Штрафы для поставщиков по 44‑ФЗ — Контур.Закупки — СКБ Контур

Штрафы для поставщиков по 44‑ФЗ

Если поставщик поставил не тот товар или сделал это с опозданием, то заказчик должен взыскать с него неустойку. Как рассчитать пени и штрафы, какие неустойки указывать в закупках для малого бизнеса и аукционах с переходом через «0» — читайте в статье.

Чем отличаются пени и штрафы для поставщиков

В госзакупках при нарушении условий контракта, заказчик обязан потребовать с поставщика неустойку (п.6, ст.34, 44-ФЗ). При этом он может взыскать денежное наказание двух типов:

  • Пени. Назначается, если поставщик исполнил контракт позже срока. Заказчик берет пени за каждый день просрочки. 

Например, подрядчик обещал поставить товар через неделю, но отгрузил его только через месяц. В итоге поставщик должен заплатить пени, накапавшие за 21 день. 

  • Штраф. Назначается за ненадлежащее исполнение контракта: нарушение обязательств, несоответствие товара требуемым параметрам. Размер штрафа заказчик заранее прописывает в проекте контракта в порядке, определенном правительством РФ. 

Например, заказчик указал в закупке и контракте, что ему нужна глянцевая керамическая плитка. А поставщик поставил матовую. Заказчик имеет право не принять такой товар и потребовать штраф.

Поставщик может избежать уплаты пени или штрафа, если докажет, что нарушил условия контракта из-за непреодолимых обстоятельств или по вине заказчика.

Как рассчитать неустойку для поставщика

Расчет пени

  • Пени для поставщика рассчитываются согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ, как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки или:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х число дней просрочки

  • Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
  • Пени начинают начисляться на следующий календарный день после срока, установленного контрактом. Согласно письму Минфина России от 7 № 24-03-08/73293, нужно исключать дни приемки товара при расчете срока просрочки, если другого не указано в контракте.
  • При расчете пени нужно использовать зафикисрованный законом размер ключевой ставки ЦБ РФ — 1/300. Изменять долю ставки нельзя, даже если обе стороны на это согласны (позиция арбитражного суда Центрального округа от 26.03.2015 по делу № А64-3838/2014).

Расчет штрафов

Штрафы для поставщика в госзакупках рассчитываются по постановлению Правительства РФ № 1042. Они зависят от цены, по которой был заключен контракт, или стоимости за этап контракта, но не от начальной максимальной цены.

  • К поставщику можно одновременно применить и штраф, и пени. Например, если поставщик поставил ненадлежащий товар и опоздал по срокам. При этом в контракте должно быть прописано, что штраф и пени взыскиваются в разных случаях и не заменяют друг друга.
  • Общая сумма неустойки, которую можно требовать с поставщика, не должна быть больше цены контракта. Это правило относится и к штрафам, и к пени.

Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО

Для поставщиков, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социальным некоммерческим организациям (СОНКО), закон устанавливает меньший размер штрафа.

Если победитель закупки для СМП и СОНКО исполнил контракт некачественно, он должен оплатить штраф — 1% цены контракта или этапа, но не менее 1 тыс. рублей и не более 5 тыс. рублей.

При этом если поставщик из числа СМП или СОНКО победил в закупке, проведенной на общих основаниях, контракт заключается со штрафами для обычных поставщиков, пункт о штрафах для малого бизнеса не добавляется.

Также если в закупке для СМП или СОНКО принял участие только один участник и контракт заключают с единственным поставщиком, то в контракте прописываются изначальные штрафы для СМП и СОНКО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщиков за отдельные виды нарушений

За нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за то, что он опоздал с доставкой товара, превысил уровень бракованного товара, не предоставил товаросопроводительные документы. 

Штрафы для таких ситуаций также устанавливает постановление Правительства РФ № 1042:

  • 1 тыс. рублей, если цена контракта не больше 3 млн рублей;
  • 5 тыс. рублей, если цена — 3-50 млн рублей;
  • 10 тыс. рублей, если цена — 50-100 млн рублей;
  • 100 тыс. рублей, если цена — больше 100 млн рублей.

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации (решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Штрафы при переходе через «0»

Иначе рассчитывается штраф для победителей аукциона с переходом цены через «0» — от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а не итоговой цены:

  • 10 % от НМЦК, если НМЦК — не более 3 млн рублей;
  • 5 % от НМЦК, если НМЦК — 3-50 млн рублей;
  • 1 % от НМЦК, если НМЦК — 50-100 млн рублей.

