СКЗИ для налогового мониторинга: что выбирают участники рынка — Контур.Налоговый мониторинг

СКЗИ для налогового мониторинга: что выбирают участники рынка

25 марта 2024

Читайте в статье, какие есть варианты решения вопроса по обеспечению защищенного канала связи между информационной системой участника налогового мониторинга и ФНС с помощью СКЗИ, что предпочитает рынок и почему.

Текущие и будущие участники налогового мониторинга должны обеспечить защищенный канал связи между своей информационной системой и АИС Налог-3 с помощью аппаратных средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ). Для этого компании нужно приобрести специальное оборудование, проинициализировать его и передать администрирование в ФНС. Решить этот вопрос можно разными способами. В материале — аналитика от СКБ Контур и советы по выбору.

Марки оборудования: что выбирают чаще всего

Для обеспечения защищенного канала связи можно использовать только эти марки оборудования: 

  • Vipnet 
  • Дионис 
  • Континент  

По нашим наблюдениям, чаще всего выбирают Vipnet. Эту марку предпочли 95% клиентов, с которыми мы общались по теме настройки защищенного канала связи для целей налогового мониторинга в 2023-2024 годах в рамках внедрения сервиса Контур.Налоговый мониторинг или в рамках запросов от клиентов решить вопрос по СКЗИ.

Настройка защищенного канала связи: три сценария от Контура

Кроме поставки и внедрения витрины данных, Контур предлагает три варианта решения вопроса по СКЗИ:

  1. Клиент приобретает оборудование в собственность и размещает его на собственной серверной площадке. СКБ Контур на платной основе оказывает услуги по настройке СКЗИ с выездом специалиста в любой регион: на Дальний Восток тоже прилетим. Дополнительно можем продиагностировать работу СКЗИ и устранить проблемы.
  2. Клиент приобретает оборудование в свою собственность и размещает его на нашей серверной площадке. В таком сценарии СКБ Контур оказывает услуги по размещению и обслуживанию СКЗИ.
  3. СКБ Контур приобретает СКЗИ в собственность и предоставляет клиенту в аренду с размещением, первичной настройкой и последующим администрированием.

Пройдите курс по налоговому мониторингу

После обучения вы будете четко представлять, как поэтапно перейти на налоговый мониторинг и что для этого нужно.

Какие варианты выбирают компании

Анализ более 40 запросов компаний по вопросу приобретения/ размещения/ аренды СЗИ показал такие результаты:

  • 30% — приобретают координатор для настройки защищенного канала связи самостоятельно и размещают на своих серверных площадках.
  • 20% — приобретают оборудование, но предпочитают разместить его на серверных площадках вендора/поставщика ИТ-решения для налогового мониторинга. 
  • 50% — уверенно выбирают аренду СЗИ, делегируя полностью задачу  поставщику ИТ-решения для налогового мониторинга.

Что влияет на выбор 

Чтобы узнать это, мы провели 32 интервью в различными компаниями. Вот ключевые причины, которые повлияли на выбор того или иного решения:

Нет серверных мощностей, достаточных для размещения оборудования. Или они находятся за рубежом, если это иностранная компания. В таких случаях оптимально купить или арендовать оборудование и разместить его, например, у поставщика витрины данных.

Нет специалистов, способных настроить, а затем обслуживать и поддерживать оборудование. Эта проблема актуальна практически для всех компаний без исключения: для настройки аппаратного СКЗИ нужны специальные знания, которых зачастую нет у штатных ИТ-специалистов. Если специалист знает нюансы организации соединения с АИС Налог-3 и имеет практический опыт настройки СКЗИ под конкретную задачу — задача решается быстрее и качественнее. Поэтому при выборе любой схемы мы рекомендуем как минимум для настройки привлекать специалистов с соответствующим опытом.

Нет лицензии ФСБ для шифрования данных. Если на налоговый мониторинг переходит группа компаний, нужно настроить канал для нескольких юридических лиц, а для этого уже требуется лицензия ФСБ, которая разрешает шифрование данных. Такой лицензии у бизнеса часто нет и получать ее компании не готовы, так как этот процесс — нецелевой для компаний не из сферы ИТ, требует специальных знаний, приведение инфраструктуры и организации процессов под соответствие требований ФСБ, прохождение процедуры лицензирования. В этом случае удобнее делегировать решение вопроса ИТ-поставщику и выбрать вариант с арендой.

Нужна кластерная схема, а это дороже. Для гарантированно отказоустойчивой работы оборудования предпочтительна кластерная схема из двух координаторов. Пока один из них работает, второй «спит», а при сбое первого «просыпается» и автоматически начинает работу. По стоимости это в два раза дороже стандартного решения с одним координатором, а такое могут себе позволить не все. Особенно остро этот вопрос стоит у компаний, заключивших СЗПК, потому что часто это малый и средний бизнес. Сложности могут возникнуть и у крупных компаний, если, планируя переход на налоговый мониторинг, в бюджет заранее не заложили затраты на оборудование. 

Удобнее размещать СКЗИ там же, где развернута витрина данных. Например, если витрина развернута в облаке на серверах Контура, а СКЗИ — на стороне компании, возникают дополнительные технические задачи, ведь нужно настроить канал связи между ФНС, серверами клиента и серверами вендора решения, но это решаемо. Если компания выбрала размещение витрины данных на своих серверах из соображений сохранности и безопасности коммерческих данных, то выбор СКЗИ в облаке нарушает эту концепцию, и логичнее оборудование разместить также на серверах клиента.

Неудобно иметь решения от разных поставщиков: витрина данных от одного поставщика, модуль интеграции с АИС Налог-3 — от другого, а поставка и настройка оборудования для защищенного канала связи — от третьего. Синхронизировать все это или невозможно, или трудоемко и дорого. Выгоднее приобрести ИТ-решение и оборудование у одного поставщика.

Итоги: что учесть тем, кто еще не определился

  1. В смету проекта по переходу на налоговый мониторинг сразу закладывайте бюджет на решение задачи по СЗИ.
  2. Оцените свою возможность купить оборудование в собственность и разместить его у себя. Есть ли у вас для этого серверные мощности, специалисты, финансы? Исходя из этого принимайте решение, что вам выгоднее: покупать или арендовать оборудование и где его размещать.
  3. Если собираетесь перевести на налоговый мониторинг больше одного юридического лица, просчитайте, что вам выгоднее: оформить лицензию ФСБ или арендовать координатор под каждое ЮЛ. Легкого и очевидного решения этого вопроса пока нет. 
  4. Если витрина развернута на ваших серверах, СКЗИ логичнее разместить также на ваших же серверах. При размещении витрины в облаке могут быть разные варианты решения вопроса. 
  5. Удобнее и проще, когда витрина данных, услуги по интеграции с АИС Налог-3 и аппаратное СЗИ — от одного поставщика, который все свяжет и интегрирует.

Поможем перейти на налоговый мониторинг в срок от 3 месяцев и настроим защищенный канал обмена
данными с ФНС.


Другие статьи

СВК в налоговом мониторинге: как соответствовать требованиям ФНС в 2025 году

На вебинаре «Как подготовить СВК в 2025 году: новинки законодательства и практический кейс» эксперт рассказала о последних изменениях в законодательстве и актуальных требованиях к системе внутреннего контроля в рамках налогового мониторинга. В этой статье мы собрали основные тезисы вебинара, а в конце вы найдете ссылку на видеозапись.

Как выявить риски и обеспечить их покрытие: практический кейс

При построении системы внутреннего контроля (СВК) в компании чаще всего возникают сложности с выявлением рисков в бизнес-процессах. В этой статье на конкретном примере разберем, как находить риски в одном из таких процессов.

Как Южноморская база «Рыбфлота» перешла на налоговый мониторинг

АО «Южморрыбфлот» — один из крупнейших в России производителей консервированной рыбной продукции. Среди его брендов — «Доброфлот», «Азбука море» и «Примрыбснаб». В 2022 году компания перешла на налоговый мониторинг. О процессе, сложностях и результатах перехода рассказали Павел Черепанов, руководитель отдела управленческого учета, и Александра Кузнецова, главный инженер-программист.

Получите консультацию

Оставьте заявку, менеджер свяжется с вами и оценит готовность компании к переходу, расскажет о стоимости, сроках подготовки и реализации проекта, ответит на все вопросы.