Для Налогового кодекса затраты и расходы — это разные понятия. Если предприниматель будет всё записывать в расходы, то он нарушит требования закона и занизит налог. Поэтому всем предпринимателям на УСН «Доходы минус расходы» приходится разобраться, что считать расходами и как их учитывать.
Какие расходы учитывают на УСН
Расходы, на которые можно уменьшить доходы при УСН, перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень закрытый — всё, что в него не вошло, учитывать нельзя.
На упрощёнке принимают к учёту:
- Траты на покупку, строительство и реконструкцию основных средств — имущества стоимостью от 100 тыс. руб со сроком полезного использования больше года. Так, вы сможете учесть расходы на приобретение офисного помещения, торговой точки, служебного автомобиля и оборудования.
- Расходы на ремонт основных средств — собственных и арендованных. Сюда включают стоимость запчастей и расходных материалов, оплату работ подрядчикам и др. Если основные средства отремонтировали ваши работники — выплаченную им зарплату. Затраты по арендованному имуществу учитывают, если ремонт по условиям договора — за счёт арендатора.
- Материальные расходы. К ним относят затраты на покупку сырья и материалов для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), комплектующих для монтажа, полуфабрикатов для дополнительной обработки, инструментов, спецодежды, топлива и др. Полный перечень — в ст. 254 НК РФ.
- Расходы на оплату труда сотрудникам — зарплата, премии, надбавки, доплаты, компенсации и другие выплаты, связанные с работой.
- Расходы по служебным командировкам — траты на проезд туда и обратно, наём жилья, суточные и т.д.
- Уплаченные за работников взносы на все виды обязательного страхования — пенсионное, социальное, медицинское и от несчастных случаев. ИП может ещё учесть страховые взносы за себя, в том числе с дохода свыше 300 тыс. руб.
- Налог на добавленную стоимость (НДС) по оплаченным поставщикам товарам, работам, услугам.
- Затраты на почтовые, телефонные и другие виды связи, услуги интернет-провайдеров.
- Налоги и сборы, уплаченные организацией или ИП на упрощёнке. Исключение — сам налог по УСН и авансовые платежи по нему. Не учитывают в расходах и НДС в случаях, когда вы на упрощёнке выписали счёт-фактуру с налогом, уплатили его и сдали декларацию. Нельзя учесть платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ и штрафы.
- Расходы на дезинфекцию помещений, покупку спецодежды, перчаток, медицинских масок, лабораторного оборудования, обеззараживающих средств и другие траты, связанные с антиковидными требованиями.
Всего в перечне разрешённых расходов больше 40 пунктов. Если не нашли среди них ничего подходящего, обратите внимание на материальные расходы. Их учитывают по-особому — как для расчёта налога на прибыль, который платят на общем режиме налогообложения. Поэтому список материальных расходов приведён отдельно — в ст. 254 НК РФ. Так как он открытый, можно учесть и другие траты. Для этого их прописывают в учётной политике. Но будьте готовы: при налоговой проверке придётся доказывать, что такие расходы нужны для бизнеса.

Условия признания расходов
Кроме попадания в перечень, расходы должны соответствовать ещё нескольким условиям.
- Затраты экономически обоснованны — направлены на получение дохода и связаны с предпринимательской деятельностью. Так, к расходам на УСН нельзя отнести покупку шубы для сотрудника, а спецодежду — можно.
- Затраты подтверждены оформленными по всем правилам документами: кассовыми чеками, счетами-фактурами или УПД, накладными, актами выполненных работ, бланками строгой отчётности и т.д.
- Расход совершён — товары уже получены, работы выполнены, а услуги оказаны.
- Задолженность погашена: вы уже рассчитались с контрагентом.
Если все условия выполнены, затраты можно учесть при расчёте налога на УСН.
Когда учитывать расходы на УСН
На упрощёнке расходы учитывают по кассовому методу — принимают их к учёту после фактической оплаты. То есть ориентируются на последнюю из дат:
- когда расплатились с поставщиком;
- когда получили товары, работы или услуги.
Для товаров, приобретённых для дальнейшей перепродажи, есть ещё одно условие. Их учитывают в расходах, если уже перепродали покупателям.
Как вести налоговый учёт расходов
Налоговый учёт на упрощёнке ведут в специальной форме — книге учёта доходов и расходов (КУДиР). В ней пять разделов. Форма документа одна для всех, независимо от объекта налогообложения.
Её заводят на каждый календарный год и последовательно вносят поступления и траты. На УСН с объектом «Доходы минус расходы» заполняют разделы с первого по третий.
КУДиР можно вести в бумажном или электронном виде. Электронный вариант в конце отчётного периода распечатывают в одном экземпляре, сшивают, заверяют подписью руководителя и печатью (если есть).
Особенности учёта стоимости основных средств
На УСН основные средства учитывают после того, как их оплатили и ввели в эксплуатацию. Стоимость списывают в расходы не сразу, а равными частями на последнюю дату каждого квартала до конца текущего года:
- 31 марта — 1/4 от стоимости;
- 30 июня — 1/2;
- 30 сентября — 3/4.
На 31 декабря в расходах отразится полная стоимость основного средства. Сразу списать всю сумму в расходы можно только, если его ввели в эксплуатацию в четвёртом квартале.

Новости для предпринимателей
Уютный телеграм-канал, где переводят законы на человеческий язык