Взносы на травматизм в 2026 году — Контур.Эльба

Взносы на травматизм в 2026 году

Обновлено 22 сентября 2026 4

За каждого сотрудника работодатель платит взнос на травматизм — перечисляет их ежемесячно в СФР. Благодаря этому работник получит выплату при рабочей травме или профессиональной болезни. Как платить взносы на травматизм и отчитываться по ним — в статье.

Правила уплаты взносов на травматизм

Что такое взносы на травматизм и кто их платит

Правильное название отчислений на травматизм — взносы от несчастных случаев и профзаболеваний, или взносы от НС и ПЗ.

Если работодатель платит физлицам по трудовому договору, он — плательщик взносов от несчастных случаев. По гражданско-правовым договорам (ГПД) такой обязанности нет, но в договоре можно прописать условия перечисления этих взносов.

Перечислять взносы на травматизм могут не только юрлица и ИП, но и обособленные подразделения, если расплачиваются с физлицами и имеют расчётный счёт.

Какие выплаты взносами не облагаются

Взносы на травматизм делают со многих выплат работодателя — всегда по трудовым договорам, а иногда даже по ГПД. Например, отчисления делают с премии, зарплаты в денежной и натуральной форме.

Из правила есть исключения — ситуации, когда травматизм не начисляют. Например:

  • пособия по безработице, больничные;
  • матпомощь работодателя в пределах 4 тыс. ₽.

С 2026 года дополнительно не облагаются компенсации дистанционным работникам за использование их техники/ПО/средств связи в служебных целях.

Полный список таких платежей содержится в ст. 20.2 ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Тарифы взносов на 2026 год

Для компаний и ИП, кроме плательщиков АУСН, ставка по взносам назначается Соцфондом. Диапазон — от 0,2 до 8,5 %. Тариф зависит от класса профессионального риска, а риск, в свою очередь, от вида деятельности. Чем опаснее предприятие, тем больше денег оно заплатит фонду. Компании с самым низким риском платят взносы по ставке 0,2%.

Эти тарифы сохранены на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов Федеральным законом от 28.11.2025 № 434-ФЗ.

Для плательщиков АУСН в 2026 году установлен фиксированный размер взносов на травматизм — 2 959 ₽ в год.

С 2026 года ежегодное подтверждение основного вида деятельности в СФР для организаций и ИП отменено. Тариф определяется СФР на основании данных из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Исключение — обособленные подразделения, зарегистрированные в СФР, они подтверждают вид деятельности в прежнем порядке. Для пользователей АУСН действует отдельный порядок (фиксированный размер взносов).

Уменьшить ставку можно по скидкам и льготам. На скидку до 40% компания претендует, если выполняет все условия ниже:

  1. В прошлом году не было страховых случаев со смертельным исходом (или они были, но по вине других лиц).
  2. Компания работает не менее 3 лет с момента регистрации до года, в котором будет скидка.
  3. На момент подачи заявления нет долга по взносам, пеням и штрафам.
  4. На начало текущего года в сданном разделе 2 формы ЕФС-1 (бывший отчёт 4-ФСС)  есть сведения о результатах СОУТ (специальной оценки условий труда) и обязательных медосмотров.
  5. Показатели по травматизму из Постановления Правительства от 30.05.2012 № 524 меньше средних по отрасли.

Для скидки нужно подать заявление до 1 ноября, причём в любое территориальное отделение СФР (не обязательно по месту регистрации).

С 2026 года при расчёте скидок не учитываются несчастные случаи, произошедшие в результате обстрелов со стороны вооружённых формирований Украины и (или) террористических актов.

А льготу — до 60% от тарифа — можно получить:

  1. На выплаты инвалидам I, II или III группы.
  2. Если указаны в одной из категорий п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ.

СФР может увеличить тариф — назначить надбавку до 40% от тарифа. Это происходит, если предприятие превысило среднеотраслевые значения по травматизму или в прошлом году на нём произошёл групповой (2 человека и более) несчастный случай с летальным исходом без вины третьих лиц.

Как подтвердить основной вид деятельности

Ранее для этого нужно было подать в Соцфонд заявление и справку-подтверждение для вида деятельности. В 2026 году порядок изменился, об этом рассказали немного выше в статье.

Если видов деятельности несколько и в различных сферах, то класс риска будут определять по основному виду деятельности и ОКВЭДам, указанным при регистрации. Если основной вид деятельности определить не получится, то класс риска выберут максимальный из ОКВЭДов организации.

Расчётный период

Период для расчёта взносов — год. Если предприятие только открылось, то расчётный период начнётся с даты открытия и до конца года. При закрытии — до даты ликвидации. Квартал, полугодие, 9 месяцев и год — периоды, когда по взносам нужно сдавать отчётность.

Порядок расчёта

Взносы начисляют на всю сумму облагаемых выплат, никаких пределов нет.

Чтобы получить сумму взносов за месяц:

  1. Посчитайте взносы с начала расчётного периода до конца текущего месяца. Для этого облагаемые выплаты за период умножьте на тариф.
  2. Затем определите взносы, не включая текущий месяц. Выплаты с начала расчётного периода до конца предыдущего месяца умножьте на тариф.
  3. Отнимите из большей суммы меньшую.

