Как подготовиться к интеграции с АИС «Налог‑3» — Контур.Налоговый мониторинг

Как подготовиться к интеграции с АИС «Налог‑3»

19 мая 2025

АИС «Налог-3» — это единая информационная система ФНС России, которая автоматизирует контроль со стороны налоговой службы. Интеграция с этой системой — одно из требований для организаций-участников в налоговом мониторинге. Зачем нужна интеграция? Как к ней подготовиться, какие этапы пройти и как правильно оформить заявки? Обо всем этом расскажем в статье.

Фотография Андрей Миронов Андрей Миронов Менеджер по внедрению

Налоговый мониторинг с Контуром

Раскроем показатели отчетности в витрине данных и обеспечим интеграцию с АИС «Налог-3

Цель интеграции с АИС «Налог-3»

Интеграция информационной системы организации-участника налогового мониторинга с АИС «Налог-3» позволяет автоматизировать процессы контроля, создать единую цифровую платформу для дальнейшей аналитической работы, а также упростить взаимодействие между организацией и инспектором ФНС.

Как работает интеграция

Инспектор из своей системы может сформировать запрос (в рамках интеграции такие запросы называются «сервисами»). Этот запрос по защищенному каналу связи поступает в информационную систему налогоплательщика. В ней подготавливается необходимый ответ, в зависимости от запроса инспектора.

Интеграция также позволяет инспектору получать интересующую его информацию из информационной системы налогоплательщика в автоматическом режиме. Например, сервис №4 «Предоставление реестра документов, размещенных в ИСО». Через этот сервис инспектор запрашивает реестр первичных учетных документов по определенным параметрам: код вида документа по СПВДОК, ИНН контрагента, наименование документа, период, за который необходимы документы. Ответ на такой запрос автоматически формируется в информационной системе налогоплательщика и возвращается инспектору в виде реестра документов, соответствующих заданным параметрам.

Впоследствии инспектор может просмотреть любой из этих документов, воспользовавшись сервисом № 5 «Просмотр документа».

Подготовка к интеграции

Для интеграции с АИС «Налог-3» организации нужно заранее убедиться, что ее информационная система готова к взаимодействию с системой налогового органа.

У организации должно быть средство криптографической защиты информации (СКЗИ) из перечня, одобренного ФНС. На текущий момент доступны три варианта: ПАК ViPNet Coordinator HW, АПКШ «Континент» и «Дионис». Все они могут использоваться как в одиночном, так и в кластерном исполнении.

Организация может как приобрести СКЗИ в собственность, так и арендовать его у компании, оказывающей услуги по IT-сопровождению с лицензией ФСБ России, например, у АО «ПФ «СКБ Контур».

Кроме приобретения СКЗИ организация должна предварительно проверить в своей информационной системе работоспособность базового набора сценариев:

  • сервис № 1 «Доступность системы»;
  • сервис № 2 «Планируемая недоступность системы»;
  • сервис № 4 «Реестр документов»;
  • сервис № 5 «Просмотр документа»;
  • сервис № 6 «Доразмещение документов»;
  • сервис № 10 «Обновление токена аутентификации».

Эти сценарии уже реализованы в решении Контур.Налоговый мониторинг. Их работоспособность можно отслеживать через интерфейс программы при работе в режиме промышленной эксплуатации.

На текущий момент количество реализованных сервисов для взаимодействия с АИС «Налог-3» составляет несколько десятков. Ежегодно их число увеличивается в соответствии с графиком реализации. Он опубликован на сайте ФНС в разделе, посвященном налоговому мониторингу.

Экспертная консультация по налоговому мониторингу

Консультация от эксперта по подключению и внедрению сервиса

Направление заявок в ФНС

После подготовительного этапа организация может приступить к основной настройке интеграции с АИС «Налог-3». Она включает два этапа, на каждом нужно корректно и в срок заполнить соответствующую заявку.

Заявка № 1

На первом этапе налогоплательщик направляет в налоговый орган «Заявку для настройки защищенной криптографическими средствами сети связи передачи данных». Потенциальный участник налогового мониторинга должен подать Заявку № 1 не позднее одного месяца со дня получения решения о проведении налогового мониторинга.

Что нужно указать в заявке:

  • Цель подключения: 1 — подключение к новой сети; 2 — подключение к существующей сети (если организация входит в группу компаний, в которой уже есть участники налогового мониторинга).
  • Информацию об используемом СКЗИ: производитель, модель, серийный номер.
  • Информацию о назначенном администраторе ИБ: документ-основание назначения на должность, ФИО, должность, e-mail, телефон.
  • Код налогового органа (Управление ФНС России по субъекту РФ), где организация будет получать криптоконтейнер с ключами для СКЗИ.

