Кто может перейти на налоговый мониторинг в 2026 году — Контур.Налоговый мониторинг

Кто может перейти на налоговый мониторинг в 2026 году

В этой статье

Обновлено 15 января 2026

Расскажем о критериях для перехода на налоговый мониторинг в 2026 году и о том, как они будут меняться в дальнейшем.

Фотография Инна Буланык Инна Буланык Ведущий эксперт по налоговому мониторингу

Переход на налоговый мониторинг по параметрам бизнеса

Перейти на налоговый мониторинг могут только юридические лица. У ИП такого права нет, даже если бизнес предпринимателя будет соответствовать тем условиям, о которых мы расскажем ниже.

Переход для отдельной организации

В общем случае компания может подать в 2026 году заявление о переходе на налоговый мониторинг, если масштабы ее бизнеса за предшествующий год одновременно удовлетворяют следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Общая сумма начисленного НДС, акцизов, налога на прибыль, НДФЛ, страховых взносов и НДПИ составила не менее 80 млн руб. Речь идет о налогах, которые компания должна платить как за себя, так и за своих контрагентов в качестве налогового агента в определенных законом случаях. При этом налоги, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не учитываются. В состав ЕАЭС по состоянию на март 2025 года входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
  2. Годовой доход по данным бухгалтерской отчетности составил не менее 800 млн руб.
  3. Стоимость активов баланса на 31 декабря составила не менее 800 млн руб.

Переход для группы компаний

Также есть отдельные критерии перехода на налоговый мониторинг для группы компаний. В данном случае считается, что компании входят в состав группы, если одна из них участвует в другой или других, а доля участия составляет 50% и более. Любая из компаний такой группы может в 2026 году подать заявление о переходе на налоговый мониторинг, если группа в целом удовлетворяет следующим условиям (пп. 7 п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Сумма начисленных за предыдущий год налогов и взносов должна быть не менее 1 млрд руб. Перечень видов налогов аналогичен перечню для одной компании, приведенному выше.
  2. Доход за предыдущий год — не менее 10 млрд руб.
  3. Активы на конец предыдущего года — не менее 10 млрд руб.

При этом каждая компания в составе группы может не соответствовать суммовым критериям для отдельной компании, которые указаны выше.

Переход на налоговый мониторинг для отдельных категорий организаций

Существует несколько категорий организаций, которые могут перейти на налоговый мониторинг без учета масштабов деятельности (п. 3, 3.1 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Резиденты особых экономических зон (ст. 9 закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ).
  2. Резиденты территорий опережающего развития (п. 2 ст. 2 закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ).
  3. Резиденты свободного порта Владивосток (ст. 10 закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ).
  4. Резиденты Арктической зоны РФ (п. 2 ст. 2 закона от 13.07.2020 № 193-ФЗ).
  5. Участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Для этой категории организаций переход на налоговый мониторинг является обязательным. Каждый участник такого соглашения должен перейти на мониторинг в течение трех лет после его заключения (пп. 7.1 п. 8 ст. 10 закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ).
  6. Участники промышленных кластеров (постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779).
  7. Бывшие участники консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Это добровольные объединения налогоплательщиков для уплаты налога на прибыль по совокупному финансовому результату. КГН действовали в РФ с 2012 по 2022 год в соответствии с главой 3.1 НК РФ. Все договоры о создании КГН прекратили действие с 01.01.2023 года (п. 3 ст. 3 закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).
  8. Операторы лотерей (п. 9 ст. 2 закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ).
  9. Государственные и муниципальные учреждения.

Кроме того, с 1 сентября 2026 года возможность перехода появится у правопреемников компаний, в отношении которых проводился налоговый мониторинг — независимо от соблюдения пороговых значений (пп. 10 п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ). Срок проведения мониторинга в этом случае не прерывается. Подробнее читайте в статье. 

Как в дальнейшем будут меняться критерии для перехода на налоговый мониторинг

Суммовые критерии для перехода на налоговый мониторинг с момента начала его действия в 2015 году последовательно снижались.

Критерий для одной компании 2015–2020 годы 2021–2024 годы 2025 год

Сумма налогов, млн руб.

