Актуальные тренды ритейла: анализ изменений в законодательстве, поведении потребителей и онлайн-торговле — Контур.EDI Баннер

Тренды ритейла 2023

13 сентября Контур в третий раз провел ежегодное онлайн-мероприятие для поставщиков, производителей, розницы. На конференции «Формула ритейла: от производства до поставки на полку» эксперты затронули тему трендов ритейла с разных сторон. Что ожидать от законодательства, как меняется потребительское поведение и зачем анализировать эти данные. Подробности — в статье.

Все данные и цифры, которые мы упоминаем в статье, собраны из различных открытых источников информации, таких как Контур.Фокус, НАФИ, СберИндекс, NIQ, Росстат. Эксперты Контура проанализировали данные, сделали выводы и представили их в докладах на конференции.

Тренд 1. Обязательность ЭДО

Государство стимулирует представителей ритейла активнее пользоваться электронным документооборотом (ЭДО), внедряет отраслевые императивы. Например, с 1 июня 2024 года сопроводительные документы при производстве и обороте алкоголя можно будет оформить только в цифровом виде. Содержание и порядок использования таких документов определит Правительство РФ. Сейчас предполагается, что требование коснется и документов, сопровождающих перевозку алкоголя: транспортных накладных и путевых листов.

Усиление контроля со стороны государства подтверждается также развитием маркировки товаров. С 1 сентября 2023 года в список товарных групп, подлежащих маркировке, добавились:

  • БАД,
  • безалкогольные напитки,
  • антисептики,
  • медицинские изделия,
  • кресла-коляски,
  • детская вода.

Процесс не останавливается — с 1 сентября 2024 года стартует обязательная маркировка велосипедов. Также до 31 марта 2024 года будут идти эксперименты по двум категориям: «лососевая и осетровая икра» и «титановая металлопродукция».

По-прежнему волнующей остается тема внедрения машиночитаемых доверенностей (МЧД). Роман Акимов, менеджер проектов направления ЭДО в Контуре, поделился статистикой использования МЧД с 1 сентября 2023 года. На день проведения конференции, 13 сентября, уже 25 тысяч организаций используют МЧД. В сервисе Контур.Диадок зарегистрировано 63 тысячи доверенностей и подписано 38 миллионов документов с использованием МЧД. Спикер призвал не затягивать с переходом на новую схему подписания документов.

Тренд 2. Позитивный настрой рынка

На рынке ритейла в России можно заметить рост покупательской способности населения и в целом оживление потребительского поведения. Позитивный настрой отражается и в «пульсе» бизнеса. Так, за последние два года можно проследить рост регистраций новых предприятий. В сегменте FMCG показатели находятся на уровне почти десятков тысяч новых компаний, а в рознице — сотен тысяч.

Регистрации новых предприятий. Источник данных: Контур.Фокус
Регистрации новых предприятий. Источник данных: Контур.Фокус

Также в положительной динамике оказались крупные покупки, общепит и услуги: туризм, развлечения. Это говорит о долгосрочных трендах, которые показывают восстановление экономики.

При этом важно отметить рост неравенства доходов по регионам. Если два года назад средние доходы в регионах России отличались в 2–2,5 раза, то сейчас — почти в 3 раза.

Тренд 3. Изменения конъюнктуры рынка

Рынок ритейлеров тоже меняется — эксперты отмечают развитие и рост торговых сетей. Если еще в 2022 году топ-100 торговых сетей занимали 53% рынка, то сейчас — 75%. Крупнейшие торговые сети продолжают открывать все больше торговых точек. Рост их количества за год составил 12%, сейчас в России открыто более 99 тысяч магазинов.

Говоря о форматах, можно отметить тренд на дискаунтеры. Этот канал занимает первое место в структуре продаж, если выразить их в деньгах. Он составляет более 55% среди остальных форматов: супермаркетов, гипермаркетов, онлайн-продаж и минимаркетов. Онлайн же показывает значительный рост продаж в сегменте FMCG — 24% в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А формат гипермаркетов постепенно сдает позиции, однако доля этого канала продаж в денежном выражении держится на уровне 15%.

Положительную динамику можно наблюдать также в части франчайзинга. 2023 год можно назвать годом франшиз, рост в этой категории — 18% от показателей 2022 года.

Тренд 4. Изменение потребительского поведения

За последние пару лет прослеживается тренд на экологию. По данным исследования НАФИ, 14% покупателей стараются выбирать продукцию с упаковкой, указывающей на эко- или биопозиционирование.

Продолжает расти тренд на покупки онлайн. Около 58% людей покупают товары в интернет-магазинах не реже раза в год. Среди способов доставки покупатели предпочитают самовывоз из пункта выдачи заказов или магазина.

Стал проявляться тренд на малые корзины. Более 89% покупательских корзин в категории непродовольственных товаров содержат от одной до пяти позиции. И 71% составляют малые корзины в категории продовольственных товаров.

Тренд 5. Развитие онлайн-торговли и стремление к омниканальности

Омниканальность — это система коммуникаций покупателя и продавца в разных каналах с сохранением истории взаимодействия. В такой системе каналы связи строятся вокруг покупателя, его предпочтений и интересов. Компания-продавец запоминает покупателя и предоставляет для него несколько разных точек входа для покупки товаров или услуг.

