Как предпринимателю продавать подконтрольные товары на маркетплейсах? — Контур.Маркировка — СКБ Контур

Как предпринимателю продавать подконтрольные товары на маркетплейсах?

Предприниматели все чаще выходят на маркетплейсы: площадка берет на себя логистику, дает удобные инструменты продвижения и снимает часть законодательных обязанностей. Однако обязательства по маркировке товаров остаются. На примере двух героев эксперты Контур.Маркировки рассказали, что нужно предпринимателям для продажи подконтрольных товаров на маркетплейсе и что будет, если они совершат ошибку.

Действующие лица:

Геннадий

Начинающий предприниматель из Екатеринбурга. Раньше он работал в обувном магазине, а теперь решил открыть свое дело и продавать кроссовки на маркетплейсах. Поставщики — оптовые компании, которые продают зарубежные товары, и местные производители аутентичной стритвир обуви. У нашего героя нет сотрудников и отдельного склада, он принимает и хранит товары у себя дома. 

Светлана  

Тоже предприниматель, но не начинающий. Она давно продает бытовую технику на маркетплейсах, наладила стабильные поставки товара и решила зайти на новый рынок — фотоаппараты. У Светланы есть и склад, и кладовщики, и бухгалтер Сергей, работающий в 1С. Несмотря на опыт, раньше ей не приходилось работать с маркированными товарами. 

Что нужно нашим героям для работы с маркированными товарами

Геннадий основательно подошел к открытию бизнеса: читал статьи о работе на маркетплейсах и советовался с другими предпринимателями. А еще заранее составил список сервисов для ведения и разбил его по категориям: отчетность, товароучет, маркировка и т.д. У Светланы был аналогичный список, который подготовил ее бухгалтер. В нем только одна категория — софт и оборудование для работы с маркировкой.

Список Геннадия Список Светланы
  • Электронная подпись. Нужна для регистрации в Честном ЗНАКе. Да и для отчетности пригодится.
  • Выбрать оператора ЭДО. Судя по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2464, передать информацию о поступлении товара в Честный ЗНАК можно только через него. 
  • Сервис для работы с маркированными товарами. Нужно выводить товар из оборота, наполнять УПД или отправлять сообщение о перемаркировке. 
  • 2D-сканер. Нужно делать сверку при приемке, а на терминал сбора данных тратиться не хочу. Да и ноут всегда под рукой. 

Светлана Олеговна, добрый день!

Перед закупкой фототехники нам нужно: 

  • Подключиться к интегратору маркировки. Выяснил, что есть сервисы, которые могут работать напрямую с 1С. Нам нужен именно такой, чтобы упростить работу. 
  • Купить терминал сбора данных. Обычный 2D-сканер не подойдет, он не умеет работать удаленно. Отдадим ТСД кладовщику, будет отправлять на него задания. Это автоматизирует некоторые процессы, не придется переплачивать сотрудникам за переработку.  

Подпись и оператор ЭДО у нас уже есть, так что в список не включаю. 

С уважением,
Петров Сергей. 

В списках нет кассы, кассовой программы и оператора фискальных данных. Это не ошибка: предприниматели, которые торгуют на маркетплейсе, могут не покупать кассу и дополнительный софт. Эта обязанность возлагается на площадку. 

Как Светлана и Геннадий работают с маркированными товарами

Предприниматели зарегистрировались в Честном ЗНАКе и купили все, что необходимо для работы с маркированными товарами. Оба выбрали Контур.Маркировку в качестве интегратора. Геннадия привлекла интеграция с оператором ЭДО Контур.Диадок и веб-версия, а Светлану — коробочное решение, в которое входит ТСД, модуль для 1С и обучение.

Приемка 

Герои оплатили товары, их привезли через пару дней. Помимо кроссовок и фотоаппаратов, поставщики отправили наполненный кодами маркировки УПД. Документ отразился в сервисе. Контур.Маркировка автоматически проверила коды из входящего УПД и предупредила бы, если что-то не так. 

Перед тем, как подписать документ, Геннадию и кладовщику Светланы осталось просканировать коды на упаковке, чтобы сверить их с теми, что указаны в УПД. Если бы коды в УПД не совпадали с теми, что указаны в документе, то Геннадий и Светлана сообщили бы об этом поставщику. Чтобы помочь с оформлением нового УПД, они могли бы отправить контрагенту список фактических кодов.

Нашим героям повезло, ошибок не было. Они подписали  УПД, а сервис автоматически отправил  в Честный ЗНАК информацию о передаче товара. 

Отгрузка 

Светлана работает с площадкой, которой нужно передать право собственности на товар. Для этого бухгалтеру нужно наполнить кодами УПД. 

В модуле Контур.Маркировки для 1С бухгалтер загружает документ, выбирает способ «наполнение с помощью ТСД» и отправляет задание на терминал. После этого сотрудник склада видит новое задание, выбирает нужный документ и сканирует коды. Когда он завершит задание, УПД наполнится кодами маркировки.

Перед отгрузкой Сергей отправляет документ маркетплейсу напрямую из сервиса. Остается дождаться его подписания со стороны маркетплейса.  

У Геннадия обратная ситуация: право собственности на кроссовки остается за ним. Маркетплейс может попросить от Геннадия УПД, но наполнять его кодами маркировки не нужно. 

Продажа 

Светлане не нужно переживать за вывод фотоаппаратов из оборота, за нее это сделает маркетплейс. Геннадий же право собственности на кроссовки не передавал, а значит ответственность за их вывод из оборота лежит на нем. 

Маркетплейс готовит отчет о проданных кроссовках, вместе с ним передает Геннадию список кодов маркировки. После получения списка кодов Геннадий переходит в раздел «Оборот кодов» → нажимает «Вывод из оборота» → создает документ → заполняет данные и загружает файл от маркетплейса → отправить данные в ГИС МТ. 

Возврат 

Одна из покупательниц возвращает кроссовки, а шустрый Геннадий уже успел вывести товар из оборота. Теперь его нужно вернуть. Рассмотрим два случая: в первом  покупательница сохранила код Data Matrix, во втором — безжалостно уничтожила его, содрав этикетку. 

  • Если клиент сохранил код, то предпринимателю достаточно вернуть его в оборот с помощью одноименной операции.
  • Если клиент код не сохранил, то товар нужно перемаркировать. Тут возникает сложность: код нужно передать маркетплейсу и договориться о том, что они нанесут его на упаковку.

Что ждет героев, если они совершат ошибку

Если бы наши герои игнорировали правила по обороту маркированного товара, дело бы не пошло: 

  • Поставщики откажутся продавать товар без отправки электронного УПД, это нарушает правила оборота. Контрагент не будет рисковать. 
  • Светлана не сможет передать право собственности маркетплейсу. Площадка потребует от нее наполненный кодами маркировки УПД. 
  • Геннадий также не сможет работать с маркетплейсами: хоть ответственность и лежит на самом предпринимателе, площадка заботится о репутации и проверяет коды маркировки, предотвращая грубые нарушения. 

Если речь идет о случайных нарушениях, вроде не считываемого кода на упаковке или несовпадающего кода в УПД с фактическим, то: 

  • Для Светланы ситуация не меняется: площадка понимает, что ответственность при переходе собственности ложится на нее, поэтому тщательно подходит к приемке товара. Если Светлана совершит ошибку, то ее заметят и попросят исправить.  
  • Кроссовки Геннадия пройдут. Во-первых, маркетплейс не запрашивает у предпринимателя УПД, площадка не сможет сверить заказанные коды с фактическими. Во-вторых, товар упакован, сотрудники маркетплейса не могут его вскрыть. В-третьих, если право собственности остается за Геннадием, то отвечать за ошибку он будет самостоятельно, маркетплейс проверит товар только на наличие грубых нарушений. 

Если ошибка вскроется после продажи и покупатель решит отправить жалобу, предприниматель получит предупреждение. Если жалоб будет много, то могут и оштрафовать. Например, Светлану — на сумму от 50 000 до 100 000 рублей если она вовремя не отправит данные о передаче прав собственности. А за подделку кодов маркировки могут привлечь к уголовной ответственности —   до 5 лет лишения свободы. 

Но наши герои не переживают, они честно соблюдают все правила по обороту маркированного товара: следят за достоверностью кодов, своевременно отправляют данные в Честный ЗНАК и не подставляют своих контрагентов. Постепенно, увеличив оборот, Геннадий расширит ассортимент и начнет торговать не только обувью, но и одеждой. А Светлана пойдет дальше и откроет свой первый розничный магазин электроники.

markirovka

Тоже продаете подконтрольные товары на маркетплейсе?

Попробуйте Контур.Маркировку бесплатно в течение 7 дней


Объемно сортовой учет: что такое, как работает и чем грозит уклонение

С 1 сентября 2022 вводится объемно-сортовой учет для участников оборота молочной продукции. Это промежуточный этап, который позволит производителям, импортерам и оптовикам плавно перейти на поэкземплярный учет. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберемся, когда и для кого вводится ОСУ, как он работает, а еще проверим, достаточно ли оптовику использовать электронный документооборот для соблюдения всех требований.

Как импортеру сэкономить на маркировке товара

До недавних пор импортер был обязан маркировать товар до пересечения границ за рубежом или на таможенных складах на территории РФ под процедурой таможенного склада. После вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 114 появилась возможность маркировать товар на складах уполномоченных экономических операторов второго и третьего типа без разрешения таможенного органа. Это не только упрощает процедуру импорта, но и позволяет сэкономить на маркировке и госпошлинах. Рассказываем, кто такие уполномоченные экономические операторы, как получить статус УЭО и как теперь можно маркировать товар.

Как неучастники оборота помогают импортерам маркировать товар

С 2011 года в России постепенно внедряется система маркировки, которая обязывает импортеров маркировать каждую единицу товара до ввода в оборот. После легализации в 2022 году параллельного импорта, который не освобождает участников оборота от обязанности маркировать товар, возникает вопрос: как маркировать товар до пересечения границ? В статье рассказываем, как работает система маркировки, как маркируют импортный товар и чем импортеру могут помочь организации, которые не являются участниками оборота.

Какой способ нанесения кода маркировки выбрать

Производители маркируемой продукции обязаны наносить код маркировки на товар независимо от того, какой вид учета применяют: поэкземплярный или объемно-сортовой. Существует несколько видов нанесения Data Matrix: прямой, типографский и метод этикетирования. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберем, в чем между ними разница, рассмотрим плюсы и минусы каждого способа и выясним, на что ориентироваться при выборе.