Самозанятость - плюсы и минусы, подводные камни для самозанятых — Контур.Сайн

Плюсы и минусы перехода на самозанятость

Обновлено 21 марта 2025

В России уже около 13 млн человек перешли на самозанятость, и это число постоянно увеличивается. Но также растут и требования к работе с самозанятыми.

Какие теперь есть преимущества и недостатки при смене налогового режима, рассказывают эксперты платформы для работы с самозанятыми Фриланс.

В 2019 году в России появился налоговый режим, который позволяет фрилансерам работать официально — самозанятость, или налог на профессиональный доход (НПД). Это более быстрый способ заявить о своих доходах государству.

Оформлять самозанятость стоит, если:

  • зарабатываете не более 2,4 млн рублей в год,
  • работаете самостоятельно и без наемных сотрудников.

Также закон устанавливает ограничения на некоторые виды деятельности для самозанятых. Об этом подробнее расскажем дальше.

Изменения в законодательстве о работе самозанятых

С 2024 года вступил в силу Федеральный закон № 565-ФЗ, он расширил полномочия налоговой и Роструда. Теперь в регионах будут создавать специальные комиссии для противодействия нелегальной занятости. Дополнительно вышли Приказ Минтруда РФ № 40Н и приказ Минтруда от 28.11.2024 №640Н. В них перечислены критерии, по которым Федеральная налоговая служба (ФНС) будет отбирать организации для проверок.

Так, ФНС направит сведения о компании или ИП в региональную комиссию, если одновременно соблюдаются условия:

  • организация или ИП сотрудничает с более чем 35 самозанятыми или ИП, которые применяют НПД
  • среднемесячный доход от этой организации или ИП — более 35 000 ₽
  • средняя продолжительность работы с этим заказчиком — более трех месяцев
  • доля дохода от этого заказчика составляет 90% и более.

По большему счету эти изменения мало затрагивают самих самозанятых. Изменения касаются именно компаний, которые сотрудничают с самозанятыми. Если комиссия найдет нарушения, самозанятого могут вызвать на беседу для уточнения обстоятельств и, возможно, аннулировать выданные чеки.

Для компаний риск в том, что договор ГПХ суд переквалифицирует в трудовой. Помимо этого организация будет обязана заплатить налог на доходы физлиц и страховые взносы за весь период действия договора, а также возможные штрафы и пени.

О том как избежать риски в работе с самозанятыми можно прочитать тут.

Самим самозанятым тоже следует быть осторожными и обращать внимание, когда трудовые отношения маскируются под договоры ГПХ, чтобы избежать уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Планируете стать самозанятым?

Подписывайте договоры, акты и другие документы с заказчиком онлайн в Контур.Сайне. Они будут юридически значимы. Электронную подпись можно выпустить бесплатно и удаленно.

Зачем оформлять самозанятость

Когда человек работает на фрилансе, ему необходимо официально оформить собственную занятость. В противном случае значит, что он работает нелегально и не выплачивает налоги. Если это станет известно ФНС, нарушителю начислят неуплаченные налоги, взыщут штраф и пени за каждый день просрочки. Также физлицам, которые работают неофициально будет трудно взять кредит и оформить ипотеку.

Раньше фрилансер мог зарегистрироваться только как индивидуальный предприниматель (ИП) или как общество с ограниченной ответственностью (ООО). В обоих случаях нужно было платить страховые взносы, подавать декларации, а для ООО — еще и составлять бухгалтерскую отчетность.

Обычно фрилансеры выбирают между ИП и самозанятостью, исходя из своих доходов, льгот и характера работы.

ИП и самозанятость

Основные отличия:

  ИП Самозанятость
Регистрация

Платно — госпошлина 800 рублей, если заявитель лично подает документы в налоговую.

Бесплатно, если заявитель направит документы в электронном виде и подпишет их квалифицированной электронной подписью (КЭП). Сделать это можно через:

Срок регистрации — три рабочих дня

Бесплатно через:

  • мобильное приложение «Мой налог»,
  • кабинет налогоплательщика «Налог на профессиональный доход» на сайте ФНС,
  • портал Госуслуг,
  • уполномоченные банки.

Срок регистрации — пять дней, в реальности — 10-15 минут.

