Как оформить в собственность квартиру в новостройке — Контур.Реестро — СКБ Контур

Как оформить в собственность квартиру в новостройке

После сдачи дома формально все квартиры в нем никому не принадлежат. Чтобы стать хозяином жилья в глазах государства дольщик должен зарегистрировать право собственности в Росреестре. В статье расскажем, как это сделать.

Кoгдa мoжнo oфopмить пpaвo coбcтвeннocти на новостройку

Закон не устанавливает точные сроки, в которые дольщик должен зарегистрировать право собственности на полученное жилье. Теоретически, это можно сделать даже спустя несколько месяцев и даже лет после подписания акта приемки и заселения. Исключение — покупка жилья с использованием материнского капитала. В этом случае зарегистрировать право собственности и выделить доли членам семьи нужно в течение 6 месяцев с момента подписания акта приемки. 

Даже если вы не использовали маткапитал,  лучше зарегистрировать право собственности сразу после получения квартиры от застройщика. Так, без него нельзя распоряжаться недвижимостью: продавать, дарить, сдавать в аренду или передавать по наследству. Не получится и прописаться в квартире или прописать родственников. 

Также государство возвращает часть стоимости квартиры тем, кто платит налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В зависимости от стоимости жилья можно получить до 260 тыс. рублей. Но подать заявление на налоговый вычет можно только после регистрации права собственности. 

Необходимые документы для регистрации квартиры в новостройке

В стандартный пакет документов на регистрацию входят:

  • Договор долевого участия (ДДУ) или уступки прав требования. Этот документ подтвердит, что тот, кто подает документы на регистрацию, имеет на это право.
  • Акт приема-передачи объекта. Количество актов зависит от того, сколько человек прописано в договоре — ведомство запрашивает оригинал от каждого дольщика и еще один дополнительно. Поэтому, даже если в ДДУ указан только один дольщик, актов должно быть два.
  • Паспорт дольщика. Если их несколько — понадобится документ каждого.
  • Квитанция об оплате пошлины. В 2022 году стоимость регистрации права — 2 000 рублей. Если дольщиков несколько, эту сумму нужно разделить на равные части. Каждый дольщик платит свою часть, поэтому и квитанций должно быть несколько. 

В некоторых случаях Росреестр может запросить дополнительные документы. Это зависит от особенностей сделки:

  • Если дольщик получал ипотеку, ему нужно предоставить кредитный договор. А также закладную — если банк выпускал этот документ. Уточните в службе поддержки банка, выпускалась ли закладная при оформлении кредита. Если да — заберите ее в банке и передайте в Росреестр. Некоторые банки отправляют закладные самостоятельно, без участия заемщика. Вместе с закладной банк может передать справку о смене предмета залога — это необязательный документ, но его можно приложить к заявлению на регистрацию.
  • Если оформляется совместная собственность на супругов, нужно приложить свидетельство о браке.
  • Если документы подает представитель — понадобится нотариально заверенная доверенность. Это правило не действует, если документы за дольщика подает застройщик.

Пошаговая инструкция по офopмлeнию нoвocтpoйки в coбcтвeннocть

Зарегистрировать право собственности можно несколькими способами. Сначала решите, будете ли вы делать это самостоятельно или с помощью застройщика. Дело в том, что с 13 июля 2020 года застройщик может подавать заявление на регистрацию в Росреестр без доверенности собственника. Для этого ему нужен только акт приемки. Уточните у представителя застройщика, предоставляет ли он такую услугу. Если нет, или вы не хотите дополнительных расходов — зарегистрировать право можно и самостоятельно.

Как зарегистрировать право собственности самостоятельно

Через МФЦ:

  1. Соберите пакет документов. Рекомендуем уточнить полный список на сайте Росреестра. Заполните анкету и сайт покажет стоимость, сроки оказания услуги, а также перечень необходимых документов.
  2. Запишитесь на прием в МФЦ. Сделать это можно на сайте многофункционального центра или по телефону. Обычно ждать очереди приходится до нескольких дней. Но иногда ближайшее окно для записи есть только через несколько недель. Такое случалось, например, во время коронавирусных ограничений.
  3. В назначенный день придите в МФЦ, напишите заявление на регистрацию и передайте пакет документов. Сотрудник МФЦ выдаст расписку в получении документов.
  4. В течение девяти рабочих дней Росреестр зарегистрирует право собственности. Статус регистрации можно уточнить на бесплатной линии поддержки Росреестра по телефону 8(800)100-34-34. А также на сайте ведомства. В обоих случаях нужно указать номер заявки.
  5. Когда право зарегистрируют, нужно снова приехать в МФЦ, чтобы забрать документы. Записываться на прием заранее не нужно — в этом случае можно пройти в порядке живой очереди. Сотрудник МФЦ вернет все документы, которые вы передавали на регистрацию, кроме закладной — она будет храниться в депозитарии. Также вам выдадут выписку из ЕГРН, которая и подтвердит, что право собственности зарегистрировано.

