Деловой туризм объединяет поездки, которые совершают с профессиональными или служебными целями по поручению работодателя или по собственной инициативе. Деловые поездки — это один из путей интенсивного развития бизнеса, освоения новых технологий, развития партнерских связей в других городах и странах. Сегодня развитие бизнес-туризма в стране набирает обороты, поэтому специалистам важно понимать, как правильно организовать командировку сотрудника, чтобы она принесла ожидаемый результат.
Содержание
Чем отличается деловой туризм
Деловой туризм отличается от обычной турпоездки тем, что включает в программу мероприятия, рассчитанные на получение новых знаний и опыта, развитие деловых связей. А от рабочей командировки — возможностью отдохнуть, изучить новый язык и культуру. Бизнес-туризм включает большой объем возможностей, поэтому специфика организации классической командировки и бизнес-тура принципиально разная.
Цели делового туризма
У бизнес-туров может быть несколько целей:
- Участие в научных конференциях и симпозиумах для получения определенного статуса и обмена опытом.
- Участие в производственных семинарах и совещаниях для освоения новой продукции и сегментов рынка.
- Участие в выставочных мероприятиях для расширения потребительской аудитории, презентации продукта, поиска новых деловых партнеров и заключения новых контрактов.
- Обучение по определенным программам и курсам для расширения профессиональных компетенций и знаний.
- Организация агентской сети, наставничество, развитие бизнеса на территориях других городов и стран.
- Проведение корпоративных мероприятий, конкурсов профмастерства для объединения коллектива, обмена опытом между разными структурными подразделениями, поднятия статуса сотрудников компании и корпоративного духа.
Благодаря организованным бизнес-турам компании отслеживают тенденции мировых рынков, увеличивают целевую аудиторию, развивают новые направления и производственные сектора, получают возможность экспортировать продукцию и открывать филиалы.
Особенности делового туризма
Направление делового туризма включает организацию и управление командировками для руководящего звена, менеджеров и сотрудников компаний из разных сфер деятельности. Максимально точно специфику бизнес-туризма передает аббревиатура MICE, которая образована от названий основных туристических бизнес-мероприятий:
- M — мeetings (встречи),
- I — incentives (стимулирующие или поощрительные поездки),
- C — сonventions (конференции)
- E — еxibitions (выставки).
По статистике, ежегодный прирост российского рынка MICE-поездок составляет около 4%. Мероприятия MICE-туризма полностью обслуживают корпоративные задачи компаний. Это поощрительные поездки, презентации, круглые столы, конференции, мастер-классы, выставки. В отличие от стандартной командировки, MICE предоставляет огромный набор туристических услуг для бизнеса. Выездные мероприятия легко сочетаются друг с другом, за время одной поездки группа командированных сотрудников может посетить выставку, поучаствовать в конференции, пройти семинар или обучающие курсы. Это повышает эффективность бизнес-тура, минимизирует затраты, увеличивает охват целевой аудитории.
Активное развитие MICE-индустрии в России только начинается. Для успешной организации таких мероприятий в области делового туризма важно обращать внимание на следующие факторы:
- Уровень конгрессно-выставочных комплексов, их вместимость и соответствие запросам компании.
- Вариативность и качество питания для гостей.
- Уровень обслуживания на месте, компетентность и знание иностранных языков персонала.
- Предоставление курирующего специалиста, который будет заниматься организацией и контролировать реализацию задач на каждом этапе.
Предусмотреть все может только опытный менеджер в сфере туризма. На помощь ему приходят современные онлайн-сервисы по управлению деловыми поездками в компании. Например, сервис Контур.Тревел предоставит выбор из десятков тысяч предложений по размещению и бронированию конференц-залов в любой точке мира с выгодным дисконтом.
Виды делового туризма
Различают корпоративный и межкорпоративный бизнес-туризм. К первому виду относятся поездки с целью организации и участия в небольших мероприятиях с числом участников до 200 человек. Ко второму — посещение масштабных событий, в которых задействованы более 1000 участников. Это могут быть ежегодные выставки, международные конференции и симпозиумы. Такие туры планируются за 2-3 года до отправления, в момент, когда анонсируется предстоящее мероприятие.