Лимит годового дохода 450 000 000 рублей 2 400 000 рублей
Сотрудники До 100 человек Нельзя иметь сотрудников в штате, но можно заключать гражданско-правовые договоры с физлицами или ИП в рамках своего бизнеса.
Налоговая ставка в 2025 году

Если годовой доход меньше 60 000 000 рублей:

  • 6% — для объекта налогообложения «Доходы».
  • 15% — для объекта налогообложения «Доходы минус расходы».
  • С 2025 года ИП на УСН платят НДС, если годовой доход превышает 60 млн.руб.
  • 4% — доходы от физлиц без статуса ИП,
  • 6% — доходы от юрлиц и ИП
Страховые взносы Обязательный фиксированный ежегодный взнос за себя в 2025 году — 53 658 рублей. Дополнительный На свое усмотрение
Работа по найму Можно Можно
Онлайн-касса Обязательна, если деятельность не позволяет работать без кассы. Не нужна
Налоговый учет Необходимо вести книгу учета доходов и расходов, а также раз в год сдавать декларацию в ФНС. Заполнять декларации не нужно. Вся отчетность проходит через чеки, который можно выпускать в специальных приложениях.
Налоговые вычеты Взносы за себя можно вычесть из налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) «Доходы» или включить в затраты бизнеса на УСН «Доходы минус расходы» Доступен один вычет — 10 000 рублей. Необходим для снижения процентной ставки.

Самозанятым быть проще всего, но НПД подходит только тем, кто получает доход с подработки или ведет микробизнес.

Как стать самозанятым в России

Чтобы стать самозанятым, не нужно лично посещать налоговую или оплачивать госпошлину. Все, что потребуется — это доступ к интернету, телефон или компьютер, а также 10-15 минут свободного времени. Существует несколько вариантов регистрации.

Мобильное приложение «Мой налог». Как зарегистрироваться через приложение, рассказали здесь.

Личный кабинет плательщика НПД «Мой налог» на сайте ФНС. Для регистрации нужно ввести ИНН и пароль, который используется при входе в личный кабинет налогоплательщика. Зайти в кабинет можно также через учетную запись на портале Госуслуг.

Портал Госуслуг. Необходимо найти услугу «Регистрация в качестве самозанятого», а затем заполнить заявление. Уведомление о регистрации поступит личный кабинет пользователя. Обычно это занимает несколько минут, но в некоторых случаях может продлиться до 5 рабочих дней.

Уполномоченные банки. На данный момент с самозанятыми работают 30 банков. Регистрация проходит в приложении банка. В нем можно выдавать чеки — тогда не придется скачивать на смартфон дополнительные приложения.

Плюсы регистрации в качестве самозанятого

Простое оформление. Чтобы стать самозанятым не нужно собирать много документов. Понадобиться только паспорт и ИНН. Пошлина при этом не взимается. Кроме того, регистрацию можно провести удаленно.

Легализация доходов. Возможность работать официально и не бояться налоговой. Также можно свободно рекламировать свои услуги и без проблем получать справки о доходах, необходимые для визы или ипотеки.

Отсутствие отчетности и обязательных страховых взносов. Самозанятые могут не сдавать налоговые декларации, вести бухгалтерский учет или книгу доходов и расходов. Достаточно формировать чеки через приложение и отправлять их клиентам.

Самозанятым не нужно платить взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Они могут это сделать по своему усмотрению.

Отсутствие онлайн-кассы. Большинство ИП и организаций обязаны использовать онлайн-кассу для работы с физическими лицами. Ведение онлайн-кассы связано с определенными затратами, включая покупку оборудования, программного обеспечения и оплату услуг технической поддержки. Самозанятым же достаточно использовать приложение «Мой налог» в качестве кассы.

Низкие налоги. Налоговая ставка будет 4% при получении дохода от физических лиц и 6% при доходе от юридических лиц и ИП. Также с получением нового статуса, самозанятому начисляют налоговый вычет — 10 000 рублей. Эту сумму можно потратить только для частичной оплаты налога. Пока вычет не израсходован ставка снизиться до 3% и 4%.

Автоматический расчет налога. В приложении «Мой налог» можно сразу увидеть итоговую сумму и срок оплаты за каждую сделку.

Гибкость в работе. Самозанятые могут самостоятельно планировать свое рабочее время, выбирать проекты и клиентов. Это позволяет совмещать работу с личной жизнью или другими видами деятельности.

Минусы и подводные камни

Чтобы не столкнуться с подводными камнями после начала работы, важно изучить все особенности и нюансы налогового режима еще до регистрации.

