Согласно закону от 31 декабря 2014 г. № 531-ФЗ, с 1 июля 2015 г. государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным унитарным предприятиям или государственным и муниципальным учреждениям будет запрещено размещать технические средства информационных систем за пределами территории Российской Федерации. Также федеральный закон наделяет полномочиями Правительство Российской Федерации, которые касаются контроля за соблюдением вышеописанных требований и контроля создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем.
Максим Малкиев, эксперт по защите информационных систем персональных данных компании СКБ Контур:
«В разрезе международных отношений и напряженной внешнеэкономической и политической ситуации принятие подобных изменений выглядит вполне обоснованным.
531-ФЗ запрещает размещать технические средства информационных систем за пределами территории Российской Федерации. 242-ФЗ запрещает вести обработку персональных данных граждан Российской Федерации и хранить базы данных за пределами территории Российской Федерации. 531-ФЗ кажется логичным дополнением к 242-ФЗ, но не обошлось без ложки дегтя в бочке с медом. Эти законы противоречат друг другу в части, посвященной хранению данных.
Рассмотрим ситуацию с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В таком случае согласно части 1 статьи 2 242-ФЗ обработка персональных данных граждан Российской Федерации возможна в базах данных, находящихся за пределами ее территории. В то же время часть 1 статьи 1 531-ФЗ запрещает размещать технические средства информационных систем за пределами территории Российской Федерации. Как в таком случае реализовать возможность обработки персональных данных граждан в базах данных, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и при этом не размещать там технические средства информационных систем персональных данных — не ясно».