Система «Контур-Субсидии» предназначена для автоматизации расчета и выплаты субсидий на оплату услуг ЖКХ. Система обладает следующим функционалом:
- ведение учетных (лицевых) счетов граждан по начислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (содержит информацию о гражданине, членах семьи, адресе, характеристиках жилого помещения и т.д.);
- ввод данных о заявлении граждан на субсидию с настройкой периода предоставления субсидии с сохранением всех ранее введенных заявлений (содержит информацию о доходах членов семьи по видам доходов, о демографических группах, совместном/раздельном проживании, фактических расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.);
- ведение справочника региональных и местных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и принятия решения о предоставлении субсидий;
- ведение справочника стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (на 1 кв. м. площади жилого помещения, на 1 человека в зависимости от количества членов семьи с возможностью настройки различных групп стандартов для жилых помещений с разной степенью благоустройства, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда);
- ведение справочника максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения в совокупном доходе семьи с возможностью настройки различных значений для возмещения из бюджетов разных уровней;
- ввод данных о доходах заявителя и членов его семьи по видам доходов (в том числе ввод указанных данных с электронных носителей (формат DBASE IV));
- формирование файла-запроса для пенсионного фонда о гражданах, получающих субсидии (формат DBASE IV);
- ввод данных о пенсиях, предоставленных ПФ с электронных носителей (формат DBASE IV);
- ввод данных о пособиях, предоставленных органами социальной защиты и социальной поддержки населения МО с электронных носителей (формат DBASE IV);
- ввод сведений о начисленных платежах граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности и предоставленных льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе ввод указанных данных, предоставленных организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, с электронных носителей (формат DBASE IV));
- определение величины прожиточного минимума в зависимости от социально-демографической группы;
- определение нормативной площади жилого помещения для семей различной численности;
- расчет среднемесячного дохода членов семьи, среднемесячного совокупного дохода семьи, среднедушевого дохода семьи и совокупного дохода семьи;
- определение права гражданина на получение субсидии;
- расчет размера субсидии на основании социальных норм или региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения в совокупном доходе семьи и совокупного дохода семьи (расчет осуществляется по всем учетным счетам граждан, по выбранным или по одному учетному счету ежемесячно или на весь период предоставления субсидии);
- распределение суммы субсидии пропорционально начислениям и по бюджетам в зависимости от % допустимой доли расходов граждан;
- перерасчет размеров субсидий при изменении параметров, влияющих на величину субсидии;
- суммовой перерасчет субсидии;
- расчет поправочных коэффициентов:
- при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума;
- при предоставлении заявителю и (или) членам его семьи льгот или мер социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- настройка способа выплаты субсидии (банковский счет или вклад до востребования, почта, касса учреждения);
- настройка способа предоставления субсидии (вычетом из начислений за жилищно-коммунальные услуги или в натуральном денежном выражении);
- контроль за превышением размера субсидии фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- формирование и печать следующих форм:
- краткая справка о субсидии (протокол расчета субсидии);
- полная справка по субсидии с указанием всех параметров, использованных при расчете субсидии, формулы расчета субсидии и информации о начислении субсидии в развертке по жилищно-коммунальным услугам;
- справка об отказе в предоставлении субсидии;
- уведомление о приостановлении субсидии
- формирование, печать и экспорт в формат Microsoft Excel следующих отчетных форм:
- ведомость распределения начисленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (содержит информацию о суммах предоставленных за отчетный период субсидиях в разрезе жилищно-коммунальных услуг);
- реестр сумм субсидий (список граждан, получивших субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с указанием сумм начисленных субсидий в разрезе периодов, с указанием среднего дохода семьи, среднего прожиточного минимума, формы собственности жилого помещения, способа предоставления);
- реестр сумм субсидий по услуге (список граждан, получающих субсидии с указанием сумм);
- реестр сумм субсидий по бюджету (суммы субсидий по бюджетам различных уровней в разрезе услуг);
- сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (форма № 22-ЖКХ (субсидии));
- приложение к сальдовой ведомости (компенсации (субсидии), начисленные гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) (список граждан, получивших субсидию на жилье и коммунальные услуги с указанием среднего дохода семьи, варианта расчета и формы собственности жилого помещения);
- итоговый реестр предоставляемых компенсаций (субсидий) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг граждан (количество заявок на субсидию, количество семей/граждан, получающих субсидию, суммы начисленных субсидий по месяцам);
- сводный реестр по субсидиям (Количество семей, которым начислены на предстоящий месяц субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, сумма начисленных субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг на текущий месяц);
- реестры сумм перерасчетов субсидий;
- реестры отказов по субсидии;
- формирование ведомости получателей субсидий в разрезе поставщиков, услуг и бюджетов для предоставления организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению (в том числе для предоставления указанных ведомостей в электронном виде (формат DBASE IV));
- формирование реестра лицевых счетов получателей субсидий для предоставления в финансовый орган муниципального образования (в том числе для предоставления указанного реестра в электронном виде (формат DBASE IV));
- формирование реестра для зачисления денежных средств на банковские счета или вклады до востребования граждан для предоставления в банк (в том числе для предоставления указанного реестра в электронном виде в форматах DBASE IV и текстовом, согласованным с Уральским банком СБ РФ);
- ручной ввод субсидии (режим предназначен для ввода данных о ранее (до внедрения программного комплекса) рассчитанных субсидиях или субсидиях, рассчитанных в других системах);
- ведение списка групп пользователей с настройкой разграничения прав доступа к информации;
- ведение списка пользователей с принадлежностью к группе пользователей для авторизации в программном комплексе и разграничения прав доступа к информации;
- расчет субсидии массово и в целом по заявлению;
- механизм приостановления субсидий;
- журнал должников по жилищно-коммунальным услугам;
- ведение лога действий пользователя с заявлением субсидии;
- импорт пенсий, пособий из ПФ, органов социальной защиты населения для расчета совокупного дохода семьи при расчете субсидии;
- импорт начислений из сторонних расчетных систем по запросу;
- интеграция с биллинговой системой «Контур-ЖКХ» (система для расчета начислений за жилищно-коммунальные услуги) для работы в составе единого комплекса.
Особенности системы «Контур-Субсидии»
Среди основных качественных характеристик системы «Контур-Субсидии» можно отметить такие, как:
- применение современных системных платформ — Windows 2003 Server, Microsoft SQL Server 2005;
- применение полноценной трехзвенной архитектуры «клиент-сервер»;
- полностью открытый исходный код программы, позволяющий после внедрения перевести всю поддержку и доработку на собственных специалистов;
- различные режимы работы — локальный или терминальный доступ;
- развитые массовые режимы — для быстрого старта, ежемесячных контролей на предмет правильности начислений и так далее;
- сохранение истории изменений всех основных параметров;
- разграничение прав доступа к различным объектам системы — собственная встроенная система безопасности, дополнительно к безопасности Windows;
- вывод большинства отчетов в Microsoft Excel;
- более чем 8-летняя «обкатка» системы на городах Свердловской области, как следствие — максимально быстрый запуск в промышленную эксплуатацию с минимумом переходных процессов.
Законодательная база, положенная в основу программного комплекса:
- Статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 3.03.2006 № 192-ПП «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» на территории Свердловской области»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 10.02.2006 № 119-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 02.11.2005 № 966-ПП «Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год»»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 02.11.2005 № 966-ПП «Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год»;
- Областной закон от 28.06.2005 № 89-ОЗ (Свердловская область) «О размерах региональных стандартов нормативной площади, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области».
Опыт внедрения
Система «Контур-Субсидии» проектировалась для решения задач в рамках проекта перехода на выплату денежных субсидий в Свердловской области при тесном взаимодействии с органами, исполняющими государственные полномочия по предоставлению субсидий. В настоящее время система внедрена и постоянно используется в большинстве городов Свердловской области (52 муниципальных образования).