Если цена контракта, заключенного в аукционе с переходом через «0», превышает НМЦК, то штраф рассчитывается, как и во всех остальных случаях, — в процентах от итоговой цены контракта.

При проведении аукциона заказчик не знает, перейдет ли цена контракта через «0». Поэтому в документацию аукциона всегда стоит включать положение о штрафе при переходе через «0», иначе ФАС может посчитать это нарушением (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штраф за непривлечение субподрядчиков

Также поставщика оштрафуют за то, что он не привлек к исполнению контракта субподрядчиков СМП и СОНКО (если такое условие прописано в контракте). Штраф составит 5 % от суммы такого привлечения.

Штрафы в работах по капитальному строительству

Поставщиков, которые должны были выполнить без привлечения других подрядчиков работы по капитальному строительству,  но выполнили их некачественно оштрафуют на 5 % от стоимость этих работ.

При составлении закупочной документации заказчик должен выбрать виды штрафов, соответствующие предмету и условиям закупки (п.4 ст.34 44-ФЗ). Если прописать в проекте контракта все виды штрафов и пояснить, что при направлении контракта победителю закупки из него исключат «лишние» штрафы, то это станет нарушением законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017). 

Например, заказчик готовит три закупки и для каждой прописывает разные штрафы:

  1. Конкурс на общих основаниях — в документации нужно прописать общие штрафы.
  2. Аукцион на общих основаниях и с обязательствами без стоимостного выражения — нужно прописать три вида штрафов: общие, при переходе через «0» и без стоимостного выражения
  3. Аукцион для СМП и с обязательствами без стоимостного выражения — заказчик также должен прописать три вида штрафов, но вместо общих штрафов указать штрафы для малого бизнеса.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2020 года

Статья КоАП Вид нарушения Сумма штрафа
Неправильный выбор способа закупки
ч.1 ст.7.29 Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.2 ст.7.29 Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2.1 ст.7.29 Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного или закрытого конкурса, в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ.
Нарушен порядок и сроки направления в ФАС документов, которые нужны, чтобы согласовать проведение закрытой закупки или заключение контракта с единственным поставщиком.
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1 ст.7.29.3 В план-график или план закупок включены:
  • один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
  • объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
  • НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).
20 000 — 50 000 ₽ должностное лицо
Нарушения при подготовки закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации
ч.2 ст.7.29.3 Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта) 10 000 ₽ — должностное лицо
ч.3 ст.7.29 Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено 30 000 ₽ — должностное лицо
Информация и документы, которые по 44-ФЗ нужно разместить при проведении конкурса и аукциона, размещены в ЕИС с нарушением срока:
ч.1 ст.7.30 не более чем на 2 рабочих дня 5 000 ₽ — должностное лицо
15 000 ₽ — юрлицо
ч.1.1 ст.7.30 более чем на 2 рабочих дня 30 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо
Информация и документы, которые по 44-ФЗ нужно разместить при проведении запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика, размещены в ЕИС с нарушением срока:
ч.1.2 ст.7.30 не более чем на 1 рабочий день 3 000 ₽ — должностное лицо
10 000 ₽ — юрлицо
ч.1.3 ст.7.30 более чем на один рабочий день 15 000 ₽ — должностное лицо
50 000 ₽ — юрлицо
ч.1.4 ст.7.30 Размещение в ЕИС информации с нарушением:
  • требований 44-ФЗ;
  • порядка предоставления документации конкурса или аукциона;
  • порядка разъяснения положений документации;
  • порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
15 000 ₽ — должностное лицо
50 000 ₽ — юрлицо
ч.3 ст.7.30 В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ 50 000 ₽ — должностное лицо
500 000 ₽ — юрлицо
ч.4 ст.7.30 Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • требования к участникам закупки;
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
  • требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
должностное лицо — 1 % НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 ₽
ч.4.1 ст.7.30 В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников (кроме случаев, предусмотренных 44-ФЗ).
В один лот включены объекты закупки, не связанные между собой технологически и функционально.>
должностное лицо — 1 % НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 ₽
ч.4.2 ст.7.30 Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ 3 000 ₽ — должностное лицо
Нарушения при составлении плана-графика
ч.4 ст.7.29.3 План-график, план закупок и изменения в них утверждены или размещены в ЕИС с нарушением срока. 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.5 ст.7.30 Информация о закупке была изменена в плане-графике. В течение 10 календарных дней после этого заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении такой закупки или отправил приглашения участникам. 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.6 ст.7.30 Информация о закупке не включена в план-график, но заказчик разместил в ЕИС извещение о ее проведении или отправил приглашения участникам. 30 000 ₽ — должностное лицо
Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола
ч.1.7 ст.7.30 Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки или направил приглашение участникам, хотя закупка признана необоснованной и вынесено предписание или нарушения в предписании не устранены. 30 000 ₽ — должностное лицо
Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.
По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей. Нарушен установленный документацией порядок:
  • вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам;
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
ч.2 ст.7.30 для аукциона и конкурса должностное лицо — 1 % от НМЦК, но не менее 5 000 ₽ и не более 30 000 ₽
ч.6 ст.7.30

