Патент или упрощёнка для ИП. Что лучше выбрать, что выгоднее, основные отличия, можно ли совмещать. — Контур.Эльба

Патент или упрощёнка: что выбрать для ИП

В этой статье

Обновлено 22 сентября 2026 12

Предприниматель выбирает систему налогообложения, исходя из вида деятельности, количества сотрудников и размера доходов. Наиболее выгодными считаются ПСН и УСН. Рассказываем, чем патент отличается от упрощёнки, как выбрать налоговый режим для ИП и перейти на него.

Патентная система налогообложения для ИП

Патентную систему налогообложения (ПСН) могут применять только предприниматели — ст. 346.43 НК РФ. ИП нужно соблюдать ограничения по видам деятельности, количеству сотрудников и доходу, иначе он утратит право на патент.

Патент подходит не для всех занятий. В п. 2 ст. 346.43 НК РФ приведён общий перечень видов деятельности, подпадающих под ПСН. Окончательный список определяют региональные власти, за исключением запрещённых направлений.

Например, ИП на ПСН может заниматься ремонтом обуви, репетиторством, уборкой квартир, оказывать парикмахерские и косметологические услуги, присматривать за детьми и больными, разрабатывать программное обеспечение. Но не имеет права открыть столовую или магазин на площади более 150 кв.м, торговать оптом, оказывать инвестиционные услуги. При этом число патентов «в одни руки» не ограничено — предприниматель на ПСН может вести бизнес сразу в нескольких отраслях.

ИП на патенте имеет право нанимать сотрудников, в том числе заключать с ними договоры ГПХ. В налоговом периоде — календарном году или другом временном промежутке, когда применялась ПСН — в среднем должно быть не более 15 работников.

По всем видам деятельности ИП может получать не более 20 000 000 ₽ — п. 6 ст. 346.45 НК. Доходы считают с начала календарного года. Как только сумма превысит этот лимит, патент перестанет действовать. Предприниматель обязан подать заявление в налоговую и перейти на другой налоговый режим.

С 2026 года предельная величина доходов для применения ПСН поэтапно снижается: в 2026 году — 20 млн ₽, в 2027 году — 15 млн ₽, с 2028 года и далее — 10 млн ₽ (п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

Как считать налог на ПСН

Налоговая ставка для предпринимателей на ПСН — 6 %. Сумма налога зависит не от реального дохода ИП, а от потенциального. Сумму патентного платежа считают пропорционально времени действия патента, а налоговая база определяется региональным законодательством. При этом местные власти вправе индексировать размер потенциально возможного дохода на коэффициент-дефлятор, который на 2026 год установлен в размере 1,253 (Приказ Минэкономразвития от 06.11.2025 № 734).

Например, в Санкт-Петербурге потенциально возможный доход за услуги по уходу за домашними животными для ИП без наёмных работников с учётом коэффициента-дефлятора на 2026 год составляет 1 127 700 ₽ (900 000 ₽ × 1,253). Предприниматель, который получил патент на год, должен заплатить налог 67 662 ₽ (1 127 700 ₽ × 6 %), за полгода — 33 831 ₽. И неважно, сколько на самом деле он заработает за этот период — 150 000 ₽ или 900 000 ₽.

ИП на ПСН может уменьшить налог на сумму страховых взносов, которые он заплатил за себя. 

Оплатить патент сроком до 6 месяцев нужно до даты его окончания. Патент на больший срок платят по следующей схеме:

  • ⅓ — в течение 90 дней после перехода на ПСН;
  • ⅔ — до конца срока действия.

Власти региона имеют право ввести налоговые каникулы для какого-то вида деятельности — в этом случае патент будет бесплатным два календарных года с момента регистрации ИП.

Преимущества ПСН

Для ИП, которые сомневаются, что выбрать для работы — УСН или ПСН — приведём такие плюсы патента:

  • можно самому выбрать срок действия налогового режима;
  • фиксированная ставка налога 6 %, которая не зависит от дохода;
  • можно оформить несколько патентов на разные виды деятельности;
  • не надо сдавать налоговые декларации;
  • налог можно уменьшить на сумму страховых взносов.

Недостатки ПСН

Основной минус патента — законодательные ограничения: 

  • действует только на определённые виды деятельности;
  • доход не может превышать 20 000 000 ₽;
  • нельзя нанять более 15 сотрудников. 

Если предприниматель нарушит эти требования, он лишится патента по данному виду деятельности. Получить новый можно будет только с начала следующего календарного года. 

Кроме того, в каждом регионе действуют свои правила применения ПСН. Например, в Москве для ремонта, окраски и пошива обуви установлен потенциально возможный доход — 600 000 ₽, для репетиторства — 300 000 ₽. В другом регионе эти цифры и, соответственно, стоимость патента могут быть ниже — значит, там предприниматели находятся в более выгодном положении.

Как ИП получить патент

На каждый вид деятельности ИП получает отдельный патент, который действует на территории этого региона. Возможный срок действия патента — от месяца до года.  Например, предприниматель сдаёт велосипеды напрокат. Он может запросить патент на время велосипедного сезона — с марта по октябрь.

Чтобы перейти на ПСН, нужно подать заявление в налоговую минимум за 10 рабочих дней до начала применения нового налогового режима. Если предприниматель решил сменить налоговый режим с 1 января, ему нужно отправить заявку до 16 декабря.

В заявлении указывают:

  • с какого числа применять ПСН;
  • на какой период нужен патент;
  • количество сотрудников, площадь торгового зала и другие характеристики бизнеса в зависимости от вида деятельности;
  • в каком регионе будет работать предприниматель.

Заявление можно подать удалённо через «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» на сайте ФНС или сходить в налоговую. Тем, кто обращается онлайн, патент отправят в электронном виде на e-mail в течение 5 дней. При личном обращении в налоговую могут выдать патент на бумаге, но это необязательно.

Упрощённая система налогообложения для ИП

Упрощённая система налогообложения (УСН) доступна предпринимателям и организациям. Для её применения ИП должен соблюдать определённые условия:

  • количество сотрудников не более 130 человек;
  • доход до 450 млн ₽;
  • остаточная стоимость основных средств — до 200 млн ₽.

В 2026 году для УСН установлен коэффициент-дефлятор 1,090 (Приказ Минэкономразвития от 06.11.2025 № 734), поэтому лимит доходов вырос до 490,5 млн ₽, а остаточная стоимость основных средств — до 218 млн ₽.

Предприниматель на УСН может заниматься любыми видами деятельности, кроме запрещённых — п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Например, упрощёнку не могут применять инвестиционные фирмы, ломбарды, нотариусы, микрофинансовые организации, частные агентства занятости.

Как считать налог на УСН

Предприниматель на УСН может выбрать объект налогообложения — от этого зависит размер налога:

  • «Доходы» — налоговая ставка 6 %. Но региональные власти могут уменьшить налоговую нагрузку для бизнеса до 1 %. Налоги рассчитываются, исходя из суммы доходов предпринимателя. Этот вариант подходит тем, у кого практически нет расходов.
  • «Доходы минус расходы» — налоговая ставка 15 %. Регионы имеют право установить другой размер налога — от 5 % до 15 %, или ввести налоговые каникулы для некоторых сфер деятельности. Налоговой базой является разница между доходами ИП и расходами, перечисленными в ст. 346.16 НК РФ. Размер налога не может быть меньше 1 % от суммы дохода. Этот вариант подходит тем, у кого большие расходы.

Сменить объект налогообложения можно только со следующего календарного года. Подать заявление в налоговую нужно до 31 декабря текущего года.

В 2026 году авансовые платежи по УСН уплачиваются до 28-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом (за I квартал — до 28 апреля, полугодие — до 28 июля, 9 месяцев — до 28 октября), а уведомление об исчисленных суммах подаётся до 25-го числа того же месяца (п. 9 ст. 58 НК РФ). Итоговый налог за 2026 год ИП перечисляет до 28 апреля 2027 года (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Преимущества УСН

Упрощёнка для ИП может быть привлекательна по следующим причинам:

  • большой перечень видов деятельности, на которых можно применять УСН;
  • можно выбрать объект налогообложения, исходя из особенностей бизнеса;
  • простая налоговая отчётность;
  • ИП на УСН не обязательно вести бухучёт;
  • налоговые ставки ниже, чем на ОСН;
  • не нужно платить НДС (при доходе до 20 млн ₽ в год), НДФЛ и налог на имущество, используемое в бизнесе;
  • предприниматели на УСН с объектом «Доходы» могут уменьшить налог на сумму страховых взносов;
  • на УСН «Доходы минус расходы» перечисленные страховые взносы можно включить в расходы.

В некоторых регионах до конца 2026 года новые ИП на УСН, занятые в социальной и научной сфере, оказывающие услуги населению и предоставляющие места для временного проживания, освобождаются от налога.

Недостатки УСН

К минусам упрощёнки можно отнести:

  • ограничения в применении налогового режима;
  • обязательный минимальный налог на УСН «Доходы минус расходы»;
  • ограниченный перечень расходов, которые можно учитывать на УСН «Доходы минус расходы»;
  • возможность сменить налоговый режим на упрощённый только со следующего года;
  • отказ некоторых контрагентов от сотрудничества с ИП на УСН с небольшим оборотом, если для них важно учитывать НДС при расчёте налоговой базы.

Как ИП перейти на УСН

Действующий ИП может перейти на упрощёнку или начать совмещать этот налоговый режим с другими только с начала следующего календарного года. Для этого нужно подать уведомление в налоговую до 31 декабря текущего года — п. 1 ст. 346.13 НК РФ. Но в 2026 году этот срок смещается на 11 января 2027 года, так как 31 декабря 2026 года — выходной день.

Новым предпринимателям нужно сразу выбрать УСН или подать заявку в течение 30 дней после регистрации.

ИП может отправить уведомление о переходе на УСН на сайте ФНС или лично отнести в налоговую. Ждать ответ не нужно, потому что предприниматель обязан только уведомить о переходе на упрощёнку. ФНС не имеет права отказать, но лучше потом проверить факт постановки на учёт в «Личном кабинете индивидуального предпринимателя».

Основные различия между УСН и ПСН

Чтобы верно выбрать налоговый режим для ИП — патент или УСН — нужно понимать, по каким параметрам они различаются:

  • список видов деятельности;
  • допустимый доход;
  • возможное количество сотрудников;
  • налоговая ставка;
  • налоговая отчётность.

Различается и порядок расчёта налогов. На ПСН он значительно проще. УСН также считается простым режимом, и предприниматель может справиться с учётом самостоятельно с онлайн-бухгалтерией Контур.Эльба.

Когда УСН выгоднее патента

Для ИП лучше быть на упрощёнке, чем на патенте, если у него бывают месяцы с нулевым доходом, потому что за эти периоды он не платит налог. А предприниматели на ПСН обязаны уплатить налог за весь срок действия патента независимо от того, есть выручка или нет. Например, в локдаун у предпринимателей, занимающихся туристическим бизнесом, просели доходы. В лучшем положении оказались те, кто выбрал УСН, потому что за несколько месяцев простоя они не платили налог.

Например, ИП сдаёт в аренду сапборды: бизнес приносит доход только летом, а зимой клиентов нет. На УСН за зимние месяцы налог будет нулевым, а на патенте — фиксированным за весь год, даже если в сезон было мало клиентов. В этом случае нужно покупать патент на 6 месяцев, то есть на сезон.

Если прогнозируемый доход меньше, чем потенциальный доход на патенте, также стоит выбрать УСН «Доходы». Если же бизнес предполагает большие затраты, выгоднее может оказаться УСН «Доходы минус расходы». Также регионы могут снижать налоговую нагрузку для ИП на УСН, тогда этот режим будет привлекательнее.

В целом УСН лучше для тех, кто планирует более масштабный бизнес. Можно расширять штат, получать большие доходы. При этом ИП может выбрать более выгодный для его деятельности объект налогообложения — «Доходы» или «Доходы минус расходы».

Когда лучше выбрать патент

ПСН выгоднее, чем УСН, если у предпринимателя практически нет расходов, а планируемый доход выше потенциального. Например, небольшое агентство нянь, присматривающих за маленькими детьми. ИП не закупает обучающие материалы, продукты питания и специальную форму для работников — его фирма только оказывает услуги по уходу и присмотру. Потенциальный доход для этого вида деятельности — 300 000 ₽, а планируемый — 600 000 ₽. На ПСН за год работы он заплатит 18 000 ₽, а на УСН — 36 000 ₽. Выгоднее купить патент.

Когда УСН и патент одинаково выгодны

Если сравнивать ПСН и УСН «Доходы», налоговая ставка одинаковая — 6 %. Также предприниматели могут уменьшить налог на сумму страховых взносов, которые они платят за себя. Если доход предпринимателя на патенте приблизительно равен потенциальному доходу, налоговая нагрузка не будет различаться. В этом случае, решая, что выгоднее для ИП — УСН или патент — нужно отталкиваться от других факторов. Например, численности штата, допустимых видов деятельности, лёгкости ведения бухгалтерии и налоговой отчётности.

Совмещение ПСН и УСН

Если ИП не знает, что выгоднее для разных направлений его бизнеса — упрощёнка или патент — он может совмещать эти налоговые режимы. При совмещении необходимо вести отдельный учёт по ПСН и УСН, соблюдать законодательные ограничения.

Обратите внимание: предельный лимит дохода 20 млн ₽, в рамках которого можно работать по патенту, считается по обоим режимам. Например, предприниматель открыл детский центр развития для дошкольников и одновременно оказывает услуги как репетитор. Он может совмещать налоговые режимы: для центра развития использовать УСН, так как штат более 15 сотрудников, а для репетиторских услуг — ПСН. Но предельная сумма его дохода по обоим направлениям — 20 млн ₽.


Два раза в месяц отправляем рассылку с новостями о законах и налогах Подпишитесь на дайджест налоговых новостей
Подписаться

Другие статьи

<
12 комментариев
Для моленково бизнеса какое лучшее упрашенка или патент?
Л
Лесовоз 22 января 2025
Спасибо большое за просветление, удачи всем в бизнесе!!!
В
"В 2022 году предприниматель на УСН должен делать авансовые платежи" - кто знает, о каком авансе речь?
Про онлайн кассы не написали- для ИП они обязательны
Ksn, а на патенте не обязательны?
В
Валентина 11 апреля 2024
1% подоходного налога свыше дохода 300000р это за месяц или за год?
Л
Валентина, За год. Перечисляется до 1 июля каждый год.
А
Хорошая статья, теперь я точно зная на каком режим перейти 👌
Но если реальный доход доход превысил потенциальный при покупке патента . Тогда делать пересчет?
Нн, нет, в этом преимущество патента
О
Спасибо большое! Доступно, понятно. Была каша в голове, теперь определилась
Е
Екатерина 12 января 2024
Спасибо большое за статью, очень понятно все изложено!!

Попробуйте бесплатно

Заполните форму — это просто регистрация в Эльбе, платить ничего не нужно. После этого укажите ИНН в реквизитах Эльбы, чтобы активировать все возможности сервиса.

8 символов: используйте разную раскладку клавиатуры, заглавные и строчные буквы (A-z, А-я), цифры и знаки пунктуации 
Регистрируясь, вы принимаете условия договора и подтверждаете согласие на обработку персональных данных лиц из формы.