Рассчитываем выгоду от перехода на налоговый мониторинг — Контур.Налоговый мониторинг

Рассчитываем выгоду от перехода на налоговый мониторинг

11 июля 2025

Переход на налоговый мониторинг требует вложений, которые на старте могут показаться существенными и стать сдерживающим фактором для принятия решения. Однако опыт участников показывает: эти расходы — инвестиции в долгосрочную эффективность. Как правило, они начинают приносить отдачу уже со второго года участия в мониторинге. В статье разбираем, как оценить потенциальную выгоду.

С 2016 года в России действует налоговый мониторинг. Сегодня в этом режиме работают 737 компаний из более чем 20 отраслей экономики. Основываясь на их опыте, предлагаем ориентировочный расчет возможной финансовой выгоды от перехода на налоговый мониторинг. Итоговые цифры могут варьироваться в зависимости от особенностей и показателей конкретной организации.

Налоговый мониторинг с Контуром

Раскроем показатели отчетности в витрине данных и обеспечим интеграцию с АИС «Налог-3

Как сэкономить на штрафах и пенях за нарушение налогового законодательства

Одним из значимых плюсов налогового мониторинга является освобождение от штрафов за нарушения при исчислении и уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также за ошибки в учете. Если инспектор выявит нарушения, которые повлияли на занижение налоговой базы или привели к неправильному расчету налога, организация получает возможность внести корректировки и доплатить нужную сумму без штрафных последствий.

Вне рамок налогового мониторинга за неуплату или неполную уплату налога предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы, а при умышленных действиях — до 40% (ст. 122 НК РФ).

Пример

По результатам II квартала 2024 года в отчетности компании была выявлена ошибка в исчислении НДС на сумму 6 500 000 рублей. В условиях классического режима налогового контроля это привело бы к штрафу в размере 1 300 000 рублей (6 500 000 × 20%). В режиме налогового мониторинга, если организация самостоятельно корректирует данные и доплачивает недостающие суммы, штрафные санкции не применяются. Таким образом, компания может сэкономить 1 300 000 рублей.

Размер экономии на штрафах напрямую зависит от масштаба компании. Для крупных организаций любые ошибки в расчетах налогов, сборов или страховых взносов при классическом контроле могут оборачиваться многомиллионными санкциями. Переход на налоговый мониторинг позволяет существенно сократить затраты, связанные с налоговыми рисками.

При традиционной системе налогового контроля пени могут начисляться за период до трех лет. В рамках налогового мониторинга этот срок сокращается до 1 года и 9 месяцев. Основания и порядок расчета пени определены в ст. 75 НК РФ.

Точная сумма экономии на пенях рассчитывается индивидуально, поскольку с 1 января 2025 года изменился порядок их начисления. Процентная ставка пени зависит от срока просрочки и актуальной ключевой ставки ЦБ РФ. В связи с этим приводим ориентировочный расчет возможной выгоды.

Пример

Из-за ошибки в исчислении налоговой базы по декларации за II квартал 2024 года компания не перечислила в бюджет НДС на сумму 7 000 000 рублей. В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ в период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2024 года ставка пени для организаций принимается равной 1/300 действующей в этом периоде ключевой ставки ЦБ РФ.

Для упрощения расчета предположим, что ключевая ставка ЦБ не менялась и составляет 20%, а НДС должен быть уплачен единовременно без разделения на части до 28 числа следующего месяца после окончания отчетного периода, то есть до 28 июля 2024 года. Фактической уплаты в бюджет не было.

В режиме налогового мониторинга максимальный срок начисления пени составит 429 дней (с 29 июля 2024 года по 1 октября 2025 года). При классическом налоговом контроле этот срок может достигать 1 095 дней. В результате применение налогового мониторинга позволит сократить начисление пени, и экономия для компании составит около 3 108 000 рублей.

Расчет экономии по уплате пени

Параметры Налоговый мониторинг Стандартный режим

Ключевая ставка

20%

20%

Ставка пени (1/300 × 20% = 0,00067)

0,00067

0,00067

Сумма задолженности по налогу, руб.