Точками входа, например, могут быть:

  • офлайн-магазин,
  • соцсети,
  • сайт,
  • звонок,
  • мессенджеры и другие каналы связи.

По данным Яндекса за второй квартал 2023 года, 56% потребителей совмещают покупки в онлайн- и офлайн-магазинах.

Как следствие все больше развивается канал e-commerce — онлайн-продажи. Сюда же относится и рынок маркетплейсов. Петр Штеркель, руководитель проекта «Продавцы на маркетплейсах» озвучил на конференции, что каждый год рынок растет почти в два раза. Ожидается, что темпы роста будут замедляться, но «потолок» еще не достигнут, поэтому не стоит откладывать выход на маркетплейсы.

«Однако, — дополняет эксперт, — при выходе в этот канал не стоит забывать о таких важных аспектах, как брендирование магазина и защита прав интеллектуальной собственности, контроль сертификации реализуемой продукции, а также стратегии защиты от недобросовестных конкурентов, которые занимаются профессиональным рейдерством».

Тренд 6. Большие данные

Развитие рынка стимулирует конкуренцию. И чтобы не отставать от лидеров, надо научиться использовать большие данные (Big Data). На конференции эксперт Контур.Маркета подчеркнул, что важно опираться на сведения из своих учетных систем, а не на абстрактную статистику. Например, такими сведениями могут быть:

  • товарный ассортимент,
  • цена,
  • объем продаж.

А также можно использовать данные для больших задач из ОФД: объем продаж у конкурентов, количество товаров и средний чек по категориям. На основании таких знаний можно строить товарные матрицы, которые помогут принимать решения в работе с категориями и развивать бизнес.

Тренд 7. Оптимизация за счет цифровизации

Крупные игроки рынка видят плюсы в автоматизации бизнеса и охотно следуют тренду цифровизации. Например, оптимизировать процессы можно благодаря переходу на электронный документооборот (ЭДО). В отрасли ритейла такую роль выполняет EDI — электронный обмен данными.

Благодаря EDI-системе торговые сети и поставщики могут сократить расходы на бумагу и ускорить процессы на всей цепочке взаимодействия: от отправки заказа до подписания закрывающих документов по сделке. Кроме этого, использование системы EDI позволяет снизить ошибки и расхождения в заказах. Так, поставщик сразу привезет нужные товары в торговую сеть, а конечный потребитель найдет их на полке магазина.

Еще больше оптимизировать процессы поможет комплекс решений для бизнеса. Тренд на экосистемность все больше становится популярным и востребованным. На конференции эксперты рассказали, как продукты Контура закрывают потребности поставщиков и ритейлеров на разных этапах:

  • работа с заказами и маркировкой товаров,
  • ЭДО с контрагентами и сотрудниками,
  • проверка контрагентов,
  • работа с перевозочными и ветеринарными документами,
  • сверка взаиморасчетов,
  • онлайн-коммуникации и другие задачи бизнеса.

Автоматизация разных процессов с помощью продуктов одного провайдера упрощает взаимодействие при внедрении и использовании сервисов.

Выводы

Для развития бизнеса компаниям важно следить за трендами в ритейле. Новые тенденции рынка — онлайн-продажи, омниканальность и все большая цифровизация экономики со стороны государства. Чтобы не отставать от лидеров рынка и соблюдать требования законодательства, нужно стараться оптимизировать работу, сокращать издержки и ручной труд. В ритейле с этим поможет EDI-система, а комплексные решения закроют еще больше задач в автоматизации бизнеса.

Узнайте больше о том, как меняется  потребительское поведение в России, — посмотрите видео доклада с конференции.

 

Другие статьи

Как поставщикам подготовиться к переходу на МЧД

С 1 сентября 2024 года сотрудники организации должны подписывать документы сертификатом квалифицированной электронной подписи (КЭП) физлица с использованием машиночитаемой доверенности (МЧД). Инструкция поможет подготовиться к новому формату работы и заранее перестроить процессы. 

Как начать сотрудничество с торговыми сетями: от выбора ритейлера до первой поставки

Торговые сети — канал сбыта товаров, который помогает поставщикам расширить круг потребителей и увеличить прибыль. Рассказываем, что учесть перед входом в торговые сети и как выбрать подходящего ритейлера.

Как выбрать EDI‑провайдера

Оптимизировать бизнес-процессы, упростить взаимодействие между торговыми сетями и поставщиками помогают EDI-технологии. С их помощью партнеры обмениваются сообщениями и информацией онлайн, экономя время, уменьшая расходы на пересылку бумаг. Разберем в статье, как выбрать EDI-провайдера и начать пользоваться преимуществами электронного обмена. 

Цепочка сообщений EDI

Система EDI-сообщений дает возможность передавать информацию между контрагентами в электронном формате. По сути это контрольные точки процесса взаимодействия между торговой сетью и поставщиком. EDI позволяет отправлять и принимать любые финансовые и коммерческие данные. Расскажем подробнее о том, что такое EDI-сообщения и как они помогают бизнесу.

Как подключить розницу и общепит к работе с маркировкой

С 1 марта 2023 года заработают новые требования по работе с маркированной водой. При продаже в розницу нужно будет сканировать коды маркировки по каждому товару с использованием 2D-сканера, онлайн-кассы и ОФД. В ролике рассказываем, как производителю и поставщику быстро подключить к работе с маркировкой розницу и общепит.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте