Как неучастники оборота помогают импортерам маркировать товар — Контур.Маркировка — СКБ Контур

Как неучастники оборота помогают импортерам маркировать товар

С 2011 года в России постепенно внедряется система маркировки, которая обязывает импортеров маркировать каждую единицу товара до ввода в оборот. После легализации в 2022 году параллельного импорта, который не освобождает участников оборота от обязанности маркировать товар, возникает вопрос: как маркировать товар до пересечения границ? В статье рассказываем, как работает система маркировки, как маркируют импортный товар и чем импортеру могут помочь организации, которые не являются участниками оборота.

Как работает система маркировки

Для повышения качества товаров, борьбы с нелегальным производством и защиты интересов граждан была создана единая информационная система маркировки «Честный ЗНАК». В ней хранятся данные о каждой единице товара: дата и место  производства, пункт покупки и т.д.

Обязательная маркировка запущена уже для 10 товарных групп. Еще шесть маркируются добровольно, в рамках эксперимента. После завершения эксперимента правительство выпускает нормативные акты и сообщает, когда маркировка станет обязательной для этой товарной группы. Ознакомиться со всем списком можно в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р

Попытка обойти маркировку грозит штрафами и прекращением деятельности. За продажу, хранение, перевозку и покупку с целью сбыта товаров без маркировки могут оштрафовать на сумму до 300 000 рублей. А за умышленное использование поддельных кодов маркировки для крупной партии можно получить до 6 лет лишения свободы и штраф до 1 млн ₽. 

Производители и импортеры должны зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы заказывать и наносить коды, вводить товар в оборот и уведомлять об отгрузке. Для российского производителя цепочка маркировки выглядит так: заказ кода → печать этикетки → нанесение на товар → ввод товара в оборот → уведомление об отгрузке. Для импортера все несколько сложнее. 

Как маркируют товары из стран ЕАЭС 

То, как маркируются товары, импортируемые из стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз), зависит от самой страны: 

  1. Если экспортируют из страны, в которой введена система маркировки и действует взаимное признание кодов, то маркировать товар российскими кодами не нужно. Например, при экспорте кроссовок из Белоруссии, экспортеру достаточно заказать коды у местного ГИС МТ Электронный ЗНАК. 
  2. Если экспортируют из страны, в которой товар не нужно маркировать, а на территории РФ он должен быть промаркирован, то получить российские коды можно двумя способами: 
    1. Поставщик из ЕАЭС с помощью своего нац. оператора описывает товар в российском Национальном каталоге, получает коды маркировки и подает сообщение об отгрузке. Российский импортер принимает товар через ГИС МТ Честный ЗНАК.
    2. Импортер самостоятельно описывает товар в Национальном каталоге, получает коды и передает их в виде этикеток поставщику из ЕАЭС. Поставщик наносит их на товар и отгружает импортеру. Когда товар привозят на склад, импортер вводит его в оборот с помощью ГИС МТ Честный ЗНАК. 

Товары, привезенные из стран ЕАЭС, не проходят процедуру таможенного склада: у нас единый таможенный союз, декларация на товары подавать не нужно. Это значит, что нанести коды маркировки на товары нужно до пересечения границы РФ, иначе их не пропустят через пункт досмотра или конфискуют. 

Как маркируют товары не из стран ЕАЭС 

Если товары импортируются не с территории ЕАЭС, то их можно промаркировать не только за границей, но и на территории РФ. Импортер сначала должен описать товар в Национальном каталоге, после чего заказать и выпустить коды маркировки.

Импортер может воспользоваться услугами компаний, которые не являются участниками оборота, и промаркировать товар в следующих местах:

  • на складе зарубежного производителя
  • на консолидационном логистическом складе за рубежом
  • на таможенном складе логистической компании. 

Для дальнейшей реализации импортер подает в ФТС декларацию ИМ40 и ИМ60 на товары с нанесенными кодами маркировки. В декларацию можно поместить как коды маркировки с потребительских упаковок, так и коды с транспортных упаковок, которые импортер также должен предварительно зарегистрировать в ГИС МТ (Государственной информационной системе мониторинга товаров). Для облегчения декларирования импортных товаров применяется виртуальный агрегированный таможенный код.

Когда органы ФТС принимают положительное решение о выпуске товара в свободное обращение, импортеру необходимо подать документ ввода в оборот с кодами ввезенной продукции в ГИС МТ.

С какими проблемами сталкивается импортер

Если импортер решил маркировать товар на складе производителя или на консолидационном логистическом складе за рубежом, то он может столкнуться с некоторыми сложностями. 

Во-первых, путаница при нанесении кодов маркировки. Собственник передает коды зарубежному производителю либо в виде распечатанных этикеток, либо в электронном формате: файл с готовыми этикетками или с списком товаров с кодами маркировки. Так как зарубежные производители оказывают услуги разным компаниям, а ассортимент одинаковый, есть риск допустить ошибку при нанесении из-за путаницы. Например, если на вашу продукцию нанесут чужой код. 