Временный режим. Самозанятость действует в качестве эксперимента на всей территории России до 31 декабря 2028 года. Что будет дальше с НПД — неизвестно.

Лимит по доходам. В год самозанятый может зарабатывать не более 2,4 млн рублей. Если он планирует получать больше, стоит оформить другой налоговый режим, например, ИП.

Найм сотрудников. Самозанятые не могут нанимать работников по трудовому договору, все работы нужно выполнять самостоятельно или заключать договор подряда.

Отсутствие трудового стажа. Самозанятые не уплачивают обязательные страховые взносы в ПФР, поэтому их работа не засчитывается в трудовой стаж. Нужно самостоятельно позаботиться о своих пенсионных накоплениях.

Отсутствие социальных гарантий. Если самозанятый заболеет или уйдет в отпуск, он не получит никаких выплат, которые обычно предоставляются сотрудникам, работающим по трудовому договору. Но самозанятый может платить дополнительные взносы. Так, размер пособия по временной нетрудоспособности по добровольному соцстрахованию будет зависеть от выбранной страховой суммы и периода уплаты взносов. Помимо этого, самозанятый может платить взносы в пенсионный фонд, чтобы зачесть период деятельности в общем трудовом стаже и накопить индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК).

Не получится уменьшить доходы на расходы. НПД рассчитывается только с доходов, полученных самозанятым. Расходы на бизнес при этом не учитываются и не снижают сумму налога.

Ежемесячная уплата налога. В отличие от ИП, которые могут платить налоги раз в квартал или даже раз в год, самозанятые обязаны оплачивать их каждый месяц.

Трудности с определением, кто может быть самозанятым. Законодательство не устанавливает список профессий, которыми могут заниматься самозанятые. Есть лишь ряд ограничений. Например, для определенных видов деятельности требуется специальное лицензирование или разрешение, это может повлиять на возможность стать самозанятым в этой области. Чтобы работать в образовательной среде, необходимо иметь лицензию. По закону самозанятый не сможет получить лицензию, выдать ее могут только ИП или организации.

Самозанятые не могут производить и продавать товары, для которых нужна маркировка. Список таких товаров постоянно обновляется, поэтому важно следить за изменениями, иначе плательщика НПД может ждать штраф.

Неоднозначное отношение банков. Могут возникнуть проблемы в получении кредитов и ипотеки, поскольку доходы самозанятых относят к нестабильным.

Самозанятому может быть отказано в праве на получение налогового вычета на лечение, приобретение недвижимости и образование. Этот вычет предоставляется лишь тем, кто платит НДФЛ.

Несмотря на очевидные преимущества самозанятости, она имеет свои ограничения. Однако, учитывая ее растущую популярность и потенциал для развития малого бизнеса, можно предположить, что в будущем правовое регулирование будет совершенствоваться, а возможности для самозанятых граждан расширяться.

Перейдите на электронный документооборот с самозанятыми и физлицами быстро и без лишних затрат — в сервисе Контур.Сайн. Он простой и интуитивно понятный, подписанные в нем документы — юридически значимы.


Другие статьи

Договор с физическим лицом на оказание услуг: что нужно знать заказчику и исполнителю

Вам понадобилось составить договор с физическим лицом на оказание услуг, но вы не знаете, как все сделать правильно? В этой статье подробно отвечаем на самые главные вопросы: как правильно оформить документ, кто и как платит налоги и на что обратить внимание обеим сторонам.

Фриланс или штат: все о сотрудничестве с внештатными специалистами

Хотите понять, как законно работать с внештатными специалистами? В этой статье разбираемся, кто такие фрилансеры и какие у них права и обязанности, как можно оформить сотрудничество и в чем плюсы и минусы такого формата для исполнителей и компаний.

Договор на оказание услуг между ИП и физическим лицом

Договор между индивидуальным предпринимателем (ИП) и физическим лицом закрепляет условия оказания услуг, обязанности сторон, защищает их интересы. Разберем, для чего нужен такой документ, какие пункты в нем обязательны, на что обратить внимание.

Образец договора ГПХ с физическим лицом на оказание услуг

Договор ГПХ — удобный формат оформления сотрудничества без трудоустройства. Но чтобы он действительно защищал обе стороны, важно четко прописать условия. В статье разберем структуру документа и ключевые разделы: какие обязательны, какие формулировки помогут избежать ошибок и на что важно обратить внимание.

Заинтересовал сервис, но остались вопросы?