Для перехода на налоговый мониторинг (НМ) компания должна внедрить у себя систему внутреннего контроля (СВК). Это достаточно большая работа, которая требует времени, поэтому мы рекомендуем заблаговременно разработать и внедрить СВК. Если вы планируете вступать в НМ с 2026 года, эту работу рекомендуем начать уже сейчас. Чтобы внедрение СВК не стало для вас непосильной задачей, мы разделили его на этапы — их разберем в статье.
В этой статье:
Выбираем команду
Прежде чем приступать к разработке и внедрению СВК, нужно определить, кто будет проводить эту работу. Можно задействовать внутренние ресурсы (текущих сотрудников или новых специалистов в штат), а также внешние (консалтинговые компании). У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, поэтому компания должна сама определить, какой из вариантов будет для нее оптимальным. При выборе следует учесть, что, помимо внедрения СВК, в будущем ее нужно будет администрировать и поддерживать в актуальном состоянии. Для этого также понадобятся кадровые ресурсы с профессиональными компетенциями в области СВК.
Налоговый мониторинг с Контуром
Раскроем показатели отчетности в витрине данных и обеспечим интеграцию с АИС «Налог-3
Этапы внедрения СВК
-
Определите цели и задачи построения СВК.
На первом этапе нужно определить, зачем вы собираетесь внедрять СВК в компании. Это связано только с переходом на НМ или вы хотите параллельно закрыть свои внутренние потребности? От этого будет зависеть периметр построения СВК и ее объем. -
Разработайте внутренние организационно-распорядительные документы.
Обязательный документ, который регламентирует СВК в организации, — это Положение о СВК (Кодекс, Регламент и т. п.). Дополнительно можно оформить Положение об управлении рисками, Инструкцию по обеспечению эффективного функционирования СВК, Методологию по организации СВК и другие документы по усмотрению компании. Во внутренних документах нужно зафиксировать цели и задачи СВК, ее структуру, принципы работы с рисками и контрольными процедурами, порядок проведения мониторинга и оценки, а также порядок разработки мероприятий по ее совершенствованию. Также на этом этапе разрабатываются регламенты по вопросам информационной безопасности, работы с персоналом и другие в зависимости от специфики компании. -
Определите перечень бизнес-процессов, которые будут входить в периметр СВК.
После того как вы определили объем СВК, вам нужно составить перечень всех бизнес-процессов, которые должна покрывать система. Каждый бизнес-процесс следует подробно описать или представить в виде блок-схемы — это пригодится на следующем этапе. Для этого нужно изучить инструкции и регламенты, которые есть в компании, а также провести интервью с ответственными за процесс. -
Выявите риски бизнес-процессов.
На основании составленных блок-схем или описаний процессов нужно проанализировать, есть ли риски в этих процедурах. К этой работе привлекают держателей процессов и экспертов. Все выявленные риски необходимо оформить в реестр — на этом этапе его форма может быть произвольной. -
Классифицируйте риски.
После того как вы выявите и опишите все риски, нужно проанализировать их на предмет существенности. Для этого можно закрепить во внутренних организационно-распорядительных документах уровень существенности для раскрытия информации о рисках. Каждый риск нужно оценить по вероятности возникновения и потенциальному ущербу. После этого определить, какие риски из реестра вы будете покрывать контрольными процедурами. Обычно риски с незначительными последствиями и низкой вероятностью компания принимает и не покрывает контрольными процедурами. Но за такими рисками следует наблюдать и периодически проводить переоценку, чтобы не упустить изменения их существенности. Риски с высоким потенциальным ущербом и крайне низкой вероятностью иногда покрываются страхованием. Все остальные риски нужно минимизировать с помощью контрольных процедур. На этом этапе все риски, которые подлежат покрытию, нужно представить по форме КНД 1125308. -
Разработайте контрольные процедуры (КП).
Для всех рисков из итогового реестра нужно разработать контрольные процедуры. Одна контрольная процедура может покрывать несколько рисков, так же как и один риск может покрываться несколькими контрольными процедурами. После разработки КП их нужно представить в форме КНД 1125309.
Более подробно о разработке контрольных процедур расскажем в нашей следующей статье. -
Проведите работу с сотрудниками.
Чтобы СВК была не только формализована на бумаге, но и реально работала, нужно провести работу со всеми участниками внедряемой системы. У многих подразделений появятся новые должностные обязанности, это до них нужно донести. Обучения по СВК в целом показывают лучшую эффективность, чем обучения только по новому функционалу конкретного подразделения. Так сотрудники понимают значение их роли в масштабах компании.
Требования к СВК
Нигде строго не закреплено, какой должна быть СВК в рамках НМ. Общие требования к системе отражены в Приказе ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@, а вопросы о том, в каком виде, объеме и составе реализовать СВК, остаются на усмотрение компании. Это дает вам преимущество выстроить СВК наиболее эффективным способом с минимальными затратами и так, как вам будет удобно работать с ней в дальнейшем.
Внедрение СВК, несомненно, большая работа, но не стоит ее бояться: как говорится, «дорогу осилит идущий». Разделите ваш путь на этапы, и тогда в конце пути вас ждет эффективно построенная СВК, — с ней вы получите немало преимуществ в работе и достигните целей.