Как неучастники оборота помогают импортерам маркировать товар — Контур.Маркировка Баннер

Как неучастники оборота помогают импортерам маркировать товар

28 июня 2022

С 2011 года в России постепенно внедряется система маркировки, которая обязывает импортеров маркировать каждую единицу товара до ввода в оборот. После легализации в 2022 году параллельного импорта, который не освобождает участников оборота от обязанности маркировать товар, возникает вопрос: как маркировать товар до пересечения границ? В статье рассказываем, как работает система маркировки, как маркируют импортный товар и чем импортеру могут помочь организации, которые не являются участниками оборота.

Как работает система маркировки

Для повышения качества товаров, борьбы с нелегальным производством и защиты интересов граждан была создана единая информационная система маркировки «Честный ЗНАК». В ней хранятся данные о каждой единице товара: дата и место  производства, пункт покупки и т.д.

Обязательная маркировка запущена уже для 10 товарных групп. Еще шесть маркируются добровольно, в рамках эксперимента. После завершения эксперимента правительство выпускает нормативные акты и сообщает, когда маркировка станет обязательной для этой товарной группы. Ознакомиться со всем списком можно в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р

Попытка обойти маркировку грозит штрафами и прекращением деятельности. За продажу, хранение, перевозку и покупку с целью сбыта товаров без маркировки могут оштрафовать на сумму до 300 000 рублей. А за умышленное использование поддельных кодов маркировки для крупной партии можно получить до 6 лет лишения свободы и штраф до 1 млн ₽. 

Производители и импортеры должны зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы заказывать и наносить коды, вводить товар в оборот и уведомлять об отгрузке. Для российского производителя цепочка маркировки выглядит так: заказ кода → печать этикетки → нанесение на товар → ввод товара в оборот → уведомление об отгрузке. Для импортера все несколько сложнее. 

Как маркируют товары из стран ЕАЭС 

То, как маркируются товары, импортируемые из стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз), зависит от самой страны: 

  1. Если экспортируют из страны, в которой введена система маркировки и действует взаимное признание кодов, то маркировать товар российскими кодами не нужно. Например, при экспорте кроссовок из Белоруссии, экспортеру достаточно заказать коды у местного ГИС МТ Электронный ЗНАК. 
  2. Если экспортируют из страны, в которой товар не нужно маркировать, а на территории РФ он должен быть промаркирован, то получить российские коды можно двумя способами: 
    1. Поставщик из ЕАЭС с помощью своего нац. оператора описывает товар в российском Национальном каталоге, получает коды маркировки и подает сообщение об отгрузке. Российский импортер принимает товар через ГИС МТ Честный ЗНАК.
    2. Импортер самостоятельно описывает товар в Национальном каталоге, получает коды и передает их в виде этикеток поставщику из ЕАЭС. Поставщик наносит их на товар и отгружает импортеру. Когда товар привозят на склад, импортер вводит его в оборот с помощью ГИС МТ Честный ЗНАК. 

Товары, привезенные из стран ЕАЭС, не проходят процедуру таможенного склада: у нас единый таможенный союз, декларация на товары подавать не нужно. Это значит, что нанести коды маркировки на товары нужно до пересечения границы РФ, иначе их не пропустят через пункт досмотра или конфискуют. 

Как маркируют товары не из стран ЕАЭС 

Если товары импортируются не с территории ЕАЭС, то их можно промаркировать не только за границей, но и на территории РФ. Импортер сначала должен описать товар в Национальном каталоге, после чего заказать и выпустить коды маркировки.

Импортер может воспользоваться услугами компаний, которые не являются участниками оборота, и промаркировать товар в следующих местах:

  • на складе зарубежного производителя
  • на консолидационном логистическом складе за рубежом
  • на таможенном складе логистической компании. 

Для дальнейшей реализации импортер подает в ФТС декларацию ИМ40 и ИМ60 на товары с нанесенными кодами маркировки. В декларацию можно поместить как коды маркировки с потребительских упаковок, так и коды с транспортных упаковок, которые импортер также должен предварительно зарегистрировать в ГИС МТ (Государственной информационной системе мониторинга товаров). Для облегчения декларирования импортных товаров применяется виртуальный агрегированный таможенный код.

Когда органы ФТС принимают положительное решение о выпуске товара в свободное обращение, импортеру необходимо подать документ ввода в оборот с кодами ввезенной продукции в ГИС МТ.

С какими проблемами сталкивается импортер

Если импортер решил маркировать товар на складе производителя или на консолидационном логистическом складе за рубежом, то он может столкнуться с некоторыми сложностями. 

Во-первых, путаница при нанесении кодов маркировки. Собственник передает коды зарубежному производителю либо в виде распечатанных этикеток, либо в электронном формате: файл с готовыми этикетками или с списком товаров с кодами маркировки. Так как зарубежные производители оказывают услуги разным компаниям, а ассортимент одинаковый, есть риск допустить ошибку при нанесении из-за путаницы. Например, если на вашу продукцию нанесут чужой код. 

