Можно ли не возвращать предоплату за неоказанные услуги — Контур.Эльба

Можно ли не возвращать предоплату за неоказанные услуги

20 января 2024 28

Иногда клиент заказывает услугу и даже переводит оплату, а потом отказывается от услуги. Как быть с предоплатой? Может ли ИП или ООО не возвращать ее клиенту? Можно ли удержать штраф или придется вернуть всю сумму? Есть ли разница, если услуги оказывать физлицам или фирмам? Давайте разбираться.

Когда вносят предоплату за услуги

Отношения между заказчиками и исполнителями услуг регулируются  ГК РФ. Если клиент физлицо, то также применяется Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП).

Иногда клиенты заранее договариваются об услуге и вносят предоплату. Это гарантирует исполнителю, что заказчик явится за услугой в оговоренный срок. А клиент может быть уверен, что в назначенное время не будут обслуживать другого клиента, услугу не продадут кому-то еще и цена не изменится. Размер предоплаты может быть любой ― 10%, 20%, 50%, 100% стоимости услуги ― зависит от договоренности сторон. 

Например, женщина через сообщение в мессенджере записалась к парикмахеру  перед 8 Марта. Чтобы мастер ее гарантированно принял, она перечислила ему деньги на банковскую карту в размере 100% стоимости стрижки, покраски и укладки волос. 

А мужчина в январе обратился в турфирму, заключил договор о приобретении путевки в Европу на майские праздники. Чтобы не беспокоиться, что курс доллара может измениться и стоимость тура в рублях возрастет, он внес предоплату в размере 100% стоимости тура. 

Но потом что-то пошло не так и оба заказчика отказались от услуг.

Уменьшайте налог в один клик

Эльба займется налогами и ЕНС, а вы развитием бизнеса. Для новых ИП — 1 год Эльбы бесплатно

Клиент заранее отказался от услуги

Женщина написала мастеру за пару дней до оговоренной даты и сообщила, что прийти в парикмахерскую не сможет. Мужчина явился в турфирму и написал заявление о возврате денег. Вправе ли исполнитель услуг (в наших случаях турфирма и парикмахер) оставить себе предоплату?

Удерживаем понесенные расходы

Исполнитель услуг может удержать только расходы, которые он уже понес для заказчика ― п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 ЗоЗПП. Например, парикмахер уже купил краску, которую обычно использует для этой клиентки, а турфирма приобрела на имя мужчины невозвратные авиабилеты. Вот эти расходы исполнители услуг и вправе удержать. 

Размер расходов, которые обязан компенсировать заказик, может зависеть от времени его отказа от услуги. Чем позднее он откажется от услуги, тем больше затрат может понести исполнитель услуги. 

Чтобы не было спора с клиентом относительно удержанной суммы понесенных расходов, лучше все заявки на оказание услуг оформлять договором. В договоре следует расшифровывать, из чего состоит стоимость услуги. Например, турфирма может указать, что в стоимость путевки входит авиаперелет, проживание в гостинице, трансфер от аэропорта до отеля и обратно, медицинская страховка. В качестве доказательства понесенных расходов турфирма должна предъявить клиенту авиабилеты на его имя.

В случае, когда женщина договаривались о стрижке и покраске волос через мессенджер, а деньги перечислила на банковскую карту парикмахера, письменный договор не заключался, но фактически имели место договорные отношения. Заказчица может подтвердить, что перечисляла деньги за услугу сообщением в мессенджере и квитанцией банка. Если парикмахер удержит из предоплаты стоимость краски для волос, то он должен подтвердить расходы чеком, а краску отдать клиентке. 

Предоплату за вычетом расходов возвращаем заказчику

Остальную часть внесенной предоплаты исполнитель обязан вернуть заказчику. В противном случае невозвращенная сумма будет считаться неосновательным обогащением заказчика ― п. 3 ст. 1103 ГК РФ.

Предоплата должна быть возвращена заказчику в срок, предусмотренный договором. Если договором этот срок не установлен, то вернуть ее нужно в течение 7 дней со дня предъявления заказчиком требования о возврате ― ст. 314 ГК РФ.

Взыскивать с заказчика упущенную выгоду, ссылаясь, например, на то, что в назначенное время парикмахер мог бы принять другого клиента и заработать деньги, исполнитель услуг не вправе. Если предоплату заказчику не вернуть, то он может обратиться в суд, и тогда придется вернуть ему деньги с процентами. Кроме того, исполнитель должен будет возместить судебные расходы.

Некоторые фирмы включают в договор условие о штрафе, неустойке, которые обязан  уплатить человек в случае отказа от услуги. Однако, такие положения договора незаконны, они ущемляют права потребителей ― п.1 ст. 16 ЗоЗПП.

Женщина заключила с фирмой договор оказания услуг по покупке земельного участка. Впоследствии заказчица отказалась от приобретения. Компания обратилась в суд за взысканием неустойки в размере 100 000 руб., предусмотренной договором.

Однако, Верховный суд указал, что заказчик вправе в любое время отказаться от исполнения договора оказания услуг, уплатив исполнителю понесенные им расходы. Условия договора, которые предусматривают обязанность заказчика оплатить исполнителю неустойку в случае отказа от исполнения договора, недействительны и не должны применяться. Во взыскании неустойки с женщины компании было отказано.

Дело № 4-КГ16-9

Клиент не предупредил заранее об отказе от услуги

Бывает и так, что заказчик заранее не предупреждает об отказе от услуги, просто не является в назначенное время. Например, в парикмахерскую или в аэропорт.

В таких случаях исполнитель вправе не возвращать ему деньги и всю предоплату оставить себе.

Но если окажется, что заказчик не смог воспользоваться услугой не по своей вине, например, по дороге в парикмахерскую или в аэропорт попал в ДТП, то придется ему вернуть предоплату. Исполнитель может удержать из переплаты только понесенные расходы ― ст. 781 ГК РФ.

Новости для предпринимателей

Уютный телеграм-канал, где переводят законы на человеческий язык

Когда можно оформить предоплату как задаток

Заказчиками услуг могут быть не только физлица, но и фирмы. Например, одна туркомпания приобрела у другой турфирмы тур для группы сотрудников, чтобы они могли познакомиться со страной, в которую будут продавать путевки. 

При продаже услуг юрлицам можно оформить соглашение о задатке. 

Если при продаже услуги юрлицу оформить внесенную предоплату как задаток, то в случае отказа заказчика от услуги вся внесенная сумма остается у исполнителя услуг. Но нужно учитывать, что если по какой-то причине предприниматель не сможет оказать услугу, то ему придется вернуть задаток заказчику в двойном размере ― ст. 381 ГК РФ.

Соглашение о задатке можно оформить как отдельным документом, приложением к договору, так и включив условие о задатке непосредственно в текст договора. Если не прописать,что уплаченная сумма является задатком, то она будет считаться авансом ― п. 3 ст. 380 ГК РФ. И оставить его себе в случае отказа заказчика от услуги исполнитель не сможет.

Если услугу заказывает физлицо, то оформлять задаток запрещено ― п. 1 ст. 16 ЗоЗПП.

Человек может обратиться в Роспотребнадзор и на исполнителя могут наложить штраф: на ИП до 2 000 руб., а на фирму до 20 000 руб. ― ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Роспотребнадзор оштрафовал компанию на 20 000 руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ), за то что она включила в договор на организацию и проведение банкетов, свадеб, юбилеев условие о задатке (не менее 30% от общей суммы в договоре). При этом договор предусматривал, что в случае отказа заказчика от предусмотренных договором услуг, сумма задатка ему не возвращается.

Компания обжаловала штраф в суде. Но суд пришел к выводу, что штраф наложен правомерно. При этом суд снизил штраф до 10 000 руб, поскольку не было отягчающих обстоятельств.

Дело № À76-44982/2009-62-972/53

Два раза в месяц отправляем рассылку с новостями о законах и налогахПодпишитесь на дайджест налоговых новостей
Подписаться

Другие статьи

Как подготовиться к проверкам Роскомнадзора, ФСБ и ФСТЭК

Проверки Роскомнадзора, ФСБ и ФСТЭК пугают многих. Но на деле это способ убедиться, что бизнес соблюдает требования к информационной безопасности. В статье рассказываем, что и как проверяют, какие ошибки допускают компании и как их избежать.

Как считать разные виды прибыли
Разберём различные виды прибыли и формулы для их расчёта. Важно разбираться в этом вопросе, чтобы принимать верные финансовые решения.
<
28 комментариев
М
Короче понятно, никогда и ни у кого не брать предоплату.
Т
Татьяна 2 апреля 2024
Подскажите пожалуйста: мы ИП, клиент оплатил нам полную оплату за экскурсию по счету, но отказался от услуги менее чем за сутки. Деньги назад не требовал, акта естественно подписанного нет. Как нам быть и каким документом оформить тот факт, что деньги остались у нас в виде 100% штрафа, так сказать (отказ от услуг менее, чем за сутки).Понесенные затраты 100%.
Здравствуйте! подскажите если я через час после подписания договора, отказалась от услуги, должна ли я платить менеджеру за нарисованный рисунок в программе(услуги дизайнера скажем так)в договоре ничего про это не написано, вернуть мою предоплату хотят с минусом в 7000, замеры не делали, в производство не отправили
В
Виктория 29 марта 2024
Добрый день. Заключила договор с компаний Тензор на 3 месяца, т.к на меньший срок у них нет. Воспользовалась услугой 1 месяц. Могу ли я вернуть деньги за неиспользованный период?
Подскажите, пожалуйста, взяли предоплату в размере 500₽ в октябре 2023 года на услугу перманентный макияж, я отказалась от услуги ЗАРАНЕЕ предупредив. Недавно вспомнила про предоплату, написала в группу администратору, на что мне сказала что руководитель со мной свяжется. Связалась, я ей описала ситуацию - игнор. Я ей повторно написала, на что она попросила выслать чек. Выслала. Игнор. Прошло уже 4 дня, ни ответа, ни привета. Какие действия я дальше должна предпринять, если спустя 3 дня никто мне предоплату не вернет? Писать я больше и унижаться не хочу, но хочется наказать руководителя за неправомерные действия. Какой следующий шаг мой должен быть?
Б
Бизнесмен 13 октября 2024
Viktoria, не надо было отказываться, наказывать тут нужно только Вас. Отказались - потеряли деньги. Не хотите терять деньги - теряете лицо
Добрый день. Я отдала ноутбук в ремон, залипла кнопка. Мне сказали, что отключить её не возможно и нужно менять клавиатуру, которую нужно заказать и ждать месяц. Что бы заказать её нужно внести предоплату, чем быстрее внесём тем быстрее закажут. Соответственно предоплату в 50% я внесла. Ноутбук мне отдали, пока не придёт запчасть. Дома я смогла отключить кнопку самостоятельно. И теперь мне не хотят возвращать полную предоплату. Объясняя тем что они понесли убытки. Законно ли это?
А
Александр 7 ноября 2023
Как можно связаться с автором для персональной консультации ?
В
Вероника 19 октября 2023
Здравствуйте! В ИП заказала пластиковые окна(балконный блок). Внесла предоплату. ИП нарушила условия сроков доставки окна. Также в договоре не были прописаны условия установки и монтажа данного окна. Могу ли я вернуть предоплату и отказаться от услуг ИП.
А
Доброго дня. Исполнитель взял предоплату за пошив автомобильных чехлов. Получил перевод на карту сбербанка, просил ничего в комментарии не писать. Обещал выполнить заказ в течении, примерно двух недель. Через 3 недели сообщает, что уже отправил заказ через СДЭК и требует полную оплату. При этом присылает фото заказа, где явно видно, что заказ выполнен не в том цвете. Сам в переписке признаётся, что один из элементов заказа (спинка сиденья) выполнен по другой модели, нежели было говорено заранее, ибо нет лекал. Я отказался получать заказ, высланный наложенным платежом, поскольку он не был выполнен в соответствии с оговорёнными заранее условиями. Сообщил об этом исполнителю, потребовал обратно предоплату. Договора не было. Общались в переписке в ватсап. Исполнитель предоплату возвращать, отказался. Мои действия?
В
Валентина 8 октября 2023
Внесли 100% предоплату за постройку беседки, заключили договор, что построят в течении 2 недель. Далее постоянно откладывают, на звонки и почту не реагируют. Что желать?