для запроса котировок и запроса предложений

должностное лицо — 5 % от НМЦК, но не более 30 000 ₽
ч.2.1 ст.7.30 Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями 10 000 ₽ — должностное лицо
ч.7 ст.7.30 Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.8 ст.7.30 Сокращены сроки подачи заявок в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Нарушен порядок и сроки отмены закупки. 30 000 ₽ — должностное лицо
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:
ч.13 ст.7.30 не более чем на 2 рабочих дня 3 000 ₽ — должностное лицо
ч.14 ст.7.30 более чем на два рабочих дня 30 000 ₽ — должностное лицо
Нарушение сроков возврата обеспечения заявок
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:
ч.1 ст. 7.31.1 не более, чем на 3 рабочих дня 5 000 ₽ — должностное лицо
30 000 ₽ — юрлицо
ч.2 ст. 7.31.1 1 более, чем на 3 рабочих дня 15 000 ₽ — должностное лицо
90 000 ₽ — юрлицо
Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов
ч.1 ст.7.32 При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта. должностное лицо — 1 % от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 юрлицо — 1 % от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000
ч. 2 ст.7.32 Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг. должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.3 ст.7.32 Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения. 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.4 ст.7.32 Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия. 20 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо
ч.5 ст.7.32 Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.6 ст. 7.32 Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта 50 000 ₽ — должностное лицо
200 000 ₽ — юрлицо
ч.7 ст.7.32 Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность. должностное лицо и ИП — 5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 ₽ или дисквалификация до 2 лет
юрлицо — от однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 ₽
ч.8 ст.7.32 Не соблюдены требования законодательства в сфере закупок при проведении экспертизы поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта, которую, согласно 44-ФЗ, должны проводить эксперты или экспертные организации. 20 000 ₽ — должностное лицо
ч.9 ст.7.32 Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику. 20 000 ₽ — должностное лицо
ч.10 ст. 7.32 Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг. 20 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1 ст.7.32.5 Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса 30 000 — 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2 ст.7.32.5 Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП дисквалификация от 1 до 2 лет — должностное лицо
Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)
ч.1 ст.7.31 В РНП включена заведомо недостоверная информация 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2 ст.7.31 Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием.
Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.
20 000 ₽ — должностное лицо
Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения
ч. 11 ст. 9.16 Проведение закупки, которая не соответствует требованиям энергетической эффективности 30 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо
Закупки у СМП
ч.11 ст.7.30 Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ (не менее 15 % от годового объема закупок). Время совершения правонарушения — окончание календарного года. 50 000 ₽ — должностное лицо
Невыполнение в срок законного предписания
ч.7 ст.19.5 Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или член комиссии — 50 000 ₽
Юрлицо — 500 000 ₽
Нарушения при предоставлении информации в ФАС
ч.1 ст.19.7.2 Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация. 15 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо

zakupki

Ищите нужные вам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех основных площадках и анализируйте их с помощью онлайн-сервиса Контур.Закупки.


Статьи по теме

Расчет НМЦК для охранных услуг в 2022 году: инструкция для заказчика

9 мая 2021 года вступил в силу Приказ Росгвардии №45. Он установил порядок расчета начальной максимальной цены контракта в закупках услуг по охране по 44-ФЗ. В статье разберем новый порядок и расскажем, как заказчик может упростить свою работу.

Как настроить Яндекс.Браузер для работы с личным кабинетом ЕИС в сфере закупок

В статье расскажем, как установить и настроить Яндекс.Браузер, а также необходимые компоненты и расширения для комфортной и безопасной работы в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.

Что изменится в работе заказчиков медицинских изделий и лекарств в 2022 году

В условиях санкций Правительство внесло несколько поправок в 44-ФЗ и несколько подзаконных актов, которые регулируют порядок закупки лекарств и медизделий. В статье расскажем, что именно изменилось и как это повлияет на работу госзаказчиков.

Клиентам нужно то, что есть у вас