Требования о представлении пояснений по расхождениям получили абоненты системы в 40 регионах страны. Это значит, что новая система декларирования НДС заработала в полную силу – со всеми вытекающими из этого рисками для налогоплательщиков.
Почему компании получают требования
Напомним: новые процедуры контроля за исчислением НДС, которые начали действовать в 2015 году, предполагают, что:
- Организации подают в составе декларации по НДС сведения из книг покупок, книг продаж, журналов учета счетов-фактур.
- Информация о счетах-фактурах попадает в единую информационную систему ФНС.
- ФНС рассчитывает контрольные соотношения и отправляет налогоплательщикам, у которых обнаружены ошибки, требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям.
- Данные покупателей и продавцов автоматически сверяются по специальным алгоритмам.
- Если в ходе сверки контрагент не найдется или обнаружатся разногласия по каким-то данным, ФНС направит компании требование о представлении пояснений по расхождениям.
В отчетность за I квартал налогоплательщикам поступили только требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям. Они не стали для бухгалтеров чем-то новым: такие требования приходили и раньше, причем не только по НДС, но и по другим налогам.
А вот по итогам II квартала многие компании получили уже не только требования по контрольным соотношениям, но и по расхождениям. Чем они принципиально отличаются?
Требования по контрольным соотношениям и расхождениям — в чем разница и как отвечать?
И требование по контрольным соотношениям, и требование по расхождениям — это требования о представлении пояснений. А значит, на оба документа распространяются нормы п. 5.1 ст. 23 и ст. 88 НК РФ: отправить квитанцию о приеме нужно за 6 рабочих дней. Если этого не сделать, в течение следующих 10 дней ФНС вправе приостановить операции по счетам компании (пп.2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Отличие в том, по каким ошибкам нужно давать пояснения в том и другом случае и как именно это делать.
Требование по контрольным соотношениям
Отвечая на требования по контрольным соотношениям, налогоплательщик поясняет данные, которые приведены в его собственной декларации.
Если компания признает указанные ошибки, она направляет уточненную декларацию. Если организация настаивает, что приведенные в декларации данные верны, она отправляет пояснения (в свободной форме). Сделать это можно на бумаге или через неформализованный документооборот (в Экстерне это сервис «Письма»). В пояснениях нужно указать номер и дату требования, на которое они даются.
Требование по расхождениям
Требования по расхождениям направляются налогоплательщикам по результатам сверки их данных с данными контрагентов.
Требование по расхождениям включает в себя pdf- и xml-файлы. В каждом из них содержится таблица с данными по счетам-фактурам, которые не прошли сверку. В последнем столбце указывается код ошибки. Например, «1» означает, что контрагент не найден, «4 (2, 3)» говорит о том, что есть нестыковки в столбцах 2 и 3.
Рассмотрим алгоритм ответа на требование на примере системы Контур.Экстерн. Форма ответа состоит из 7-ми разделов (по количеству приложений к НДС). Разделы могут отсутствовать в зависимости от того, есть по ним информация в требовании или нет.
Налогоплательщику нужно разобраться с данными, которые приведены в таблице. Каждая строка соответствует определенному счету-фактуре.
- Если данные, указанные в строке, полностью соответствуют первичным учетным документам (то есть при заполнении декларации не были допущены ошибки), то ничего делать не нужно. Строку надо оставить без изменений.
- Если в данных есть ошибки, которые были допущены при заполнении декларации (первичные учетные документы их не содержат), нужно исправить ошибочные показатели в соответствующей строке. Например, таким образом можно исправить номер счета-фактуры, дату, ИНН или КПП контрагента.
- Если расхождения влияют на суммовые показатели декларации (строки 040 или 050 в разделе 1), необходимо составить уточненную декларацию. В ответ на требование такая строка не включается (ее нужно пометить как удаленную, проставив галочку).
Проанализировать данные по счетам-фактурам можно в модуле НДС+, загрузив файл требования. Поскольку в сервисе есть все данные по сделке, в том числе информация о расхождениях с контрагентом, пользователь может быстрее сориентироваться, на чьей стороне допущена ошибка.
Представить пояснения или уточненную декларацию нужно в течение 5 рабочих дней (ст. 88 НК РФ). Если этого не сделать, на должностное лицо компании может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 4000 рублей по ст. 19.4 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»).
Как снизить риски
- Сверяться с контрагентами, чтобы до подачи декларации выявить и исправить возможные расхождения. Свериться можно, например, в модуле НДС+.
- Подписаться на sms- и e-mail-уведомления о новых документах, чтобы быть не пропустить требование ФНС. В Экстерне это можно сделать в разделе «Реквизиты и настройки», в блоке «Рассылки и новости».
- Оперативно отправлять в ответ на полученное требование квитанцию о приеме и в срок давать необходимые пояснения.
Напоминаем: эксперты СКБ Контур теперь не только отвечают на технические вопросы, но и консультируют пользователей по применению налогового законодательства. В частности, если у вас есть вопрос по заполнению декларации по НДС или работе с требованиями, вы можете задать его в любой момент по телефону, электронной почте или чату.