В письме от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 ФНС вновь призывает налогоплательщиков проверять юридический статус и деловую репутацию потенциальных контрагентов, руководствуясь критериями самостоятельной оценки рисков.
В 2015 году с появлением новых процедур контроля за исчислением НДС организации начали более тщательно проверять добросовестность партнеров. Дело в том, что теперь даже ненамеренный выбор организацией фирмы-«однодневки» или сотрудничество с компанией, в цепочке хозяйственных связей которой обнаружатся массовые «разрывы», повлечет требования о пояснениях со стороны налоговых органов.
Как оградить себя от недобросовестных контрагентов?
В письме от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 ФНС напоминает: в первую очередь нужно убедиться в правоспособности лиц, которые являются участниками сделки, и надлежащих полномочиях руководителей этих компаний и иных лиц, подписывающих договоры.
ФНС рекомендует систематически самостоятельно оценивать риски компании, руководствуясь Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В частности, отмечается в письме, налоговая может квалифицировать контрагента как проблемного, а сделки с ним как сомнительные, если:
- отсутствует информация о госрегистрации компании в ЕГРЮЛ;
- компания зарегистрирована по адресу «массовой» регистрации;
- нет информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных и торговых площадей.
В то же время, по замечанию ФНС, о проявлении должной осмотрительности не будет свидетельствовать:
- выписка из ЕГРЮЛ (регистрируя организацию, ИФНС не может проверить достоверность сведений, которые содержатся в представленных на регистрацию документах);
- истребование у контрагента налоговой отчетности (даже если компания представляет налоговую отчетность, убедиться в том, что она достоверна, а финансово-хозяйственная деятельность действительно ведется, можно только в ходе выездной налоговой проверки).
Обратите внимание, что Контур.Сверка позволяет не только выявить ошибки и расхождения в данных, но и убедиться в благонадежности контрагентов. По каждому контрагенту в справочнике выводятся данные из сервиса Контур.Фокус, которые помогают сделать заключение о том, насколько рискованно сотрудничество с этой компанией.
Зеленый маркер — подозрительных фактов не найдено. Оранжевый — присмотритесь к организации внимательнее. Красный — организация ликвидирована или находится в стадии ликвидации. По клику на «светофор» открывается карточка компании с объяснением, почему компания маркирована именно так. Например, если компания не зарегистрирована в ЕГРЮЛ или ликвидирована, она будет маркирована красным. Если организация зарегистрирована по адресу «массовой» регистрации, в нее «массовый» руководитель, учредитель или в ее адрес подано исков на несколько миллионов рублей, сервис пометит ее оранжевым цветом.