Важно: перед покупкой СКЗИ обязательно ознакомьтесь с инструкцией по интеграции с АИС «Налог-3» от ФНС. В ней указано, какие параметры заявки нужно заполнять, а какие — оставлять пустыми в зависимости от выбранного СКЗИ. Эту инструкцию ФНС предоставляет участникам налогового мониторинга. Инструкцию также можно получить у Контура — для этого достаточно оставить заявку на сайте.

После рассмотрения Заявки № 1 налоговый орган в течение 5 рабочих дней высылает уведомление о результатах рассмотрения заявки для настройки защищенного криптографическими средствами сети связи передачи данных. Если принято положительное решение, ФНС направляет организации информацию о порядке получения криптографических ключей для СКЗИ и IP-адрес для подключения к сети передачи данных налогового органа. Представитель организации должен обратиться в инспекцию, которая указана в заявке, чтобы получить:

  • криптоконтейнер с ключами СКЗИ;
  • данные для входа в «Рабочее место участника налогового мониторинга»;
  • инструкцию по настройке доступа к «Рабочему месту для сотрудников».

Срок хранения ключей от СКЗИ — 30 календарных дней с даты направления уведомления. Через «Рабочее место участника налогового мониторинга» организация получает первичный токен аутентификации — он используется для обмена запросами сервисов АИС «Налог-3». В целях информационной безопасности токен действует 24 часа, затем его нужно обновить. Для этого используется сервис 10 — обновление токена аутентификации. В решении Контур.Налоговый мониторинг реализовано автоматическое обновление токена. Это обеспечивает бесперебойное взаимодействие с налоговым органом с помощью интеграции с АИС «Налог-3». Если СКЗИ размещается в инфраструктуре самой организации, его настраивает IT-служба компании по инструкции от ФНС. Если организация арендует СКЗИ у АО «ПФ «СКБ Контур», настройку и обслуживание выполняют специалисты Контура.

До заполнения и отправки Заявки № 2 организация должна протестировать работу базовых сервисов через «Рабочее место участника налогового мониторинга».

В рамках проекта на платформе Контур.Налоговый мониторинг специалисты по внедрению оказывают поддержку клиентам при тестировании этих сервисов.

Заявка № 2

На втором этапе налогоплательщик направляет в налоговый орган заявку для подключения к информационной системе организации. Заявка подается в течение 10 рабочих дней с момента получения криптографических ключей к СКЗИ и IP-адреса для подключения к сети передачи данных.

В заявке нужно указать:

  • информацию о налогоплательщике;
  • сведения об используемом СКЗИ: модель и серийный номер, ранее указанные в Заявке №1;
  • IP-адрес сервера интеграции из диапазона, выделенного в уведомлении от ФНС;
  • DNS-имя сервера (например: https://taxmon.companyname.ru/путь(необязательно)/api/v3).

На что важно обратить внимание:

  1. Заявка № 2 подается после того, как налогоплательщик завершил настройку СКЗИ со своей стороны.
  2. Налогоплательщик должен проверить сетевую связность своей информационной системы с информационной системой ФНС, то есть успешно выполнить сервис №1 «Доступность системы».

ФНС рассматривает Заявку № 2 в течение 10 рабочих дней и направляет уведомление о возможности или невозможности подключения к информационной системе организации. Причиной отказа может служить некорректное указание параметров подключения. После получения уведомления о невозможности подключения организации к информационной системе налогоплательщик должен в течение 20 рабочих дней внести исправления и повторно направить заявку. После получения уведомления о возможности подключения интеграция с АИС «Налог-3» считается завершенной. Организация обеспечила выполнение всех требований для подключения к своей системе. С начала года, в котором организация вступает в налоговый мониторинг, она может взаимодействовать с ФНС в автоматическом режиме с помощью сервисов интеграции.

Пример Заявки № 1

Информация о налогоплательщике
Информация об СКЗИ (производитель, модель, серийный номер). Тип аппаратной платформы и блоки ниже заполняются при использовании VIPNet Coordinator
Информация о назначенном администраторе ИБ (ФИО, должность, почта, телефон). Код субъекта РФ, в котором организация будет получать ключи

Пример Заявки № 2

Информация о налогоплательщике
Информация об СКЗИ (модель, серийный номер). IP-адреса сервера интеграции. В поле «Имя сервера» нужно указать имя DNS. Контакты структурного подразделения, оказывающего техническую поддержку при работе по прямому каналу
Фотография Андрей Миронов Андрей Миронов Менеджер по внедрению

Другие статьи

Порядок доступа ФНС к данным компании в налоговом мониторинге: изменения с 2024 года

О том, какие изменения внес в Порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам организации новый приказ ФНС от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@, рассказала эксперт сервиса Контур.Налоговый мониторинг Светлана Огневская.

Получите консультацию

Оставьте заявку, менеджер свяжется с вами и оценит готовность компании к переходу, расскажет о стоимости, сроках подготовки и реализации проекта, ответит на все вопросы.