Как оказывать материальную помощь сотрудникам — Контур.Эльба — СКБ Контур

Как оказывать материальную помощь сотрудникам

Материальная помощь — это поддержка сотрудников в сложных жизненных ситуациях. Она может выражаться в денежном либо ином виде. Бесплатная машина дров — это тоже помощь. Но мы расскажем именно про деньги — когда, как выплачивать и исчислять ли налог с этих средств.

Должен ли помогать работодатель по закону

По трудовому кодексу материальная помощь не входит в систему оплаты труда, а значит работодатель ничего не должен сотрудникам. Поддержка оказывается исключительно по личной инициативе руководителя. Но сделаем важную оговорку: когда в локальных актах компании (положении, коллективном договоре) прописан порядок таких выплат — помогать необходимо. 

В документах перечисляют основания для матпомощи, суммы и срок выплаты. Сумма может быть указана в диапазоне — допустим, от 10 до 30 тыс. рублей. Например в бумагах написано, что в случае выхода на пенсию единовременно выплачивается 40 тыс. руб. В этом случае отправляющийся на заслуженный отдых сотрудник уже имеет полное право требовать с начальника положенные ему деньги.

Крупные компании чаще всего предусматривают матпомощь для своих работников, чтобы показать свою заботу. Человек понимает, что его ценят — а значит, сильнее привязывается к компании.

Когда выплачивается материальная помощь

Основания для выплаты бывают разные:

  • свадьба;
  • рождение ребенка;
  • выход на пенсию;
  • похороны близкого родственника сотрудника;
  • похороны сотрудника (тогда помощь оказывается родственникам);
  • болезнь сотрудника или его детей;
  • потеря личного имущества в результате стихийного бедствия (пожар, наводнение);
  • увольнение.

Работодатель может попросить подтверждение — справку о пожаре, свидетельство о рождении или смерти, выписку из больничной карты.

Порядок выплаты

Процесс прописан в локальных документах компании. Чаще всего это происходит так:

  1. Работник приносит заявление с просьбой о материальной поддержке и прилагает к нему подтверждающие документы (например, свидетельство о смерти).
  2. Работодатель издает приказ о помощи, где указывает точную сумму и срок выплаты.
  3. Бухгалтерия переводит средства. При задержке на сумму начисляется дополнительный процент в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Задержка выплаты никак не влияет на работу — сотрудник не может приостановить свою деятельность до получения денег. Помощь — это не зарплата.

Как платить налоги с матпомощи

По налоговому кодексу НДФЛ уплачивается в следующих случаях:

  • вступление в брак, увольнение, выход на пенсию — с сумм, превышающих 4000 руб.;
  • рождение ребенка — с суммы, превышающей 50 000 руб. (на каждого ребенка).

Если помощь оказывается в связи с болезнью сотрудника, либо смертью сотрудника или его родственников — НДФЛ не взимается.

Страховыми взносами по общим правилам облагаются суммы свыше 4000 руб., кроме:

  • выплат до 50 000 тыс. на каждого ребенка, перечисленных в первый год после рождения;
  • выплат для возмещения ущерба от природных катаклизмов;
  • выплат в случае смерти родственников сотрудника. 

Практика показывает, что суд может и не поддержать ФСС в спорах, ссылаясь на то, что матпомощь — не зарплата, а мера социальной поддержки, поэтому страховые взносы взиматься не должны вообще. Пример этому — постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2020 N Ф05-8940/2020 по делу N А40-175879/2019.


ИП платят за своих сотрудников страховые взносы, удерживают НДФЛ с зарплаты и сдают отчетность — в пенсионный фонд, налоговую и ФСС. О сроках сдачи отчетов расскажем в статье.

Сроки сдачи и состав отчетности ИП зависят от системы налогообложения и наличия сотрудников. Ничего сдавать не нужно самозанятым и тем, кто применяет ПСН и не имеет наемных работников. Остальные отчитываются всегда, даже если весь год не было дохода.

Даже когда у ИП дела на паузе и нет дохода, сообщать о своем положении налоговой все равно нужно — через нулевую отчетность. Ни о чем не беспокоиться могут только предприниматели на НПД — они вообще не сдают отчеты, вне зависимости от прибыли. Разберемся, что именно подавать в ФНС и фонды на остальных режимах налогообложения при нулевых показателях. 

Предприниматели на общей системе, сельхозрежиме и упрощенке сдают налоговую декларацию. Если в первичный документ закрадываются ошибки, исправить их можно с помощью уточненной декларации. Расскажем, когда необходимо заполнять уточненку и в каких случаях можно обойтись без нее. 

Мусор может стать предметом споров и даже судебных разбирательств. Порой предпринимателям, которые неправильно с ним обращаются, выписывают внушительные штрафы. В общем мусор — это серьезно. Расскажем, кто отвечает за отходы — арендатор или собственник помещения, и почему нужно быть внимательными при заключении договора аренды.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.