7 000 000

7 000 000

Количество дней просрочки

429

1 095

Сумма пени, руб.

2 002 000

5 110 000

Экономия, руб.

3 108 000

Как сэкономить на банковской гарантии

Налоговый мониторинг также дает право на ускоренное возмещение НДС и акцизов без предоставления банковской гарантии. Расходы на гарантийное обеспечение возврата зависят от выбранного финансового партнера: комиссия за оформление банковской гарантии может составлять от 2% до 8% от суммы, подлежащей возмещению.

Пример

Допустим, по итогам IV квартала 2024 года организация заявила к возмещению НДС на сумму 8 000 000 рублей. При стандартной процедуре возмещения потребовалась бы банковская гарантия, средняя стоимость которой на рынке составляет около 5% от суммы возвращенных средств. В этом случае расходы составили бы 400 000 рублей.

В режиме налогового мониторинга такая гарантия не требуется, поэтому компания может сэкономить 400 000 рублей. При больших объемах возмещения размер экономии может быть существенно выше.

Расчет стоимости банковской гарантии для суммы НДС 8 000 000 рублей к возмещению за IV кв. 2024 года

Процент ставки Налоговый мониторинг Стандартный режим Экономия

2%

0,00

160 000

160 000

3%

0,00

240 000

240 000

4%

0,00

320 000

320 000

5%

0,00

400 000

400 000

6%

0,00

480 000

480 000

7%

0,00

560 000

560 000

8%

0,00

640 000

640 000

Важно отметить, что в режиме налогового мониторинга компания получает сумму НДС к возмещению (в нашем примере — 8 000 000 рублей) на расчетный счет в течение нескольких дней. Это позволяет быстро вернуть средства в оборот и повысить ликвидность бизнеса.

Экспертная консультация по налоговому мониторингу

Консультация от эксперта по подключению и внедрению сервиса

Как сэкономить на участии в выездной налоговой проверке

Участие в налоговом мониторинге освобождает компанию от камеральных и выездных налоговых проверок — это одно из ключевых преимуществ режима. Чтобы оценить потенциальную экономию, важно учитывать ряд факторов, которые влияют на затраты при прохождении выездной налоговой проверки (ВНП):

  • тип проверки (тематическая или комплексная, плановая или внеплановая);
  • масштаб и структура бизнеса, объем выручки;
  • формат взаимодействия с налоговыми консультантами (полное сопровождение или точечная помощь — например, подготовка возражений на акт);
  • наличие налоговых рисков;
  • обжалование позиции налогового органа в арбитражном суде (внутренними силами или с привлечением внешних юристов);
  • затраты, связанные с организацией работы сотрудников во время проверки.

По данным контрольной деятельности налоговых органов за 2024 год было проведено 4 495 ВНП организаций. Общий объем доначислений составил 323 556 960 000 рублей, в том числе:

  • 286 537 676 000 рублей — доначисленные налоги,
  • 37 019 284 000 рублей — налоговые санкции, включая штрафы.

Средний размер санкций на одну организацию составил 8 235 658,29 рубля (37 019 284 000 / 4 495).

В рамках налогового мониторинга инспектор также может обнаружить нарушения в исчислении и уплате налогов, сборов или страховых взносов и уведомить об этом организацию. В этом случае компания сможет урегулировать ситуацию превентивно, перечислив недостающую сумму в бюджет. При этом штрафные санкции за нарушение налогового законодательства не применяются.

Для сопровождения ВНП компании нередко привлекают налоговых консультантов. Средняя стоимость их услуг составляет около 25 000 рублей в день. Минимальный срок проведения выездной проверки — два месяца (60 рабочих дней), соответственно, затраты на сопровождение могут достигать 1 500 000 рублей. И это без учета возможного продления проверки.

Таким образом, только по двум статьям — отсутствию штрафных санкций и расходов на налоговых консультантов — экономия за счет участия в налоговом мониторинге может составить около 9 735 658 рублей (8 235 658,29 + 1 500 000).

