Кассовый разрыв в бизнесе: что это такое простыми словами, как возникает и как избежать, формула расчета — Контур.Факторинг

Кассовый разрыв: как избежать и как исправить

Деньги у компании есть, дела идут хорошо. Но вот проблема: в какой-то момент выясняется, что деньги придут позже, чем нужны. Зарплата сотрудникам нужна сегодня, а оплату клиенты перечислят только завтра. Или вы должны оплатить закупку материалов, а платить нечем, потому что у контрагента случилась какая-то накладка. Вот он, кассовый разрыв.

Что такое кассовый разрыв

Кассовый разрыв — временная нехватка денег на регулярные запланированные траты:

  • оплату аренды и коммунальных услуг;

  • зарплату сотрудникам и страховые взносы;

  • закупку материалов, обслуживание техники;

  • рекламу, доставку, оплату работ подрядчиков;

  • выплаты кредитов, и так далее.

Говоря простыми словами, кассовый разрыв — это ситуация, когда что-то пошло не так, и в моменте не хватает денег даже на постоянные обязательные расходы.

Часто у предпринимателя после крупной закупки не остаётся денег на обязательные расходы — а продажи товара, которая принесёт прибыль, ещё ждать и ждать. Непросто приходится поставщикам: крупные покупатели работают с отсрочкой платежа, они не готовы рассчитываться просто по факту поставки. А значит, будущие оплаты замораживаются и превращаются в дебиторскую задолженность — деньги, которые как бы есть, а как бы нет. Приходится искать дополнительные источники финансирования.

С этим сталкивается и молодой бизнес, и уже состоявшийся. Даже если прибыль стабильно больше расходов, но регулярно возникают кассовые разрывы, это становится болью предпринимателя. Важно проанализировать, почему возникает кассовый разрыв.

Причины возникновения кассового разрыва: что могло пойти не так

Причина 1. Вы тратите деньги до того, как получили их

Допустим, у вас на счету зарезервирована сумма на аренду, — её нужно оплатить завтра. Дебитор ответил, что оплатит поставку сегодня, поэтому вы смело тратите резерв на другие нужды… Но оплата не приходит в тот срок, когда вы её ждёте.

Что делать? Дождитесь документального подтверждения оплаты и появления подписанных актов. А потом уже тратьте полученное.

Причина 2. Контрагенты знают, что вам можно заплатить и попозже

Клиенты перечисляют то, что должны, вам в последнюю очередь, — начинают оплаты с более жестких контрактов.

Что делать? Включить в договоры штраф за просрочку платежей, отслеживать такую дебиторскую задолженность и работать с ней, не стесняясь напоминать партнёрам о долге, и даже давить на контрагентов.

Дебиторская задолженность — то, что вам должны заплатить контрагенты, но ещё не заплатили. Чем больше рассрочек и отсрочек вы предоставляете, тем выше «дебиторка».

Причина 3. Сместились сроки выполнения заказа

Когда на работу уходит больше времени, чем было запланировано, оплата за неё приходит тоже позже — а аренда и зарплата ежемесячные.

Что делать? Брать оплату за короткие этапы выполнения работ. Договариваться о сроках каждого этапа и фиксировать договорённости в договоре. Строго следовать графику, иначе расходы на зарплаты и офис «съедят» прибыль.

Причина 4. Постоянные расходы незаметно выросли

Увеличилась стоимость доставки воды в офис, подросла стоимость рекламы, в коммуналке добавилось отопление… Что-то изменилось в структуре расходов, но суммы на них вы заложили прежние.

Что делать? Вести таблицу запланированных расходов и назначить ответственных за её ведение. На пике сезона сверяться с бюджетом лучше почаще, — скажем, раз в неделю. Если расходов больше плана, проверять количество чистой прибыли, её рост или спад. При покупке рекламы держаться в рамках бюджета и оценивать расходы на привлечение одного клиента. Может, реклама себя не окупает?

Причина 5. Были незапланированные расходы

Что-то пошло не так — сломался грузовик, сотрудник ушел на больничный, на складе испортился товар, выросли цены на материалы, поднялась арендная плата…

Что делать? Заложите запас денег на форс-мажор, контролируйте закупки и запасы.

Причина 6. При планировании бюджета что-то не учли

Возможно, неверно заложили сумму расходов и доходов или не составили график платежей. Неправильно спрогнозировали сезонность бизнеса при закупках или неверно представляли себе спрос на купленное — а зарплаты и аренду платить нужно независимо от уровня доходов в этом месяце.

Что делать? Планируйте бюджет с учетом сезонности и ведите платёжный календарь. Привлеките консультантов для анализа бизнеса и поиска решений. И платите себе только после того как рассчитаетесь по обязательствам.

Как пополнить оборотные средства и избежать кассовых разрывов, не увеличивая долг? Электронный факторинг позволит получить деньги раньше, заплатив комиссию фактору.

Последствия кассового разрыва: расходы растут, обороты падают

Первое же, с чем столкнётся предприниматель — он обнаружит, что кассовый разрыв увеличивает расходы. Появляются штрафы и пени по кредитам, налогам и обязательным взносам. За задержку оплаты контрагенты укажут на пункт со штрафными санкциями в договоре или попросят скидку. Утратившие лояльность сотрудники начнут работать вполсилы. Могут начать приходить штрафы от Трудовой инспекции. Всё это косвенно влияет на то, насколько успешно идут дела.

Еще одна важная проблема, к которой могут привести кассовые разрывы — репутационные риски. Однократная задержка зарплаты не очень критична, регулярные — вредят имиджу компании на рынке труда. Если оплата за поставку сырья задерживается — контрагенты начинают включать в контракт штрафы за просрочку платежа.

Существенное влияние кассового разрыва – снижение производственных мощностей. Не оплатили вовремя доставку расходных материалов, уволились сотрудники из-за задержки зарплат, замедлилось производство, потому что нет денег на ремонт сломавшегося оборудования… И компания начинает производить меньше товаров и услуг, чем могла бы, упуская прибыль. Ежемесячные расходы при этом постоянны. Чем больше кассовых разрывов — тем больше кассовых разрывов.

«Дело житейское» или серьёзные риски?

С одной стороны, в любом бизнесе случаются кассовые разрывы, и в этом нет ничего необычного. С другой — не стоит относиться к ним легкомысленно:

  • Даже небольшое увеличение производственного цикла увеличивает затраты на обслуживание оборудования, складирование сырья и готовой продукции, оплату сотрудникам.

  • Вместо размеренного труда сотрудники то простаивают, то вынуждены работать сверхурочно — иногда с оплатой за переработку, а иногда «штурмовщина» построена на лояльности коллектива, которая тоже не бесконечна.

  • Репутация ненадёжного делового партнера может привести к расторжению контрактов с подрядчиками и обслуживающими организациями.

К счастью, обычно кассовые разрывы все-таки не приводят к критичным последствиям. Главное — увидеть, что проблема есть, и подумать, как её решить.

Формула расчёта кассового разрыва

Когда кассовые разрывы регулярно возникают при прибыльном в целом бизнесе, — значит, что деньги у компании где-то есть. Нужно их просто найти. Для этого нужно сделать расчёт кассового разрыва за определенный период.

Формула расчёта кассового разрыва проста: «сколько было, плюс сколько пришло, минус сколько ушло». Остаток средств в кассе на начало периода (день, неделя, месяц) сложите со всеми поступлениями за период и вычтите все расходы в этом периоде. Если результат отрицательный — это кассовый разрыв.

Если «день оплат» раз в месяц — считайте разрывы за месяц. Если каждый день могут поступать или расходоваться деньги, то за день.

Если сделать таблицу с запланированными поступлениями и списаниями, вы увидите заранее, в какой день у вас может произойти кассовый разрыв. Даже однократный кассовый разрыв — уже причина подумать, почему он возник, может ли это повториться, и как это предотвратить.

Что делать, если кассовый разрыв всё же случился

Минимизировать последствия

Поговорите с теми, кому вы должны, — сотрудниками или контрагентами. Лучше честно сказать, что деньги будут позже запланированного из-за кассового разрыва, обозначить новые сроки. Если не получается оплатить долг быстро, платите частями.

Обратиться к тем, кто вам должен

Проведите переговоры с клиентами. Возможно, получится пересмотреть сроки оплат. Если есть контрагенты, которые просрочили оплаты, — займитесь сбором долгов.

Сократить расходы, где можно

Все необязательные выплаты, которые можно перенести — перенесите.

Найти срочное финансирование

Ниже расскажем про четыре возможных источника финансирования.

Финансовый агент заплатит раньше покупателя

Получите деньги без отсрочки на следующий день после поставки.

Где взять деньги, чтобы покрыть кассовый разрыв

  1. В качестве разовой меры можно использовать собственные средства владельца бизнеса.

