Налоговый мониторинг 一 это форма контроля для крупного и среднего бизнеса, в рамках которой налоговый инспектор в режиме реального времени проверяет данные отчетности и учета через онлайн-доступ к информационным системам компании.
В этой статье:
Пройдите курс по налоговому мониторингу
После обучения вы будете четко представлять, как поэтапно перейти на налоговый мониторинг и что для этого нужно.
Вокруг налогового мониторинга существует много вопросов и предположений. Как же все-таки налоговый инспектор осуществляет контроль? Что же означает «режим реального времени», который пугает большинство потенциальных участников налогового мониторинга? Как это происходит? Сколько инспекторов изучают информационную систему налогоплательщика? Как администрируются налоги в рамках налогового мониторинга? Каковы особенности раскрытия показателей отчетности?
Ответы можно найти в своде основных принципов проведения налогового мониторинга. Его составили эксперты Контура на основе интервью с организациями и налоговыми инспекторами. Следует учесть, что в каждом налоговом органе могут быть нюансы, связанные с проведением налогового мониторинга, но в большинстве случаев подход везде одинаковый.
Принцип 1 — У каждой организации есть инспектор-куратор
При проведении налогового мониторинга за каждой организацией закрепляется курирующий налоговый инспектор, который администрирует налогоплательщика и несет профессиональную ответственность за проведение проверки. Именно с ним предстоит постоянно взаимодействовать бухгалтеру компании.
Как правило, за налогоплательщиком закрепляют двух инспекторов: курирующего и резервного на случай отпуска, болезни и других непредвиденных обстоятельств.
Ответственность за налоговую проверку несет только инспектор-куратор, доступ к информационной системе организации (аналитической витрине) имеют:
- два налоговых инспектора — курирующий и резервный;
- начальник отдела налогового мониторинга в налоговой инспекции.
Принцип 2 — Универсальность налогового инспектора
При проведении налогового мониторинга на курирующего инспектора ложится обязанность администрировать все налоги, в том числе и территориальные.
Перечень налогов и сборов, которые организации нужно раскрыть, утвержден Приказом ФНС России от 11 мая 2021 года № ЕД-7-23/476@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
Возникает вопрос: как администрируются территориальные налоги? Ведь вся информация по раскрытию показателей налоговых деклараций по территориальным налогам хранится на стороне налогового инспектора, ответственного за проведение налогового мониторинга, а сами налоговые декларации по ТКС представляются в налоговые органы по месту регистрации организации или нахождения объектов недвижимого имущества. То есть раскрытие показателей на стороне межрегиональных (межрайонных) инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а налоговые декларации на стороне территориальных налоговых органов. Кто в данном случае ответственен за налоговую проверку?
Организации в налоговом мониторинге подлежат администрированию в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по отраслевому признаку. Следовательно, все территориальные налоги администрируются сотрудниками этих инспекций.
Если территориальные налоговые органы обнаружат нарушения, то они могут в письменной форме проинформировать межрегиональные (межрайонные) инспекции, чтобы те при проведении налогового мониторинга обратили внимание на нарушения и, в случае необходимости, выставили требование.
Принцип 3 — Риск-ориентированный подход
При проведении налогового мониторинга налоговый инспектор всегда применяет риск-ориентированный подход. Принципы этого подхода содержатся в концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Сегодня это одно из основных направлений развития налогового мониторинга, которые утверждены Распоряжением Правительства РФ от 21 февраля 2020 года № 381-р «Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».
Риск-ориентированный подход — это метод, при котором инспектор не анализирует все операции компании, а обращает внимание только на рисковые зоны по каждому налогу. Он опирается на свой профессиональный опыт и специфику организации, заранее знает проблемные зоны. Например, если брать главные федеральные налоги, то инспектор уделит особое внимание:
- в НДС — поиску разрывов с контрагентами и системе управления рисками (СУР) контрагентов по данным АСК НДС-2;
- по налогу на прибыль — правильности начисления амортизации, распределения на амортизационные группы, содержанию перечня расходов, учитываемых для целей налога на прибыль.
Больше всего ресурсов у инспектора отнимает компания, которая только пришла в налоговый мониторинг и проверяется впервые. По организациям, с которыми инспектор работает длительное время, нет смысла проверять определенные расчеты и операции, если инспектор уверен в их правильности и правомерности.
Зрелость системы внутреннего контроля организации напрямую влияет на объем документов и операций, которые будет проверять инспектор: чем эффективнее работают контрольные процедуры внутри компании, тем больше налоговые органы доверяют показателям отчетности.
Таким образом, превращение налогового мониторинга в ежесекундный контроль за налогоплательщиком, что пугает большинство компаний, является маловероятными. В соответствии с Приказом ФНС России от 11 мая 2021 года № ЕД-7-23/476@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» все раскрытие показателей налоговой отчетности до уровня первичного документа должно быть реализовано не позднее одного месяца со дня представления налоговой декларации. Следовательно, налоговый инспектор увидит декларацию, информацию о раскрытии ее показателей и приступит к проверке максимум через месяц после сдачи налоговой отчетности.
Принцип 4 — Чем больше первичных учетных документов, тем меньше вопросов и требований
Налоговый мониторинг — это возможность для налогового органа по цепочке раскрытия показателей в налоговой отчетности выйти на первичные документы, которые сформировали проверяемый показатель (оборот). Поэтому чем больше операций подтверждено первичными документами, тем меньше у налоговых органов возникает вопросов. Конечно, если у инспектора есть возможность просмотреть и проанализировать эти документы.
Например, налоговый инспектор обнаружил ошибку. Чтобы уточнить характер ошибки, он открывает витрину данных организации и смотрит, что это за операция и какими первичными документами она подтверждена. Если есть договор, счет-фактура или акт, то инспектор быстро сориентируется в ситуации. Возможно, это ошибка контрагента, а не проверяемого налогоплательщика, и организации не нужно будет корректировать операцию и представлять уточненную налоговую декларацию.
Принцип 5 — Открытость и диалог с налоговым инспектором
Организации, которые переходят на налоговый мониторинг, должны быть готовы к постоянному диалогу с налоговым органом. Это позволит сформировать доверительные отношения между сторонами налогового мониторинга. Налоговые инспекторы отмечают, что если налогоплательщик не вступает в диалог, игнорирует просьбы инспектора, то у инспектора на подсознательном уровне возникает желание больше контролировать и внимательнее смотреть, появляется азарт найти нарушение и ошибку.
К примеру, налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибку в налоговой декларации и направляет скорректированную уточненную налоговую декларацию. Налоговый инспектор не узнает об этом, пока налогоплательщик в течение месяца не реализует раскрытие показателей налоговой отчетности в витрине.
Обязанность налогоплательщика сообщать налоговому органу о факте обнаружения ошибок, внесения исправлений и сдачи уточненной налоговой декларации законодательно не закреплена. Но на практике лучше предупредить инспектора, это позволит ему скорректировать внутренний план по доначислению и, как следствие, сформирует положительное мнение о налогоплательщике.
Можно сделать осторожный вывод о том, что в будущем налоговый мониторинг станет обязательным для крупного бизнеса и компаний, которые пользуются государственной поддержкой. Стоит уже сегодня серьезно задуматься о подготовке к переходу на этот вид налогового контроля. Сейчас очень благоприятное время, так как налоговые инспекторы еще не загружены большим количеством организаций, которые нужно администрировать. Они доброжелательны, обучаются вместе с налогоплательщиками, рассказывают и объясняют нюансы.
Налоговый мониторинг бурно развивается, это отличное время для выстраивания доверительных профессиональных отношений между налогоплательщиком и налоговым органом. Если организация сможет наладить конструктивный диалог с ФНС, налоговый мониторинг будет проходить гладко и незаметно.
Поможем перейти на налоговый мониторинг в срок от 3 месяцев и настроим защищенный канал обмена
данными с ФНС.