Например,

Считаем апрельские взносы. Выплаты с января по апрель — 500 000 ₽, с января по март — 400 000 ₽. Тариф — 0,2%.

Взносы с января по апрель: 1 000 ₽ = 500 000 ₽ * 0,2%
Взносы с января по март: 800 ₽ = 400 000 ₽ * 0,2%

Взносы за апрель: 200 ₽ = 1 000 ₽ – 800 ₽

Когда и куда платить

Взносы от несчастных случаев, как и прежде, платятся не в налоговую, поэтому единый налоговый счёт (ЕНС) здесь ни при чём. Взносы получает СФР — Социальный фонд России, образовавшийся после объединения ПФР и Соцстраха.

Платёж в СФР нужно отправлять включительно до 15 числа следующего месяца.

Правила сдачи отчетности по взносам на травматизм

На каком бланке сдавать

Реформа пенсионного фонда и соцстраха отменила старую отчётность и ввела новую — ЕФС-1. Бланк утверждён Приказом СФР от 17.11.2025 № 1462.

ЕФС-1 объединил в себе привычные пенсионные формы и аналог 4-ФСС. Каждый небольшой отчёт сдаётся по своим правилам. Титульный лист заполняется всегда. Для взносов на травматизм предусмотрен раздел 2 с приложениями к нему.

Как заполнить расчёт

На первом шаге оформите титульный лист:

Обычно страхователи кроме титульного листа включают в расчёт:

  • Раздел 2. Он содержит вводную информацию: период, численность, номер корректировки. Для основного отчёта номер корректировки — «0». Уточнения нумеруются с «1».
  • Подраздел 2.1 — сведения о выплатах, тарифе и взносах за период.
  • Подраздел 2.3 — информация о спецоценке и медосмотрах.

Подразделы 2.1.1 и 2.2 для бюджетников или в очень редких случаях для коммерческих организаций и ИП.

Куда и как сдавать

Сдавайте расчёт в Соцфонд по месту регистрации компании или жительства ИП. Если обособленное подразделение имеет расчётный счёт, считает зарплату и платит работникам, сдавайте по нему отчёт по месту его регистрации. Данные по обособке без расчётного счёта и выплат физлицам входят в расчёт по всей компании.

Фонд ждёт от вас электронный вариант, если у вас более 10 застрахованных лиц. Если меньше, можете подавать на бумаге.

Когда сдавать

Как и налоговую отчётность, расчёт по травматизму сдают до 25 числа. Формируется он нарастающим итогом, а предоставляется в соцфонд поквартально: 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Годовой отчёт — до 25 января.

Если крайний срок сдачи отчётности (25-е число) выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Например, за 9 месяцев 2026 — с 25 октября (воскресенье) на 26 октября 2026 (понедельник).

Как сдавать нулевую отчётность

Бывает, что с начала года вы не платите работникам зарплату, например, они находятся в отпуске за свой счёт. Обязательно подайте нулевой отчёт. Заполните те же страницы, что и в общем случае, только в ячейках с суммами поставьте нули.

Если ошибиться или не сдать расчёт

За несданный вовремя отчёт фонд оштрафует на сумму от 1000 ₽ до 30% от суммы неуплаченных взносов по п. 1 ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ. Небольшой штраф 300 — 500 ₽ может получить и руководитель по п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ.


Два раза в месяц отправляем рассылку с новостями о законах и налогах Подпишитесь на дайджест налоговых новостей
Подписаться

Другие статьи

<
4 комментария
Добрый день. У ООО нет деятельности, р/с нулевой, в штате один директор без з/п. При АУСН необходимо оплатить взносы за травматизм. Как можно оплатить взносы не используя расчётный счёт организации? Организация в стадии ликвидации.
Добрый день!
Подскажите возникает ли обязательство по утрате взносов на травматизм по договору гпх если основной деятельности строительство оквэд 41.20

Спасибо !
А
Александра 3 июня 2025
Добрый день. Опишите, пожалуйста, алгоритм действий ООО, если СФР в апреле подтвердил тариф на взносы 0,2, а организация за январь - апрель 2025 года перечисляла взносы по тарифу 0,7.
С
Светлана 16 июня 2025
Александра, добрый день! Зачитывайте переплату по тарифу 0,7 в счет будущих платежей. Отчетность вы подаете со ставкой 0,2 и поэтому возникнет переплата. Если отчитывались в СФР по ставке 0,7, то отчетность нужно пересдать на тариф 0,2.

Попробуйте бесплатно

Заполните форму — это просто регистрация в Эльбе, платить ничего не нужно. После этого укажите ИНН в реквизитах Эльбы, чтобы активировать все возможности сервиса.

8 символов: используйте разную раскладку клавиатуры, заглавные и строчные буквы (A-z, А-я), цифры и знаки пунктуации 
Регистрируясь, вы принимаете условия договора и подтверждаете согласие на обработку персональных данных лиц из формы.