Новости /

За сентябрь пользователи Экстерна получили более 15 тыс. требований

8 октября 2015
Требования о представлении пояснений по расхождениям получили абоненты системы в 40 регионах страны. Это значит, что новая система декларирования НДС заработала в полную силу – со всеми вытекающими из этого рисками для налогоплательщиков.

Почему компании получают требования

Напомним: новые процедуры контроля за исчислением НДС, которые начали действовать в 2015 году, предполагают, что:

  1. Организации подают в составе декларации по НДС сведения из книг покупок, книг продаж, журналов учета счетов-фактур.
  2. Информация о счетах-фактурах попадает в единую информационную систему ФНС.
  3. ФНС рассчитывает контрольные соотношения и отправляет налогоплательщикам, у которых обнаружены ошибки, требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям.
  4. Данные покупателей и продавцов автоматически сверяются по специальным алгоритмам.
  5. Если в ходе сверки контрагент не найдется или обнаружатся разногласия по каким-то данным, ФНС направит компании требование о представлении пояснений по расхождениям.

В отчетность за I квартал налогоплательщикам поступили только требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям. Они не стали для бухгалтеров чем-то новым: такие требования приходили и раньше, причем не только по НДС, но и по другим налогам.

А вот по итогам II квартала многие компании получили уже не только требования по контрольным соотношениям, но и по расхождениям. Чем они принципиально отличаются?

Требования по контрольным соотношениям и расхождениям — в чем разница и как отвечать?

И требование по контрольным соотношениям, и требование по расхождениям — это требования о представлении пояснений. А значит, на оба документа распространяются нормы п. 5.1 ст. 23 и ст. 88 НК РФ: отправить квитанцию о приеме нужно за 6 рабочих дней. Если этого не сделать, в течение следующих 10 дней ФНС вправе приостановить операции по счетам компании (пп.2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Отличие в том, по каким ошибкам нужно давать пояснения в том и другом случае и как именно это делать.

Требование по контрольным соотношениям

Отвечая на требования по контрольным соотношениям, налогоплательщик поясняет данные, которые приведены в его собственной декларации.

Если компания признает указанные ошибки, она направляет уточненную декларацию. Если организация настаивает, что приведенные в декларации данные верны, она отправляет пояснения (в свободной форме). Сделать это можно на бумаге или через неформализованный документооборот (в Экстерне это сервис «Письма»). В пояснениях нужно указать номер и дату требования, на которое они даются.

Требование по расхождениям

Требования по расхождениям направляются налогоплательщикам по результатам сверки их данных с данными контрагентов.

Требование по расхождениям включает в себя pdf- и xml-файлы. В каждом из них содержится таблица с данными по счетам-фактурам, которые не прошли сверку. В последнем столбце указывается код ошибки. Например, «1» означает, что контрагент не найден, «4 (2, 3)» говорит о том, что есть нестыковки в столбцах 2 и 3.

Рассмотрим алгоритм ответа на требование на примере системы Контур.Экстерн. Форма ответа состоит из 7-ми разделов (по количеству приложений к НДС). Разделы могут отсутствовать в зависимости от того, есть по ним информация в требовании или нет.

Налогоплательщику нужно разобраться с данными, которые приведены в таблице. Каждая строка соответствует определенному счету-фактуре.

  1. Если данные, указанные в строке, полностью соответствуют первичным учетным документам (то есть при заполнении декларации не были допущены ошибки), то ничего делать не нужно. Строку надо оставить без изменений.
  2. Если в данных есть ошибки, которые были допущены при заполнении декларации (первичные учетные документы их не содержат), нужно исправить ошибочные показатели в соответствующей строке. Например, таким образом можно исправить номер счета-фактуры, дату, ИНН или КПП контрагента.
  3. Если расхождения влияют на суммовые показатели декларации (строки 040 или 050 в разделе 1), необходимо составить уточненную декларацию. В ответ на требование такая строка не включается (ее нужно пометить как удаленную, проставив галочку).

Проанализировать данные по счетам-фактурам можно в модуле НДС+, загрузив файл требования. Поскольку в сервисе есть все данные по сделке, в том числе информация о расхождениях с контрагентом, пользователь может быстрее сориентироваться, на чьей стороне допущена ошибка.

Представить пояснения или уточненную декларацию нужно в течение 5 рабочих дней (ст. 88 НК РФ). Если этого не сделать, на должностное лицо компании может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 4000 рублей по ст. 19.4 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»).

Как снизить риски

  1. Сверяться с контрагентами, чтобы до подачи декларации выявить и исправить возможные расхождения. Свериться можно, например, в модуле НДС+.
  2. Подписаться на sms- и e-mail-уведомления о новых документах, чтобы быть не пропустить требование ФНС. В Экстерне это можно сделать в разделе «Реквизиты и настройки», в блоке «Рассылки и новости».
  3. Оперативно отправлять в ответ на полученное требование квитанцию о приеме и в срок давать необходимые пояснения.

Напоминаем: эксперты СКБ Контур теперь не только отвечают на технические вопросы, но и консультируют пользователей по применению налогового законодательства. В частности, если у вас есть вопрос по заполнению декларации по НДС или работе с требованиями, вы можете задать его в любой момент по телефону, электронной почте или чату.

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Другие новости продукта НДС+

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.