Во-вторых, языковой барьер. Если по правилам технического регламента таможенного союза нужно печатать этикетки на русском языке, то это может привести к ошибкам из-за человеческого фактора. Сотрудники логистического склада не знают русский язык, из-за чего возникают ситуации, когда код маркировки наносится не на тот товар или один и тот же код наносится на все единицы товара. 

В-третьих, ошибки при регистрации кодов агрегации. Зарубежным компаниям, которые маркируют товар, нужно передать наполненные коды агрегации импортеру, чтобы он успел зарегистрировать их в ГИС МТ до подачи декларации на товар. При регистрации может выясниться, что агрегат уже зарегистрирован или разные агрегаты содержат один и тот же код маркировки. 

Если товар еще не отправили с производства или зарубежного склада, то ошибку в агрегате можно исправить. Если успели отправить, то импортер уже не может использовать ошибочные агрегаты в декларации на товары и будет вынужден подавать коды единиц продукции из ошибочных агрегатов отдельно.

Таможенные склады, которые расположены на территории РФ, частично защищены от этих рисков: на складе работают люди, которые знают русский язык, а за процессом нанесения кодов следят сотрудники Федеральной таможенной службы.

Как импортеры работают с таможенным складом

Сертифицированный таможенный склад — это место, предназначенное для хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру. Как правило, владельцами таможенных складов являются логистические компании или их дочернии предприятия, которые получают разрешение на свою деятельность у ФТС.    

Список всех таможенных складов, которые могут помочь с маркировкой, указан на сайте Честного ЗНАКа в разделе товарной группы. 

Либо таможенный склад маркирует товар импортера, либо импортер может занимается этим самостоятельно. Таможенный склад в данном случае будет выступать в качестве посредника: предоставлять место, где можно выполнить процедуру до ввода в оборот. 

Обычная цепочка маркировки на таможенном складе выглядит так: товар завозится на таможенный склад → подается декларация режима ИМ70  →  товар маркируют под наблюдением сотрудника ФТС → подается декларация режима ИМ40, где указываются нанесенные коды → ФТС сверяет коды маркировки в декларации с данными из ГИС МТ → Если все соответствует, формируется положительный результат проверки и товар выпускается для использования на внутреннем рынке. 

Импортер может передать коды маркировки складу несколькими способами: 

  • в распечатанном виде: курьером или по почте;
  • в электронном виде: готовые этикетки для печати PDF-файлом или CSV/XLS файл со списком кодов маркировки;
  • программным методом: с помощью собственных разработок или официальных интеграторов, являющихся технологическими партнерами ЦРПТ.

Такое сотрудничество обоюдно выгодно как импортеру, так и таможенному складу. Импортеры, которые решили маркировать товар на таможенном складе, обезопасили себя от повторной маркировки и лишних трат, а логистические компании, которым принадлежит склад, получают прибыль и лояльность клиентов. 

markirovka

Помогаете своим клиентам маркировать товар?

Получайте коды маркировки, распечатывайте и наносите этикетки, верифицируйте коды Data Matrix, агрегируйте товар в транспортные упаковки, отправляйте отчеты импортеру с помощью Контур.Маркировки Партнер.


Как импортеру сэкономить на маркировке товара

До недавних пор импортер был обязан маркировать товар до пересечения границ за рубежом или на таможенных складах на территории РФ под процедурой таможенного склада. После вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 114 появилась возможность маркировать товар на складах уполномоченных экономических операторов второго и третьего типа без разрешения таможенного органа. Это не только упрощает процедуру импорта, но и позволяет сэкономить на маркировке и госпошлинах. Рассказываем, кто такие уполномоченные экономические операторы, как получить статус УЭО и как теперь можно маркировать товар.

Объемно сортовой учет: что такое, как работает и чем грозит уклонение

С 1 сентября 2022 вводится объемно-сортовой учет для участников оборота молочной продукции. Это промежуточный этап, который позволит производителям, импортерам и оптовикам плавно перейти на поэкземплярный учет. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберемся, когда и для кого вводится ОСУ, как он работает, а еще проверим, достаточно ли оптовику использовать электронный документооборот для соблюдения всех требований.

Как предпринимателю продавать подконтрольные товары на маркетплейсах?

Предприниматели все чаще выходят на маркетплейсы: площадка берет на себя логистику, дает удобные инструменты продвижения и снимает часть законодательных обязанностей. Однако обязательства по маркировке товаров остаются. На примере двух героев эксперты Контур.Маркировки рассказали, что нужно предпринимателям для продажи подконтрольных товаров на маркетплейсе и что будет, если они совершат ошибку.

Какой способ нанесения кода маркировки выбрать

Производители маркируемой продукции обязаны наносить код маркировки на товар независимо от того, какой вид учета применяют: поэкземплярный или объемно-сортовой. Существует несколько видов нанесения Data Matrix: прямой, типографский и метод этикетирования. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберем, в чем между ними разница, рассмотрим плюсы и минусы каждого способа и выясним, на что ориентироваться при выборе.