Как сэкономить на совокупных затратах бизнеса на персонал

После перехода на налоговый мониторинг многие процессы в учетных системах организаций начинают выполняться автоматически. Например, сверка счетов-фактур с данными контрагентов, автоматический контроль дублей, а также расчет и проверка контрольных соотношений между регистрами и налоговыми декларациями. Кроме того, организации, которые применяют режим налогового мониторинга, получают значительно меньше требований от ФНС. Это способствует оптимизации внутренних ресурсов: трудозатраты на рутинные задачи снижаются, а часть сотрудников можно перераспределить на направления, связанные с обеспечением инфраструктуры налогового мониторинга.

Согласно данным ГородРабот.ру, средняя заработная плата бухгалтера в России в 2024 году составила около 60 000 рублей в месяц или 720 000 рублей в год (без учета бонусов и компенсаций). Таким образом, отказ от одного штатного бухгалтера дает компании ориентировочную экономию в размере 720 000 рублей в год.

Как сэкономить на налоговых рисках в конкретных сделках

Такая экономия становится возможной благодаря одному из ключевых инструментов налогового мониторинга — мотивированному мнению. Организация может запросить его, чтобы получить официальную позицию налогового органа по спорному или неоднозначному вопросу. Это позволяет заранее подтвердить правомерность своих действий и снизить риск доначислений и санкций в будущем.

Каждая компания может самостоятельно оценить потенциальную выгоду от перехода на налоговый мониторинг, проанализировав возможные суммы доначисленных налогов, штрафов и пеней. Как показывает практика текущих участников режима, эти суммы могут быть весьма ощутимыми.

Общая сумма экономии при переходе на налоговый мониторинг

Итоговая сумма экономии по пяти ключевым направлениям для компании из приведенного примера составила 15 263 658 рублей.

Статьи экономии Сумма, руб.

Экономия на штрафах

1 300 000

Экономия на пени

3 108 000

Экономия на стоимости банковской гарантии (в среднем — 5%)

400 000

Экономия благодаря отсутствию ВНП

9 735 658

Экономия на трудовых ресурсах (сокращение одного сотрудника)

720 000

ИТОГО

15 263 658

Важно отметить, что в статье представлены лишь основные и наиболее наглядные преимущества налогового мониторинга. Приведенные расчеты могут служить ориентиром для самостоятельной оценки потенциальной экономии с учетом специфики деятельности и финансовых показателей конкретной компании.

Поможем перейти на налоговый мониторинг в срок от 3 месяцев и настроим защищенный канал обмена
данными с ФНС.


Другие статьи

СВК в налоговом мониторинге: как соответствовать требованиям ФНС в 2025 году

На вебинаре «Как подготовить СВК в 2025 году: новинки законодательства и практический кейс» эксперт рассказала о последних изменениях в законодательстве и актуальных требованиях к системе внутреннего контроля в рамках налогового мониторинга. В этой статье мы собрали основные тезисы вебинара, а в конце вы найдете ссылку на видеозапись.

Как выявить риски и обеспечить их покрытие: практический кейс

При построении системы внутреннего контроля (СВК) в компании чаще всего возникают сложности с выявлением рисков в бизнес-процессах. В этой статье на конкретном примере разберем, как находить риски в одном из таких процессов.

Как работать с СВК на практике: отвечаем на вопросы

Эксперт Контура по налоговому мониторингу и СВК ответила на вопросы участников вебинара «Как подготовить СВК в 2025 году: новинки законодательства и практический кейс». В статье приводим разбор частых ситуаций.

Первичные документы для налогового мониторинга: отвечаем на вопросы бухгалтеров и ИТ-специалистов

Эксперты Контура ответили на вопросы участников вебинара «Как организовать работу с первичными документами для налогового мониторинга. Опыт АО “Гознак”». В статье даем разбор ситуаций, связанных с разметкой документов по СПВДОК и сценариями интеграции с АИС «Налог-3».

Получите консультацию

Оставьте заявку, менеджер свяжется с вами и оценит готовность компании к переходу, расскажет о стоимости, сроках подготовки и реализации проекта, ответит на все вопросы.