Успешное внедрение системы «Контур-Субсидии» было произведено в 2007 году в Еврейской Автономной Области. В настоящее время система эксплуатируется во всех центрах субсидий ЕАО, поддержку и сопровождение системы осуществляют специалисты СКБ Контур.
«СКБ Контур» имеет богатый положительный опыт внедрений сложных программных продуктов при большой удаленности заказчика, как с применением дистанционных методов, так и командировкой специалистов.
Существенным моментом является тот факт, что на этапе внедрения сложных гетерогенных автоматизированных систем СКБ Контур всегда выступает в качестве разработчика единых стандартов информационного обмена между различными участниками.
Этапы внедрения системы «Контур-Субсидии»
Система «Контур-Субсидии» в базовом варианте поставляется как типовая с возможностью реализовать необходимые алгоритмы работы настройками системы. Для крупных проектов в компании используют проектный подход — производится полное обследование технологии работы заказчика, создается технический проект, который предусматривает, в том числе, ряд доработок базовой версии системы. Этот же проект даст окончательное представление о полной стоимости внедрения.
На втором этапе производится настройка системы и конвертация данных, а также ведется доработка системы по техпроекту. Этот этап может также занять около 1-2 месяцев, в зависимости от объема доработок, сложностей конвертации и так далее. Настройку программы чаще всего выполняют наши специалисты. Конвертация данных может быть выполнена совместно — со стороны Заказчика готовятся данные в нужном формате, мы вводим эти данные в программу. Результатом настройки и конвертации станет готовая настроенная конфигурация и база данных, которые передаются вам для дальнейшей работы.
На третьем этапе происходит развертывание системы на территории заказчика, обучение специалистов работе с системой, выверка данных. Этот этап может занять от недели до месяца и более, в зависимости от готовности техники, специалистов, а также скорости выверки базы данных.
Для крупных городов (200 тыс жителей и более) целесообразно третий этап организовать в виде пилотного проекта на одном из районов города с последующим масштабированием проекта на весь город.
По результатам третьего этапа принимается решение о запуске системы в промышленную эксплуатацию — производятся назначения и начисления, печатаются выплатные ведомости. После этого проект считается внедренным и переходит в режим сопровождения.
На практике, от старта до момента самостоятельной работы проходит 3-4 месяца, иногда больше, если заказчик в момент автоматизации находится в стадии серьезной реорганизации и приходится на ходу менять некоторые бизнес-процессы.
Сопровождение системы
После внедрения проекта в течение всего срока ее эксплуатации мы сопровождаем ее работу, предоставляем все выходящие обновления, выполняем необходимые доработки. Объем работ в рамках сопровождения оговаривается отдельно и зависит от уровня ваших специалистов и их готовности взять часть работ на себя. В дальнейшем возможен переход на сопровождение полностью вашими ресурсами, такие проекты есть в нашей практике.
Работа по коммутируемым каналам связи
При развертывании в региональном масштабах возможны два сценария использования «Контур-Субсидии» — с централизованной базой данных и удаленным доступом клиентов или с базами данных отдельных районов города, выполняющими расчет самостоятельно.
Выбор варианта определяется наличием и качеством канало связи между территориальными подразделениями.
При наличии качественных каналов связи целесообразно всю работу вести в единой центральной базе данных. Доступ к ней и к приложению будет осуществляться с удаленных рабочих мест по каналам связи, все операции будут производиться на центральном сервере. Возможно использование как терминального доступа, так и установка клиентского приложения непосредственно на рабочие станции удаленных клиентов.
При отсутствии качественных каналов связи приложение с локальной базой данных, но полным функционалом может быть расположено на сервере территориального управления. В этом случае вся работа в каждом управлении будет производиться в собственной базе данных. Результаты работы будут периодически отсылаться в единую центральную базу для осуществления контроля и формирования сводной отчетности.
На практике возможно гибридное решение, когда часть удаленных управлений с хорошими каналами связи работают в единой базе, а часть — в собственных и регулярно передают результаты в центр.