Тип путешествия и его конечная цель определяют не только локацию, состав участников, но и бизнес-процессы в предстоящей поездке.
Корпоративные встречи и конвенции
Это любые мероприятия, в которых участвуют представители разных подразделений: межфилиальные собрание менеджеров и директоров, стратегические совещания, совместный запуск нового направления или знакомство с продуктом. Конвенция предполагает собрание представителей компании, руководящего звена или всего персонала на российском или международном уровне. Нередко рабочие мероприятия конвенции совмещают с отдыхом коллектива, так как это внутрикорпоративное событие, нерабочие активности не так сложно вписать в график.
Поощрительные поездки
Это бизнес-туры для сотрудников или партнеров компании. Основная цель — поощрить за качественную работу и достижение определенных показателей. В этом виде поездок большое значение играют выбор направления, уровень сервиса, программа развлекательных либо обучающих мероприятий. Участники тура должны по достоинству оценить подарок компании, чтобы в дальнейшем стремиться к увеличению уровня продаж и еще более высоким показателям. Такие вложения оправдываются многократно: коллектив получает дополнительный стимул для эффективной работы, а бизнес интенсивное развитие.
Сюжетные туры с элементами тимбилдинга
Сюжетный корпоративный туризм набирает обороты в России. Это не просто деловая поездка, а настоящий приключенческий тур с заданным сценарием. Как правило, это корпоративный бизнес-тур, рассчитанный на поощрение и сплочение коллектива. Сюда относится и тимбилдинг, мероприятие для построения команды с элементами соревнования. Подобные поездки организуют как в традиционные бизнес-локации, так и в зоны экстремального туризма. Программу тура разрабатывают индивидуально под запросы заказчика и предоставляют постоянное сопровождение на маршруте.
Внимание! В сюжетном туре многое зависит от подготовки и настроя коллектива. Важно предварительно выяснить, насколько сотрудники морально и физически готовы к подобным состязаниям, чтобы полностью реализовать их положительный эффект.
Семинары
Рабочие поездки для специалистов определенной компетенции или сферы деятельности. Их проводят и организуют либо представители компании с участием приглашенных специалистов, либо сторонние профессиональные организации. Семинары повышают уровень квалификации и обучают новым направлениям деятельности. Нередко этот формат используют для презентации определенного продукта или инструмента с одновременным обучением работе с ним. Некоторые семинары включают и развлекательную программу, совмещая работу и досуг.
Конгрессы
Бизнес-тур на собрание представителей конкретной отрасли для обмена идеями, результатами научной или практической деятельности. Конгрессы отлично подходят для демонстрации новинок производства и разработок, для серийного выпуска которых требуются инвестиции. Как правило, конгресс проходит в строго ограниченной локации, зале, бизнес-парке. В зависимости от масштаба и статуса приглашенных участников конгрессы бывают региональными, национальными или международными.
Конгрессный туризм считают одним из самых динамичных видов делового туризма. Предприниматели, ученые и менеджеры высшего звена активно участвуют в них, чтобы получить последнюю информацию из области, в которой работают, наладить профессиональные контакты, провести деловые переговоры и встречи, презентовать собственные идеи и разработки.
Ярмарки и выставки
Организованные встречи и выездные мероприятия, где представляют компанию и ее продукцию. Главная цель участия в выставке — мотивировать целевую аудиторию на приобретение продукта или услуги, подписание договора о сотрудничестве. На таких мероприятиях заключается значительная часть деловых соглашений о сотрудничестве.
Отдельная категория бизнес-туризма — специализированные выставки. Они посвящены определенному сектору экономики: строительству, машиностроению или энергетике. Как правило, участники мероприятия известны заранее, что помогает планировать деловые контакты и встречи. Выставки проводят через определенные промежутки времени, поэтому к ним готовятся за полгода или год. Это позволяет тщательно продумать все деловые мероприятия и логистику поездки.