Во-вторых, языковой барьер. Если по правилам технического регламента таможенного союза нужно печатать этикетки на русском языке, то это может привести к ошибкам из-за человеческого фактора. Сотрудники логистического склада не знают русский язык, из-за чего возникают ситуации, когда код маркировки наносится не на тот товар или один и тот же код наносится на все единицы товара. 

В-третьих, ошибки при регистрации кодов агрегации. Зарубежным компаниям, которые маркируют товар, нужно передать наполненные коды агрегации импортеру, чтобы он успел зарегистрировать их в ГИС МТ до подачи декларации на товар. При регистрации может выясниться, что агрегат уже зарегистрирован или разные агрегаты содержат один и тот же код маркировки. 

Если товар еще не отправили с производства или зарубежного склада, то ошибку в агрегате можно исправить. Если успели отправить, то импортер уже не может использовать ошибочные агрегаты в декларации на товары и будет вынужден подавать коды единиц продукции из ошибочных агрегатов отдельно.

Таможенные склады, которые расположены на территории РФ, частично защищены от этих рисков: на складе работают люди, которые знают русский язык, а за процессом нанесения кодов следят сотрудники Федеральной таможенной службы.

Как импортеры работают с таможенным складом

Сертифицированный таможенный склад — это место, предназначенное для хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру. Как правило, владельцами таможенных складов являются логистические компании или их дочернии предприятия, которые получают разрешение на свою деятельность у ФТС.    

Список всех таможенных складов, которые могут помочь с маркировкой, указан на сайте Честного ЗНАКа в разделе товарной группы. 

Либо таможенный склад маркирует товар импортера, либо импортер может занимается этим самостоятельно. Таможенный склад в данном случае будет выступать в качестве посредника: предоставлять место, где можно выполнить процедуру до ввода в оборот. 

Обычная цепочка маркировки на таможенном складе выглядит так: товар завозится на таможенный склад → подается декларация режима ИМ70  →  товар маркируют под наблюдением сотрудника ФТС → подается декларация режима ИМ40, где указываются нанесенные коды → ФТС сверяет коды маркировки в декларации с данными из ГИС МТ → Если все соответствует, формируется положительный результат проверки и товар выпускается для использования на внутреннем рынке. 

Импортер может передать коды маркировки складу несколькими способами: 

  • в распечатанном виде: курьером или по почте;
  • в электронном виде: готовые этикетки для печати PDF-файлом или CSV/XLS файл со списком кодов маркировки;
  • программным методом: с помощью собственных разработок или официальных интеграторов, являющихся технологическими партнерами ЦРПТ.

Такое сотрудничество обоюдно выгодно как импортеру, так и таможенному складу. Импортеры, которые решили маркировать товар на таможенном складе, обезопасили себя от повторной маркировки и лишних трат, а логистические компании, которым принадлежит склад, получают прибыль и лояльность клиентов. 

Оставьте заявку на консультацию

Наш специалист свяжется с вами, подробнее расскажет о работе с маркировкой на всех этапах: на старте обязательной маркировки, при объемно-сортовом или поэкземплярном учете и поможет подобрать оптимальное решение.

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Другие новости

Календарь маркировки товаров на 2025 год

Собрали всю доступную информацию о маркировке в 2025 году. Расскажем, для каких товарных групп начнутся новые этапы обязательной маркировки, какие окажутся в эксперименте и на какие постановления ориентироваться, планируя бизнес-процессы.

Маркировка БАДов и антисептиков в 2025 году: что изменится при переходе на поэкземплярный учет

С 1 сентября 2025 года участники оборота БАДов и антисептиков начнут передавать сведения о товарах в поэкземплярном учете. Это один из ключевых этапов маркировки — теперь при отгрузке нужно будет указывать код каждой единицы товара, а при приемке проверять их на соответствие. Рассказываем, как подготовиться к изменениям и избежать рисков не получить штраф. 

Что нужно знать о маркировке косметики, бритв и бытовой химии в 2025 году

С 1 мая 2025 года — старт первого этапа обязательной маркировки косметики и бытовой химии: производители и импортеры наносят коды Data Matrix на мыло и ПАВ. С 1 июля к ним добавляются средства для волос и дезодоранты, с 1 октября — косметика и средства для зубов, с 1 декабря — бритвы и лезвия. Расскажем, что нужно маркировать, на какие упаковки наносить коды маркировки и какие изменения внести в процессы участникам оборота.

Маркировка бакалеи в 2025 году: сроки, товары, исключения

С 1 мая 2025 года — старт обязательной маркировки некоторых видов бакалейной продукции. Участники оборота наносят коды маркировки на снеки. А с 1 июля — на пряности, специи, соусы, готовые супы. Также в 2025 году начнется маркировка растворимых напитков. В статье расскажем, что нужно делать на каждом этапе маркировки и какие особенности есть у товарной группы.

Как подготовиться к обязательной маркировке игрушек с 1 декабря 2025 года

С 1 сентября участникам оборота игрушек и игр нужно зарегистрироваться в Честном знаке. Уже с 1 декабря 2025 года начнется обязательная маркировка отдельных видов товаров для детей. Расскажем, что предстоит маркировать, какие этапы ждут участников оборота, и как производителям и импортерам готовиться.