Разберём различные виды прибыли и формулы для их расчёта. Важно разбираться в этом вопросе, чтобы принимать верные финансовые решения.
Что такое прибыль
Прибыль — смысл любого бизнеса. Но не все компании её учитывают, и не каждый предприниматель правильно определяет её размер.
Многие начинающие бизнесмены путают выручку с прибылью, из-за чего им сложно оценить эффективность своего дела и найти точки роста. Нужно понимать, что средства на счету компании и прибыль бизнеса — это не одно и то же.
Прибыль формируется как разница между доходами и расходами. Простыми словами, это деньги, которые у вас остались после всех трат на производство и продажу. Разберём, какие бывают виды этого показателя.
Год онлайн-бухгалтерии для новых ИП
Если зарегистрировались в ФНС меньше 3 месяцев назад — бесплатно пользуйтесь Эльбой целый год
Маржинальная прибыль
Это часть выручки после вычета переменных расходов — тех, от которых зависит количество выпущенного товара.
Например, небольшое производство одежды продаёт на 300 000 ₽ в месяц. Из них 100 000 ₽ пойдёт на ткани, фурнитуру и зарплату швеям. В этом случае:
Маржинальная прибыль: 300 000 ₽ – 100 000 ₽ = 200 000 ₽
На производстве переменные расходы — это сырьё, материалы, фурнитура, зарплата сдельщикам, электроэнергия, доставка. В торговле — закупочные цены товара, упаковка, хранение, доставка, реклама, продвижение.
Маржинальная прибыль показывает, выгодно ли вообще бизнесу работать. Если получается очень маленькая сумма, то может не хватить денег и придётся принимать меры. Например, брать кредит.
Маржу необходимо анализировать в динамике за несколько месяцев. Падение показателя — сигнал к незамедлительным мерам.
«Правильного» значения маржинальной прибыли нет, поскольку всё зависит от специфики бизнеса, а иногда от сезонности и других рыночных факторов. Однако есть ориентировочные проценты, чтобы на первый взгляд оценить, как чувствует себя предприятие:
-
до 20% в оптовой и розничной торговле;
-
до 50% в сфере услуг;
-
50% и выше для цифровых продуктов.
Плюсы и минусы предпринимательства
Валовая прибыль
Показывает, сколько денег могло бы быть, если бы не постоянные издержки и административные расходы. Для расчёта подойдёт формула:
Валовая прибыль = маржа — постоянные расходы
Рассмотрим тот же пример с производством одежды и добавим, что 150 000 ₽ в месяц нужно платить за аренду и услуги грузчика.
Валовая прибыль: 200 000 ₽ – 150 000 ₽ = 50 000 ₽
Анализ валовой прибыли помогает узнать, какие есть проблемные зоны в ценообразовании, закупках и производственных процессах. Расчёт нужен, чтобы решить, как оптимизировать бизнес.
Где и как искать новых клиентов: способы и площадки
Операционная прибыль
Это доход до вычета налогов, амортизации основных средств и процентов по кредиту. По-другому такой вид называется прибылью от реализации, а ещё его обозначают аббревиатурой EBITDA.
Операционная прибыль = валовая — косвенные административные расходы — косвенные коммерческие расходы
Например, бизнес по производству одежды ежемесячно тратит 5 000 ₽ на ведение аккаунта на Авито, бумагу для принтера и мобильный интернет. Кроме того, раз в месяц приглашают SMM-менеджера для создания постов в соцсетях — ещё 5 000 ₽.
Операционная прибыль: 50 000 ₽ – 5 000 ₽ – 5 000 ₽ = 40 000 ₽
Этот показатель помогает оценить эффективность бизнеса и привлечь финансирование. Инвесторы часто смотрят именно на операционную прибыль, как на основной индикатор стабильности предприятия.
Уменьшайте налог в один клик
Эльба займется налогами и ЕНС, а вы развитием бизнеса. Для новых ИП — 1 год Эльбы бесплатно
Чистая прибыль
Представляет собой весь доход компании за минусом расходов, налога, амортизации и процентов по кредиту.
Чистая прибыль = EBITDA + внереализационные поступления — налог на прибыль — амортизация – % по кредиту
Производство одежды работает на УСН «Доходы минус расходы» и платит налог в 15%. Кроме этого, соседний цех они сдают в аренду за 10 000 ₽. Плюс проценты по кредиту составляют 5 000 ₽ в месяц. В расчёте учтём дополнительный доход и расходы по кредиту. Получим:
Чистая прибыль: (50 000 ₽ + 10 000 ₽ – 5 000 ₽) * 15% = 8 250 ₽
С помощью этого показателя можно оценить эффективность бизнеса. В нашем примере чистая прибыль небольшая, а значит, нужно пересмотреть затраты и поднять цены.