  2. Воспользуйтесь овердрафтом. В некоторых банках вы можете уйти в минус в рамках определенного лимита, а затем покрыть долг за счёт поступлений на счёт компании.

  3. Кредитная линия позволит получить быстрое кредитование по запросу на нужную вам сумму в рамках одобренного лимита.

  4. Необязательно залезать в кредиты с их повышенными процентами за срочность. Если есть дебиторы, от которых вы ждете оплату за поставки с отсрочкой, — воспользуйтесь факторингом и получите деньги раньше срока.

Если регулярно возникает ситуация, что деньги вы как бы заработали, но на счетах их пока нет — используйте электронный факторинг как постоянный инструмент. Вы будете получать оплату за поставки сразу, а не через время, а комиссия за это «отобьётся» за счёт ускорения оборотов бизнеса. В отличие от кредита факторинг не отображается на балансе компании как долг и не снижает ликвидность: деньги от фактора расцениваются как доход компании.

Чек-лист: как избежать кассовых разрывов

Если кассовые разрывы становятся проблемой, пройдитесь по чек-листу и проверьте, все ли пункты вы выполнили.

  • Проанализировали цикл товарооборота. Как организованы закупки, хранение и продажи? Возможно, какой-то товар лежит на складе или рассрочка, которую вы даете покупателям, невыгодна для вас. Если нашли сбой, — примите меры, которые помогут снизить обнаруженные риски: устройте распродажу для разгрузки складов или откажитесь от продаж в рассрочку.

  • Пересмотрели траты и отказались от необязательных. Может, перестать покупать чай-кофе в офис? Отказаться от новогодних подарков партнерам? Обойтись без корпоратива?

  • Проверили актуальность цен. Может быть, пришло время их поднять?

  • Отодвинули сроки по запланированным расходам на развитие. Закупка нового оборудования или повышение квалификации сотрудников — что из этого можно отложить до более удачного момента?

  • Автоматизировали работу. Автоматизация позволяет в разы ускорить оплаты и увидеть проблемы с с ними. Ее инструментами могут стать электронный документооборот Диадок или онлайн-бухгалтерия Эльба, которая сама рассчитывает налоги. Но автоматизировать работу можно и без помощи сервисов. Например, разработайте правила работы с платежами: какие типы оплат приоритетны, каким контрагентам платить в первую очередь, какие платежи можно отложить. И пользуйтесь созданным алгоритмом вместо того, чтобы тратить силы на определение очередности платежей каждый месяц.

  • Обеспечили подушку безопасности. Планируйте расходы на форс-мажоры, износ оборудования и развитие бизнеса. Не забудьте про налоги. В идеале откладывайте часть доходов, пока не получите сумму, которая позволит компании работать полгода без выручки.

  • Просчитали выгоду разделения оплат на части. Что если поставщикам платить по частям, удлинив срок итоговых выплат, а от клиентов запросить часть денег раньше?

  • Обдумали сдачу в субаренду. Если у вас есть свободные площади или оборудование, которое используется только время от времени, — пусть они тоже приносят деньги. Сдайте место или оборудование в субаренду.

Как пополнить оборотные средства и избежать кассовых разрывов, не увеличивая долг? Электронный факторинг позволит получить деньги раньше, заплатив комиссию фактору.


Другие статьи

Факторинг как альтернатива кредиту для бизнеса

Что такое факторинг, в чем его преимущества перед кредитованием, как применять этот инструмент финансирования и сделать его использование максимально удобным за счет применения цифровых платформ — об этом эксперт Контур.Факторинга рассказал на вебинаре для бизнеса. В статье — основные тезисы и запись мероприятия.

Факторинг в бухгалтерском и налоговом учёте

Насколько усложняет бухучёт появление в сделке третьей стороны — фактора? В статье разбираем, как правильно оформлять факторинговые операции в бухгалтерской и налоговой документации: какие проводки нужны поставщику и покупателю, в какие сроки отражать операции, какие штрафы грозят за нарушения.

Агентский факторинг: что это и кому подойдёт
При применении факторинга доставленные товары или оказанные услуги поставщику оплачивает не покупатель, а фактор — досрочно и за комиссию. Инициатором применения факторинга может выступить и поставщик, и покупатель. В последнем случае факторинг называется агентским.
Как правильно заключить договор факторинга

В сделках с отсрочкой платежа поставщики всё чаще используют факторинг — досрочную оплату поставок третьей стороной. Чтобы правильно составить договор факторинга, воспользуйтесь нашей инструкцией.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте