Как снизить риски при подаче декларации по НДС

Декларацию по НДС можно представить только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора ЭДО (новая редакция п. 5 ст. 174 НК РФ, утвержденная Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ). В противном случае будет считаться, что компания не представила отчет.

По итогам отчетного периода плательщику НДС важно:

  • своевременно представить декларацию, чтобы не пришлось разбираться с санкциями и штрафами;
  • получить возмещение по НДС в том объеме, который он заявил.

Соответственно, под рисками подразумевается комплекс факторов, которые могут этому помешать:

  • проблемы с формированием или передачей декларации, из-за которых она не будет вовремя представлена;
  • расхождения представленных сведений с данными контрагентов по одной и той же сделке. Как следствие –  требования о пояснениях из налоговых органов, дальнейшее истребование документов. В результате сумма возмещения НДС может быть уменьшена.

Технические риски

1. Декларация на бумаге.

С 2015 года декларацию по НДС можно представить только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора ЭДО (новая редакция п. 5 ст. 174 НК РФ, утвержденная Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ). В противном случае будет считаться, что компания не представила отчет. Это повлечет штраф в размере 5% от неуплаченной в установленный срок суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (ст. 119 НК РФ). Более того, по истечении 10 дней после крайнего срока представления декларации (то есть через 10 рабочих дней после 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода) налоговый орган вправе принять решение о приостановке операций по счетам компании (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Сервис НДС+ снижает риски на каждом этапе работы с НДС

Отправить заявку

2. Форма книг покупок и книг продаж.

Декларация по НДС проходит несколько форматных контролей. Чтобы успешно пройти их, она должна полностью соответствовать формату, установленному приказом ФНС № ММВ-7-3/558. Для этого книги покупок и книги продаж необходимо вести строго по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.07.14 № 735, вступившим в силу  01.10.2014. В противном случае данные впоследствии просто не удастся выгрузить для декларации.

3. Конвертация данных в xml-формат.

Информация о счетах-фактурах из книг покупок и книг продаж формируется в виде отдельных файлов-приложений в xml-формате к основной части декларации (с 1 по 7 разделы). Если учетная система компании не поддерживает функцию преобразования данных в формат xml, то понадобится специальная программа-конвертер, которую нужно приобрести заранее. Либо можно пойти другим путем: выбрать систему интернет-отчетности, которая умеет конвертировать данные.

4. Пропускная способность интернет-канала.

С 2015 года размер декларации по НДС увеличился: раньше это был один небольшой файл, сейчас — архив, включающий несколько файлов, некоторые из которых (данные из книг покупок и книг продаж) могут быть очень объемными. Поэтому налогоплательщику лучше заранее оценить, позволяет ли интернет-канал, через который он собирается передавать отчет, сделать это быстро. Чтобы сориентироваться относительно размера файлов, можно умножить число строк в книге за квартал на 300 байт (примерно столько весит одна строка). Полученный результат нужно сопоставить с шириной интернет-канала и в случае необходимости увеличить скорость интернет-соединения.

Фактологические риски

Смысл введения новой формы декларации по НДС в том, чтобы налоговые органы могли досконально проверить правильность исчисления и уплаты НДС. Данные по сделке, представленные продавцом и покупателем, сравнивают. К каждой записи в книге покупок потребителя обязательно должна найтись «пара» в виде записи в книге продаж поставщика.

Если сведения расходятся, то из налоговой покупателю (так как именно он претендует на возмещение) поступает требование о представлении пояснений. В течение следующих 5 рабочих дней с момента отправки квитанции (ст. 88 НК РФ) нужно ответить на требование, передав уточненную декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании.

Если из пояснений налогоплательщика неясно, на чьей стороне допущена ошибка, продавец и покупатель получат требование о представлении документов. Если и в этом случае специалисты налоговых органов не убедятся в том, что извлеченная компанией налоговая выгода обоснована, ей могут отказать в возмещении НДС по данной сделке, а также доначислить пени и штрафы.

В большинстве случаев расхождение сведений вызвано досадными техническими ошибками, которые возникают при ручном вводе информации в учетную систему. Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН-КПП организаций. Как этого избежать?

1. Перевести документооборот в электронный вид. Электронный документооборот (ЭДО) сводит к минимуму риск расхождения данных у контрагентов. Но нужно помнить о том, что документы учитываются автоматически лишь в том случае, когда сервис ЭДО интегрирован с учетной системой компании. Если же бухгалтер заводит данные в книги вручную, то на этом этапе они могут быть искажены.

2. Другая возможность избежать разногласий — заранее, до подачи декларации сверить свои данные с данными контрагента. Это позволит выявить ошибки и не потерять драгоценное время. Сегодня на рынке уже предлагается специальный сервис Контур.Сверка, который  автоматически сверяет счета-фактуры контрагентов. Они сопоставляются по нескольким реквизитам, например: ИНН, номеру, дате, стоимости покупок, сумме вычета, ставке налога. Устранив все расхождения, компания отправит в налоговый орган «чистые» данные и избавит себя от необходимости отвечать на массовые требования ФНС и риска доначислений НДС.

Другие статьи по теме «Оптимизация НДС»

Учет корректировок и исправлений счетов‑фактур

В процессе работы бухгалтер сталкивается с таким потоком информации, что даже современные автоматизированные средства не гарантируют безошибочной регистрации данных. И иногда приходится исправлять уже оформленные документы, в частности по учету НДС. О том, как корректировать и исправлять счета-фактуры, читайте далее в материале.

Оптимизация НДС

Учет авансовых сделок в декларации по НДС

В последние годы в порядке исчисления НДС произошла масса изменений, которые усложняют и без того непростые процессы ведения налогового учета и отчетности. Помимо нововведений налогового законодательства, практическую работу налогоплательщикам затрудняет большое количество спорных вопросов по НДС, в частности: «Как учесть авансы полученные при расчете НДС?» Ответ на этот вопрос читайте далее.

Оптимизация НДС

Возмещение НДС

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Оптимизация НДС

Работа в сервисе Контур.НДС+

Прежде чем обращаться в техподдержку, посмотрите этот раздел. Возможно, мы уже ответили на ваш вопрос о сервисе Контур.НДС+. Здесь то, о чем чаще всего спрашивают наши пользователи.

Оптимизация НДС

Как начислить НДС при получении аванса от покупателя (заказчика)

Продавец (исполнитель), получивший предоплату от покупателя (заказчика), должен начислить НДС. Сделать это следует в день получения аванса. Дело в том, что получение оплаты или частичной оплаты признается моментом определения налоговой базы по НДС.

Оптимизация НДС

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.