительнее выбирать контрагентов. Иначе есть риск, что вашу налоговую выгоду признают необоснованной. Все причины такого решения можно свести к двум пунктам:

  1. Организация действовала без должной осмотрительности, так как должна была знать о нарушениях со стороны контрагента.
  2. Организация или аффилированные с ней лица сотрудничают преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязанности.

Проверять компании лучше перед любой сделкой, особенно если:

  • от вас требуют предоплату;
  • вы заключаете договор с новым партнером;
  • сумма сделки значительна для вашего бизнеса;
  • партнер просит отсрочку или рассрочку платежа;
  • организация зарегистрирована в другом регионе.

Какие документы попросить

Для быстрой проверки контрагента достаточно знать его ИНН. Введите его на сайте ФНС, чтобы узнать, действительно ли организация существует, где она зарегистрирована и чем занимается.

Данные запроса

Для более глубокого анализа запросите у партнера дополнительные документы:

  • копию устава организации;
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки;
  • копию паспорта руководителя организации.

Как проверить контрагента

Собрать основную информацию можно с помощью федеральных сайтов и специальных сервисов.

Федеральная налоговая служба. На сайте ФНС есть несколько бесплатных онлайн-сервисов для проверки фирм.

Сервис Как работает Ссылка
Сведения из ЕГРЮЛ Введите ИНН, название фирмы или ФИО индивидуального предпринимателя, выберите регион и получите выписку с личными данными руководителя, местом регистрации, видами деятельности и другими подробностями. https://egrul.nalog.ru/index.html
«Проверка контрагентов» Проверьте, зарегистрированы ли ИП или юридическое лицо в ЕГРН. Для этого введите ИНН, КПП (если известно) и дату сделки с контрагентом. https://npchk.nalog.ru/
Адреса массовой регистрации Проверьте юридический адрес компании или получите список массовых адресов в нужном регионе. https://pb.nalog.ru/ 
Реестр дисквалифицированных лиц (РДЛ) Эти лица по решению суда не имеют права быть руководителями или учредителями компаний или ИП. Чаще всего в реестр попадают люди, которые регистрируют фиктивные фирмы, не выполняют предписания или допускают трудовые нарушения. https://service.nalog.ru/disqualified.do 
Сервис о лицах, которые не могут руководить организацией Сюда попадает информация о судебных актах в адрес граждан. https://service.nalog.ru/svl.do
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, или сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ Проследите, какие изменения вносились в учредительные документы компании. https://service.nalog.ru/uwsfind.do
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Выясните, правда ли партнер зарегистрирован как субъект малого или среднего бизнеса. Для поиска достаточно одного реквизита: ИНН, ОГРН, ОГРНИП, ФИО или названия фирмы. https://rmsp.nalog.ru/search.html

Картотека Арбитражных дел. Чтобы проверить, участвует ли ваш партнер в судебных спорах, нужны ИНН и название фирмы или имя и фамилия ИП. Обращайте внимание на дела, по которым фирма выступает ответчиком. Если с нее регулярно взыскивают долги, лучше не вступать с такой компанией в финансовые отношения.

Банк данных исполнительных производств. Здесь можно проверить компанию или ее руководителя на наличие долгов или штрафов.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. В этом сервисе можно проверить, банкрот ли ваш контрагент. Если он в реестре, откажитесь от сотрудничества.

Росстат — самый простой путь, чтобы ознакомиться с бухгалтерской отчетностью партнера.  Обратите внимание на:

  • Внеоборотные активы предприятия. Если в разделе стоит 0, значит, у компании нет оборудования, помещений, транспорта. Иногда это норма. Но если организация занимается производством, то отсутствие имущества у нее настораживает. Такая компания может оказаться однодневкой или укрываться от долгов, оформляя имущество на другие организации.
  • Оборотные активы. Если запасы постоянно растут, возможно, компания не может реализовать свою продукцию. А чем выше рост дебиторской задолженности, тем меньше шансов, что фирма получает деньги за свои товары.
  • Пассивы. Если растут показатели «заемные средства» и «задолженность кредиторов», значит, фирма берет кредиты, не погасив старые. Или увеличивает долг перед поставщиками/сотрудниками. Все это говорит о ее неплатежеспособности.
  • Чистые активы. Если они меньше 0, значит, у контрагента нет имущества и активов, чтобы покрыть свои долги — связываться с ним рискованно. 

Сервис для проверки паспорта. Здесь можно проверить паспорта директора, учредителя или представителя фирмы-партнера.