Культурные и творческие события
Музыкальные и театральные фестивали, показы модельеров — события, которые притягивают бизнес-туристов не меньше специализированных выставок. Это яркие-шоу, где в непринужденной обстановке можно легко заключить деловое соглашение и успешно презентовать собственный продукт. Такие мероприятия интересны представителям бизнеса по производству одежды и обуви, парфюмерии и аксессуаров.
Если привлекать к организации бизнес-поездок компании опытных специалистов и использовать современные интегрированные сервисы с возможностью аналитики затрат можно сэкономить до 50% бюджета. Например, сервис Контур.Тревел позволяет экономить до 30% за счет прямых договоров с перевозчиками, отелями и конференц-залами.
Размещение и логистика в деловом туризме
Для проведения деловых мероприятий и встреч используют отели, конгресс-центры, концертные залы, театры, тематические и бизнес-парки, университеты и музеи. В последнее время особой популярностью стали пользоваться здания с историческим значением, замки и резиденции.
Для размещения участников бизнес-тура важно подобрать отель, который соответствует следующим требованиям:
- высокий стандарт обслуживания,
- оснащение средствами для бизнес-связи, компьютером, факсом, стабильным интернетом,
- организация полного рациона питания,
- круглосуточное обслуживание в номерах,
- современные оздоровительные средства и спа, бассейн, сауна, массажный кабинет, спортзал.
Полторы тысячи отелей в России предлагают услуги в секторе MICE-туризма, куда входят специально оборудованные конференц-залы большой вместимости. Проведение конференций и конгрессов в одной локации с местом проживания участников облегчает организацию бизнес-тура, помогает оптимизировать временные и финансовые затраты.
Оптимально подходят для делового туризма современные бизнес-центры, адаптированные для деловых встреч, с конференц-залами и выделенными бизнес-зонами. Особого внимания требуют помещения для выставочных мероприятий, которые должны учитывать габариты и технические особенности экспонатов и стендов участников.
Важную роль в деловом туризме играет транспортное обслуживание и продуманная логистика. Если мероприятия тура проходят не в одной локации с местом проживания, то участникам приходится постоянно передвигаться. Все события в бизнес-туре, как правило, четко расписаны по времени, поэтому просадки в транспортном сопровождении недопустимы. Транспорт для передвижения бизнес-групп должен быть:
- комфортным и безопасным, оснащенным системой кондиционирования и средствами для отдыха в пути,
- вместительным и соответствующим числу участников делового события,
- надежным и пунктуальным.
В деловых турах не принято экономить на транспорте, чтобы непредвиденные сбои в расписании не стали причиной срыва важных бизнес-событий.
Как организовать деловую поездку
Мероприятия в сфере бизнес-туризма организуют специализированные агентства или устроители конференций и выставок. Если вы хотите отправить команду сотрудников в деловую поездку с целью участия в крупном форуме или конгрессе, советуют обратиться:
- В туристическое агентство, специализирующееся на MICE-турах, где сочетаются стандартные услуги туроператора и услуги по организации мероприятий делового туризма.
- К организаторам конгресса или конференции. Когда планируют масштабное мероприятие, в команде организаторов всегда есть специалисты, отвечающие за размещение и логистику приглашенных лиц.
- В компанию, которая проводит выставки или ярмарки. Сотрудники компании предоставят обустроенную площадку, помогут с техническим оснащением стенда. Однако размещением группы представителей в гостинице и логистикой такие компании, как правило, не занимаются.
Для самостоятельной организации бизнес-тура важно сочетать несколько практических навыков и обладать определенным опытом взаимодействия с контрагентами. В первую очередь важно правильно составить план поездки, учесть необходимое материально-техническое обеспечение, состав участников, рассчитать бюджет.
Значительно облегчить процесс организации деловых туров поможет онлайн-сервис по управлению командировками Контур.Тревел. Специалисты всегда помогут решить любые вопросы по бронированию и покупке билетов. Благодаря обширной партнерской базе сервиса, с Контур.Тревел вы всегда найдете лучший вариант.