300

100

80

Выручка и активы, млрд. руб.

3,0

1,0

0,8

Кроме того, до 2025 года не было возможности перехода на налоговый мониторинг для участников группы компаний.

Также с 2025 года расширен перечень тех организаций, которые могут перейти на мониторинг без учета масштаба деятельности. В этот список добавили операторов лотерей, бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков, а также государственные и муниципальные учреждения.

Постепенное увеличение количества компаний, которые могут воспользоваться налоговым мониторингом, предусмотрено п. 9а Концепции, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р.

Поэтому можно предположить, что в последующие годы, учитывая положения вышеуказанной Концепции, произойдет очередное смягчение условий для перехода, и потенциальным участникам нужно будет соответствовать только одному из критериев вступления в налоговый мониторинг.

Коротко об условиях перехода на налоговый мониторинг

В общем случае для перехода на налоговый мониторинг компания или группа компаний должна соответствовать критериям по масштабу бизнеса: начисленным налогам, выручке и активам.

Для отдельных категорий организаций возможен переход на налоговый мониторинг без учета масштабов деятельности. Это, например, резиденты особых экономических зон или участники соглашений о защите капиталовложений.

В соответствии с утвержденной Правительством РФ концепцией критерии для перехода на налоговый мониторинг в 2015–2025 годах постепенно смягчались. Скорее всего, эта тенденция сохранится в дальнейшем. Поэтому в перспективе возможность перейти на мониторинг появится у большего числа налогоплательщиков.

Ответы на частые вопросы

Перейти на налоговый мониторинг могут только юридические лица — у ИП такого права нет. В общем случае отдельная компания или группа компаний должна соответствовать установленным критериям по налогам, доходу и активам. Для отдельных категорий организаций эти критерии не применяются.

Компания должна одновременно соответствовать трем условиям: общая сумма начисленных за предыдущий год налогов и страховых взносов должна составлять не менее 80 млн руб., годовой доход — не менее 800 млн руб., а стоимость активов на 31 декабря — не менее 800 млн руб. При расчете первого показателя учитываются НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы и НДПИ, но не учитываются налоги, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Компании считаются входящими в группу, если одна из них участвует в другой или других с долей 50% и более. Для перехода сумма начисленных группой за предыдущий год налогов и взносов должна составлять не менее 1 млрд руб., доход — не менее 10 млрд руб., а активы — не менее 10 млрд руб. При этом отдельные компании группы могут не соответствовать критериям для одной компании.

Без учета суммовых критериев перейти могут резиденты особых экономических зон, территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны РФ, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений, участники промышленных кластеров, бывшие участники консолидированных групп налогоплательщиков, операторы лотерей, а также государственные и муниципальные учреждения. Для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений переход обязателен в течение трех лет после заключения соглашения.

Порог по сумме налогов снизился с 300 млн руб. в 2015–2020 годах до 100 млн руб. в 2021–2024 годах и 80 млн руб. в 2025 году. Порог по выручке и активам за это время снизился с 3 млрд до 1 млрд, а затем до 0,8 млрд руб. Кроме того, с 2025 года появилась возможность перехода на налоговый мониторинг для участников группы компаний.

С 1 сентября 2026 года правопреемники компаний, в отношении которых проводился налоговый мониторинг, могут перейти на него независимо от соблюдения пороговых критериев. Срок проведения мониторинга в этом случае не прерывается.

Да, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений обязаны перейти на налоговый мониторинг в течение трех лет после заключения соглашения независимо от масштаба бизнеса.

С учетом последовательного снижения порогов и положений Концепции, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р, можно предположить, что условия перехода продолжат смягчаться. В перспективе потенциальным участникам может быть достаточно соответствовать только одному из критериев вступления в налоговый мониторинг.

Фотография Инна Буланык Инна Буланык Ведущий эксперт по налоговому мониторингу

Другие статьи

Получите консультацию

Оставьте заявку, менеджер свяжется с вами и оценит готовность компании к переходу, расскажет о стоимости, сроках подготовки и реализации проекта, ответит на все вопросы.