Почему при торговле алкоголем нужно работать в ЕГАИС

Государство контролирует оборот спиртосодержащей продукции с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Это один из способов пресечь производство и продажу контрафакта, увеличить собираемость налогов, защитить граждан от недобросовестных продавцов и некачественного алкоголя.

Алкогольная розница и общепит подключались к ЕГАИС поэтапно. К 1 января 2018 года в системе должны были начать работать все участники алкогольного рынка РФ.

Как правильно учитывать алкоголь в ЕГАИС и декларировать деятельность в ФСРАР, изложено в Федеральном законе № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и алкоголя и об ограничении потребления алкогольной продукции» и других нормативных актах.

За неверный или несвоевременный учет в ЕГАИС, а также за нарушения в  обороте алкоголя предусмотрены штрафы, приостановление деятельности компании, лишение свободы. Санкции за нарушения.

Контур.Маркет — комплексное решение для розничных продавцов алкоголя. Прием накладных и передача данных о приемке и закупке алкоголя. Учет товаров онлайн. Касса по 54-ФЗ.

Подробнее

Какие сведения необходимо отражать в ЕГАИС рознице и общепиту

  Приемка Реализация Достоверные остатки
Крепкий алкоголь Пиво
С кассой Без кассы (в труднодоступных местностях)
Розница V V Акт списания с причиной «Реализация» Акт списания с причиной «Реализация» V
Общепит V Акт списания с причиной «Реализация» V

По данным с кассы ЕГАИС не фиксирует розничную продажу пива и другого немаркированного алкоголя, а также продажу алкоголя в общепите. Перечисленные сведения ЕГАИС получает из актов списания.

По требованию ФСРАР от 31 мая 2017 года в ЕГАИС нужно фиксировать актуальные остатки немаркируемой алкопродукции в рознице, и общепите.

Общепит обязан поддерживать актуальные остатки любого алкоголя. Для этого в ЕГАИС нужно отправлять акты о списании не позднее, чем на следующий рабочий день после вскрытия тары. Сроки списания обозначены в приказе Минфина России от 15.06.2016 № 84н.

В актах указывают, на каком основании произошло списание: при продаже — «Реализация», при краже или бое — «Недостача».

Что изменилось для продавцов алкопродукции в 2018 году

  • С 1 января 2018 года ряд организаций имеет право не подавать алкодекларации формы 11.
  • С 1 июля 2018 года у вновь произведенного крепкого алкоголя появится маркировка нового образца. ФСРАР будет контролировать такую продукцию с помощью помарочного учета.

Для кого отменили алкодекларации формы 11

Согласно статье 14 Закона № 171-ФЗ в редакции Закона 278-ФЗ вы можете не отчитываться по форме 11 при следующих условиях:

  • вы реализуете крепкий алкоголь на основании лицензии только на розничную продажу и не оказываете услуги общепита;
  • ваш сотрудник во время продажи сканирует каждую бутылку для фиксации в ЕГАИС.

Подробнее о декларировании в 2018 году.

Кого касается помарочный, или поштучный учет

Помарочный учет будет применен к крепкому алкоголю с марками только нового образца. Это федеральные специальные и акцизные марки, код на которые с 1 июля 2018 начнет наносить АО «Гознак», ранее это делали производители и импортеры.

Новый код марки имеет не 68, а 150 символов, зашифрованных в QR-коде на марке. Новое содержание кода утверждено Приказом ФСРАР от 01.02.2018 № 30. 150 символов включают тип, серию, номер марки и другую информацию.

Для марок нового формата (150 символов) в ЕГАИС появится третий регистр, он является хранилищем марок и не участвует в документообороте.

Если марки новые:

  • Сканируйте марки бутылок, на которые оформляете перемещение или возврат;
  • Сканируйте марки в акты списания с любым основанием: реализация, бой, кража и др.

Если марки старые, для вас работа с ЕГАИС не изменится, поскольку нет новых требований к учету такого алкоголя.  

Дата актуализации: 9 июня 2018

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.