Можно ли не возвращать предоплату за неоказанные услуги

Иногда клиент заказывает услугу и даже переводит оплату, а потом отказывается от услуги. Как быть с предоплатой? Может ли ИП или ООО не возвращать ее клиенту? Можно ли удержать штраф или придется вернуть всю сумму? Есть ли разница, если услуги оказывать физлицам или фирмам? Давайте разбираться.

Можно ли не возвращать предоплату за неоказанные услуги

Когда вносят предоплату за услуги

Отношения между заказчиками и исполнителями услуг регулируются  ГК РФ. Если клиент физлицо, то также применяется Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП).

Иногда клиенты заранее договариваются об услуге и вносят предоплату. Это гарантирует исполнителю, что заказчик явится за услугой в оговоренный срок. А клиент может быть уверен, что в назначенное время не будут обслуживать другого клиента, услугу не продадут кому-то еще и цена не изменится. Размер предоплаты может быть любой ― 10%, 20%, 50%, 100% стоимости услуги ― зависит от договоренности сторон. 

Например, женщина через сообщение в мессенджере записалась к парикмахеру  перед 8 Марта. Чтобы мастер ее гарантированно принял, она перечислила ему деньги на банковскую карту в размере 100% стоимости стрижки, покраски и укладки волос. 

А мужчина в январе обратился в турфирму, заключил договор о приобретении путевки в Европу на майские праздники. Чтобы не беспокоиться, что курс доллара может измениться и стоимость тура в рублях возрастет, он внес предоплату в размере 100% стоимости тура. 

Но потом что-то пошло не так и оба заказчика отказались от услуг.

Клиент заранее отказался от услуги

Женщина написала мастеру за пару дней до оговоренной даты и сообщила, что прийти в парикмахерскую не сможет. Мужчина явился в турфирму и написал заявление о возврате денег. Вправе ли исполнитель услуг (в наших случаях турфирма и парикмахер) оставить себе предоплату?

Удерживаем понесенные расходы

Исполнитель услуг может удержать только расходы, которые он уже понес для заказчика ― п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 ЗоЗПП. Например, парикмахер уже купил краску, которую обычно использует для этой клиентки, а турфирма приобрела на имя мужчины невозвратные авиабилеты. Вот эти расходы исполнители услуг и вправе удержать. 

Размер расходов, которые обязан компенсировать заказик, может зависеть от времени его отказа от услуги. Чем позднее он откажется от услуги, тем больше затрат может понести исполнитель услуги. 

Чтобы не было спора с клиентом относительно удержанной суммы понесенных расходов, лучше все заявки на оказание услуг оформлять договором. В договоре следует расшифровывать, из чего состоит стоимость услуги. Например, турфирма может указать, что в стоимость путевки входит авиаперелет, проживание в гостинице, трансфер от аэропорта до отеля и обратно, медицинская страховка. В качестве доказательства понесенных расходов турфирма должна предъявить клиенту авиабилеты на его имя.

В случае, когда женщина договаривались о стрижке и покраске волос через мессенджер, а деньги перечислила на банковскую карту парикмахера, письменный договор не заключался, но фактически имели место договорные отношения. Заказчица может подтвердить, что перечисляла деньги за услугу сообщением в мессенджере и квитанцией банка. Если парикмахер удержит из предоплаты стоимость краски для волос, то он должен подтвердить расходы чеком, а краску отдать клиентке. 

Предоплату за вычетом расходов возвращаем заказчику

Остальную часть внесенной предоплаты исполнитель обязан вернуть заказчику. В противном случае невозвращенная сумма будет считаться неосновательным обогащением заказчика ― п. 3 ст. 1103 ГК РФ.

Предоплата должна быть возвращена заказчику в срок, предусмотренный договором. Если договором этот срок не установлен, то вернуть ее нужно в течение 7 дней со дня предъявления заказчиком требования о возврате ― ст. 314 ГК РФ.

Взыскивать с заказчика упущенную выгоду, ссылаясь, например, на то, что в назначенное время парикмахер мог бы принять другого клиента и заработать деньги, исполнитель услуг не вправе. Если предоплату заказчику не вернуть, то он может обратиться в суд, и тогда придется вернуть ему деньги с процентами. Кроме того, исполнитель должен будет возместить судебные расходы.

Некоторые фирмы включают в договор условие о штрафе, неустойке, которые обязан  уплатить человек в случае отказа от услуги. Однако, такие положения договора незаконны, они ущемляют права потребителей ― п.1 ст. 16 ЗоЗПП.

Женщина заключила с фирмой договор оказания услуг по покупке земельного участка. Впоследствии заказчица отказалась от приобретения. Компания обратилась в суд за взысканием неустойки в размере 100 000 руб., предусмотренной договором.

Однако, Верховный суд указал, что заказчик вправе в любое время отказаться от исполнения договора оказания услуг, уплатив исполнителю понесенные им расходы. Условия договора, которые предусматривают обязанность заказчика оплатить исполнителю неустойку в случае отказа от исполнения договора, недействительны и не должны применяться. Во взыскании неустойки с женщины компании было отказано.

Дело № 4-КГ16-9

Клиент не предупредил заранее об отказе от услуги

Бывает и так, что заказчик заранее не предупреждает об отказе от услуги, просто не является в назначенное время. Например, в парикмахерскую или в аэропорт.

В таких случаях исполнитель вправе не возвращать ему деньги и всю предоплату оставить себе.

Но если окажется, что заказчик не смог воспользоваться услугой не по своей вине, например, по дороге в парикмахерскую или в аэропорт попал в ДТП, то придется ему вернуть предоплату. Исполнитель может удержать из переплаты только понесенные расходы ― ст. 781 ГК РФ.

Когда можно оформить предоплату как задаток

Заказчиками услуг могут быть не только физлица, но и фирмы. Например, одна туркомпания приобрела у другой турфирмы тур для группы сотрудников, чтобы они могли познакомиться со страной, в которую будут продавать путевки. 

При продаже услуг юрлицам можно оформить соглашение о задатке. 

Если при продаже услуги юрлицу оформить внесенную предоплату как задаток, то в случае отказа заказчика от услуги вся внесенная сумма остается у исполнителя услуг. Но нужно учитывать, что если по какой-то причине предприниматель не сможет оказать услугу, то ему придется вернуть задаток заказчику в двойном размере ― ст. 381 ГК РФ.

Соглашение о задатке можно оформить как отдельным документом, приложением к договору, так и включив условие о задатке непосредственно в текст договора. Если не прописать,что уплаченная сумма является задатком, то она будет считаться авансом ― п. 3 ст. 380 ГК РФ. И оставить его себе в случае отказа заказчика от услуги исполнитель не сможет.

Замечу, что если услугу заказывает физлицо, то оформлять задаток запрещено ― п. 1 ст. 16 ЗоЗПП.

Человек может обратиться в Роспотребнадзор и на исполнителя могут наложить штраф: на ИП до 2 000 руб., а на фирму до 20 000 руб. ― ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Роспотребнадзор оштрафовал компанию на 20 000 руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ), за то что она включила в договор на организацию и проведение банкетов, свадеб, юбилеев условие о задатке (не менее 30% от общей суммы в договоре). При этом договор предусматривал, что в случае отказа заказчика от предусмотренных договором услуг, сумма задатка ему не возвращается.

Компания обжаловала штраф в суде. Но суд пришел к выводу, что штраф наложен правомерно. При этом суд снизил штраф до 10 000 руб, поскольку не было отягчающих обстоятельств.

Дело № À76-44982/2009-62-972/53


Предприниматели на общей системе, сельхозрежиме и упрощенке сдают налоговую декларацию. Если в первичный документ закрадываются ошибки, исправить их можно с помощью уточненной декларации. Расскажем, когда необходимо заполнять уточненку и в каких случаях можно обойтись без нее. 

Мусор может стать предметом споров и даже судебных разбирательств. Порой предпринимателям, которые неправильно с ним обращаются, выписывают внушительные штрафы. В общем мусор — это серьезно. Расскажем, кто отвечает за отходы — арендатор или собственник помещения, и почему нужно быть внимательными при заключении договора аренды.

Аренда транспортного средства без экипажа ‒ это прокат автомобиля без водителя. Арендатор сам садится за руль и берет на себя ответственность за сохранность транспорта. 

Чаще всего в аренду берут легковые или грузовые автомобили, но можно взять и мотоцикл, квадроцикл или автобус. Письменный договор призван защитить права участников и четко обозначить зону ответственности каждой стороны. Общие требования к содержанию и форме договора отражены в параграфе 3.2 ГК РФ. Готового шаблона закон не дает, но об этом позаботились мы. А еще мы постарались простыми словами рассказать о том, что включить в текст документа.

По оферте можно продать товар или услугу без письменного договора с покупателем. Выгода для бизнеса очевидна — не нужно распечатывать бумаги и собирать подписи. Расскажем простыми словами, что такое оферта, чем она отличается от рекламы и почему при заключении сделки не обойтись без акцепта.

Материальная помощь — это поддержка сотрудников в сложных жизненных ситуациях. Она может выражаться в денежном либо ином виде. Бесплатная машина дров — это тоже помощь. Но мы расскажем именно про деньги — когда, как выплачивать и исчислять ли налог с этих средств.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.