Раньше Росреестр ставил штамп о регистрации на договорах, в том числе на ДКП. Но с 29 июня 2022 года ведомство перестало это делать. Теперь государственная регистрация подтверждается только выпиской из ЕГРН.

Онлайн на портале Росреестра:

1. Получите сертификат электронной подписи (ЭП) — это аналог собственноручной подписи, который используют для работы с электронными документами. Для работы на портале нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Ее стоимость для физлица — около 1 тыс. рублей. Получить такую подпись можно только в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

ca

Получите электронную подпись для работы на портале Росреестра в Удостоверяющем центре Контура. С ней вы сможете не только оформлять сделки с недвижимостью, но и заказывать выписки из ЕГРН.

2. Перейдите на портал Росреестра, откройте вкладку «Услуги и сервисы» — «Регистрация недвижимости».
3. Выберите пункт «Подать заявление на государственную регистрацию права» и заполните анкету. Загрузите сканы необходимых документов в специальную форму.
4. Подпишите заявление на регистрацию своей электронной подписью и отправьте его в Росреестр. 
5. В течение семи рабочих дней ведомство зарегистрирует право. Вы получите уведомление об этом на электронную почту. В письме вам отправят электронную выписку из ЕГРН — она подтвердит факт регистрации.

Сроки оформления квартиры в собственность в новостройке

Срок регистрации зависит от способа подачи документов:

  • до девяти рабочих дней придется подождать, если вы подали бумажные документы через МФЦ,
  • до семи рабочих дней займет обработка электронного заявления.

Как оформить долевую собственность, если в ДДУ указан один человек

Если вы купили недвижимость в браке, не важно, на кого она оформлена. У супругов будет совместная собственность на объект, даже если в договоре стояло имя только одного из них. Исключение — брачный договор или соглашение о разделе имущества, которые оговаривают другой раздел собственности.

В других случаях выделить доли можно несколькими способами:

Если вы еще не подписали акт приемки, заключите дополнительное соглашение к ДДУ или соглашение об уступке части требований. Такой документ можно составить только при участии застройщика и его согласии. Иногда застройщики берут комиссию за разрешение на переуступку — фиксированную сумму или процент от стоимости жилья. Уточните, есть ли такой пункт в вашем договоре. 

Если вы уже подписали акт приемки, придется сначала зарегистрировать право на одного собственника, а потом передать долю второму владельцу. 

Если при покупке квартиры использовался материнский капитал, зарегистрируйте право собственности на того, кто указан в ДДУ. После этого заключите соглашение о выделении долей по маткапиталу и передайте его в МФЦ. Вместе с соглашением нужно передать и пакет документов:

  • паспорта родителей,
  • свидетельство о рождении ребенка,
  • свидетельство о регистрации брака или о разводе,
  • выписку из ЕГРН, 
  • чек об оплате госпошлины.

В течение 10 рабочих дней Росреестр зарегистрирует долевую собственность на всех членов семьи, указанных в сертификате.


Статьи по теме

Договор социального найма: как получить квартиру от государства

Если средств на аренду или покупку жилья нет, можно снять квартиру у государства. Это поможет снизить стоимость аренды в десятки раз. Но рассчитывать на такой вариант могут не все. Расскажем, как оформить в найм муниципальное жилье и кто имеет на это право.

Обязательства застройщика при банкротстве

Покупка квартиры в новостройке — выгодное решение. Квадратный метр на начальной стадии строительства стоит дешево, ипотечные ставки на строящееся жилье значительно ниже, а выбор планировочных решений больше. Но есть в такой сделке и свои минусы. Самый неприятный из них — банкротство застройщика.

Ошибки в документах на недвижимость: как их исправить

Если в документы на недвижимое имущество закралась ошибка, его нельзя будет продать или подарить. Расскажем, какие ошибки бывают в документах на недвижимость и как их исправить, а также много ли времени уйдет на корректировку и во сколько это обойдется.

Какие документы принести на сделку с недвижимостью

Приобретение недвижимости — важный и ответственный шаг. Чтобы сделка прошла в установленные сроки и в регистрации не было отказано, нужно собрать полный пакет документов и проверить, насколько они соответствуют требованиям Росреестра.

Расскажем, как все работает, и подключим