Новое в закупках по 44‑ФЗ для заказчика. Сентябрь 2019

Планы закупок исключили из закона, Минфину разрешили составлять типовые контракты, а торговым площадкам запретили брать плату за ЭДО. Эти и другие изменения — в новом дайджесте.

Планы закупок исключили из закона

С 1 октября утратило силу требование вести планы закупок. Планы закупок еще останутся в работе до 2020 года, но проверять их не будут. Эти полномочия больше не входят в обязанности контролеров.

В нормативных актах урегулировали цены за единицу товара

В мае 2019 года в 44-ФЗ были внесены поправки, позволяющие закупать любой товар или услугу за единицу стоимости, если объем закупки нельзя просчитать заранее. Но эти изменения до сих пор не были отражены в некоторых постановлениях по планированию, отчетности и преимуществам. Теперь цены за единицу урегулировали во всех нормативных актах.

Авансы нужно прописывать для каждого этапа

Если контракт предполагает этапы исполнения и предоплату, заказчик должен прописывать авансовые платежи для каждого этапа. Не забудьте внести информацию об авансах в реестр контрактов.

Заключение внешнего эксперта следует вносить в реестр контрактов

Теперь почти все закупки можно проводить без привлечения внешнего эксперта. Обязательство сохранилось только для ряда сложных закупок, в которых без эксперта не обойтись: например, при выполнении крупных строительных проектов. В таких случаях заключение внешнего эксперта следует разместить в реестре контрактов.

Минфин получил право составлять типовые контракты

Регулятор контрактной системы теперь может сам разрабатывать типовые условия госконтрактов. Это правило распространяется на любой объект закупки только в том случае, если профильное ведомство не подготовило типовые условия самостоятельно.

Торговым площадкам запретили требовать плату за первичные документы

Операторы ЭТП больше не могут брать плату с победителей закупок за представление электронных первичных учетных документов. Правило распространяется как на открытые, так и на закрытые электронные процедуры.

Постановление об отчетности по контрактам утратило силу

Отчетность по исполнению контрактов отменили в мае 2019 года, но постановление, обязывающее заказчиков размещать отчеты, действовало до сих пор. Теперь Постановление от 28.11.2013 № 1093 также утратило силу.

В реестры договоров следует направлять электронные документы

В 223-ФЗ внесены поправки, уточняющие правила работы с реестром договоров. Теперь документы, которые заказчик направляет в реестр, следует формировать в цифровом виде — как скан-копию бумажного документа или электронный документ, подписанный ЭЦП. Правило позволяет работать с электронными договорами, подписанными контрагентами на ЭТП, на законных основаниях.

Если заявка обеспечена недействительной банковской гарантией, заказчик может ее отклонить

Участники электронных процедур по 44-ФЗ могут обеспечивать заявки банковскими гарантиями с июля 2019 года. Но в законе не установлены основания, по которым можно отклонить такую заявку, если банковская гарантия недействительна.

Минфин разъяснил, что если участник обеспечивает заявку несоответствующей банковской гарантией, заказчик вправе отклонить заявку по причине ее несоответствия единым требованиям (ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, письмо Минфина от 30.07.2019 № 24-05-05/57198)

Напомним, что в июле 2019 года Правительство ужесточило требования к банкам по 44-ФЗ (постановление Правительства от 18.07.2019 № 919). Теперь выдавать банковские гарантии могут только банки, у которых:

  • не меньше 300 млн. рублей собственных средств;
  • кредитный рейтинг от уровня B-(RU) и выше по национальной рейтинговой шкале для России АКРА или от уровня ruВ- по национальной рейтинговой шкале для России агентства «Эксперт РА».

Что может измениться в скором времени

После несостоявшихся закупок заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком, но эту возможность в некоторых случаях следует согласовать с органом контроля. Правительство предложило ввести новый порядок согласования такой возможности. Соответствующий проект с поправками в 44-ФЗ уже внесен в Госдуму (Проект Федерального закона № 809044-7).

Законопроект предусматривает сразу несколько важных изменений:

1. Появится еще одно основание для согласования

Необходимость согласовать заключение контракта с органом контроля будет зависеть от двух факторов: НМЦК и способа первоначальной закупки. Сейчас размер НМЦК не влияет на согласование контракта. 

Если законопроект примут, заказчики будут направлять в орган контроля обращения о согласовании контрактов после несостоявшихся конкурсов, запросов предложений и аукционов.

Правительство также установит лимит НМЦК, при превышении которого нужно будет согласовать заключение контракта.

2. Срок подготовки обращения уменьшится

Заказчик должен будет подготовить обращение о согласовании и направить его в контрольный орган в течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или подписания протокола (если законом не предусмотрено его размещение в ЕИС). Сейчас срок подготовки обращения — 10 календарных дней.

3. Контрольный орган будет выполнять внеплановые проверки таких закупок

Внеплановая проверка должна быть проведена контрольным органом в срок рассмотрения обращения. Если по результатам проверки будут выявлены нарушения, для заключения контракта нужно будет выполнить предписания органа контроля. При необходимости заказчик может скорректировать проект контракта и предоставить его участнику.

4. Срок заключения контракта с единственным поставщиком будет уточнен

Заключить контракт можно будет в определенные сроки — не раньше 10 дней с момента размещения протокола в ЕИС (подписания протокола) и не позже 20 дней со дня, когда заказчику поступит решение о согласовании.

Предположительно, новый порядок согласования вступит в силу только к концу 2020 года. В проекте указано, что положения о согласовании начнут действовать через 180 дней после того, как будут опубликованы поправки. В настоящее время Госдума только собирается рассмотреть проект в первом чтении, которое состоится не раньше середины ноября.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Подробнее

В извещении и документации каждой закупки заказчик должен прописать начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Что это за цена и как правильно ее рассчитать — в нашем обзоре.

Правительство ввело квоту на закупку товаров из России, Минздрав утвердил новые правила расчета НМЦ медизделий, а для закупки строительных работ теперь можно проводить конкурс.

Чтобы закупить некоторые иностранные товары нужно доказать, что в России и странах Евразийского экономического союза их не производят. Сделать это можно с помощью разрешения на закупку. Рассказываем, кто выдает такие разрешения и как их получить.

Вступили в силу очередные поправки в 44-ФЗ, Минстрой утвердил методику расчета затрат на техзаказчика, а Минпромторг рассказал, кто и как будет выдавать разрешение на закупку иностранных товаров.

Для закупки некоторых товаров, работ и услуг (ТРУ) госзаказчики должны проводить электронный аукцион. О том, какие ТРУ попали в аукционный перечень, есть ли в нем исключения и что ждет тех, кто выбрал неверный способ закупки, расскажем в статье.

Попробуйте сервис бесплатно в течение 3 дней