Сервис проверки доверенности. Если с вами работает представитель по доверенности, проверить документ можно на сайте. 

Реестры лицензий. Если планируете сделку с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности, заранее проверьте наличие у него лицензии. Эти сведения есть на сайтах лицензирующих органов. Например, Реестр лицензий на сайте Росприроднадзора и реестры Роскомнадзора.

ЕИС Закупки. Узнайте, часто ли контрагент заключает государственные контракты. Это может подтвердить его надежность, особенно если обязательства исполнены в срок.

Единый реестр проверок. На сайте Генпрокуратуры можно узнать про плановые и внеплановые проверки компаний и ИП.

Торгово-промышленная палата РФ. Здесь можно проверить, является ли юрлицо или ИП членом ТП РФ. Если это так, значит, компания точно ведет хозяйственную деятельность.

Собрать информацию — только половина дела. Ее важно правильно проанализировать. С этим может помочь Контур.Пульс. На «Профессиональном» и «Расширенном» тарифах сервис автоматически проанализирует информацию о компании и подсветит факты из справки по принципу светофора:

  • Красным цветом выделит критические факты: компания ликвидирована или может скоро закрыться. Например, находится в банкротстве или подала документы на ликвидацию.  
  • Желтый цвет — фирма отклоняется от нормативных рыночных показателей. Например, у нее много исполнительных производств.  
  • Зеленый цвет — свидетельство того, что фирма ведет реальную деятельность. Например, за последний год выиграла госконтракты, вовремя платит налоги и не участвует в судебных разбирательствах.

pulse

Поручите проверку контрагента сервису Контур.Пульс

Что будет, если не проверять контрагента

Даже одна сделка с недобросовестным контрагентом может привести к проблемам. Вот главные риски такого сотрудничества:

  1. Больше налогов. Налоговый орган может доначислить вам НДС к уплате или отказать в принятии расходов по сделке.
    Например: ООО «Приоритет» на УСН «Доходы минус расходы» закупила у ООО «ИТ-решения» компьютеры на 1 млн рублей. За год «Приоритет» получил 3 млн рублей доходов. Налоговая база по УСН — 2 млн рублей, налог к уплате — 300 тыс. рублей. Но налоговая выяснила, что «ИТ-решения» — недобросовестный поставщик, и запретила учитывать в расходах затраты на компьютеры. Тогда налоговая база — все 3 млн рублей, а сумма налога — 450 тыс. рублей. То есть «Приоритету» придется заплатить на 150 тыс. рублей больше.
  2. Финансовый ущерб. Недобросовестный партнер может исчезнуть сразу после получения денег — а вы останетесь и без средств, и без товаров.
  3. Испорченная репутация. Другие компании откажутся от сделок с вами, если при проверке обнаружат связи с недобросовестными контрагентами.

Статьи по теме

Основы бюджетирования в управленческом учёте

Бюджетирование — наиболее продвинутая форма управленческого контроля. Грубо говоря, бизнес определяет на что выделить деньги, зачем это делать и как измерять эффективность вложений. Главное здесь учёт и контроль, поэтому методика полезна большинству предприятий.

Отчёт о прибыли и убытках

Отчёт о прибылях и убытках (Profit and loss statement — англ.) помогает оценить рентабельность компании. Показатель раскрывает все доходы и расходы за нужный период: месяц, квартал или год. Понятно как бизнес зарабатывал деньги, на что их потратил и сколько осталось в конце периода.

Разберём отчёт о прибыли и убытках, объясним его отличие от движения денежных средств и покажем его пользу для бизнеса.

Основы управленческого учёта. Как удержать бизнес под контролем

Управленческий учёт нужен, чтобы понимать, сколько денег на самом деле заработал бизнес, какую сумму можно безопасно взять из оборота и не грозит ли предприятию кассовый разрыв. Бухгалтерия не поможет отследить нужные показатели в реальном времени, а Налоговой и Пенсионному фонду управленческий учёт не интересен.

Расскажем, как увидеть движение денежных средств, кто должен этим заниматься и какие показатели отслеживать.

Движение денежных средств в управленческом учёте

Движение денежных средств (ДДС) показывает, какой объём денег прошёл через бизнес. Отражаются как общие поступления и списания, так и конкретные операции по всем расчётным счетам и кассам. Так компания контролирует финансы в реальном времени без запроса отчётов и их ожидания. 

Расскажем почему ДДС — важная метрика, и как она помогает собственнику принимать управленческие решения.

Попробовать бесплатно