Обязательная маркировка консервов в Честном знаке: как подготовиться — Контур.Маркировка Баннер

Как готовиться к обязательной маркировке консервов с 1 декабря 2024 года: сроки и особенности

20 июня 2024

Правительство РФ утвердило сроки и правила маркировки консервированных продуктов: с 1 декабря 2024 года она вводится для изделий из рыбы и морепродуктов, с 1 марта 2025 года — из мяса, овощей, фруктов, грибов и ягод. Расскажем, почему в этой отрасли много контрафакта, в чем сложности нанесения кодов и как подготовиться производителям.

Фотография Ирина Смоляная Ирина Смоляная Ведущий копирайтер Контур.Маркировки

Почему маркировка важна в консервной промышленности

Консервы — один из самых востребованных продуктов в магазинах. Доля контрафакта в товарной группе большая. Чтобы предложить оптовикам более выгодную цену, недобросовестные производители заменяют сырье более дешевым и некачественным. А поскольку для консервов исходные продукты серьезно перерабатываются, определить их состав не просто.

ЦРПТ приводит данные Минфина: от 11% до 40% консервов — суррогат. Особенно велика доля подделок у рыбных и мясных изделий. По исследованиям Роскачества, четверть производителей шпрот заменяют кильку на более дешевую рыбу, например, салаку. Также нередко сайру подменяют селедкой или сардиной, а мясо — белковой массой. Это сырье часто не соответствует стандартам качества. В начале 2024 года Роскачество оценило 19 торговых марок сайры: только 6 брендов прошли проверку без претензий.

В середине июня 2024 года в Москве 10 покупателей овощных салатов попали в больницы с отравлением: эксперты определили, что они отравились консервированной фасолью.

Растущий нелегальный рынок стал причиной оперативного запуска маркировки консервов, которая должна сократить контрафакт. Честным производителям не нужно будет конкурировать по цене с недобросовестными.

С 12 февраля по 31 августа 2024 года ЦРПТ начал эксперимент по маркировке готовых или консервированных продуктов из мяса, мясных субпродуктов, рыбы, овощей, фруктов, грибов и ягод. К нему подключилось более 40 производителей и импортеров. Одним из первых маркировку на производстве овощных консервов запустил «Кубанский консервный комбинат».

Крупные российские производители консервов:

  • «Троицкий консервный комбинат»
  • «Славянский консервный комбинат»
  • «Главпродукт»
  • «Доброфлот»
  • «Борисоглебский мясоконсервный комбинат»
  • «Буздякский консервный комбинат»
  • Bremor
  • «Кубанский консервный комбинат»

27 мая 2024 года Правительство РФ подписало постановление № 677 с утвержденными правилами и сроками маркировки.

Оставьте заявку на консультацию

Наш специалист свяжется с вами, подробнее расскажет о работе с маркировкой на всех этапах и поможет подобрать оптимальное решение для вашей компании.

Как сейчас контролируют производителей консервов

Мясные и рыбные консервы входят в перечень товаров, на которые производители и импортеры должны оформлять ветеринарно-сопроводительные документы (ВСД) в системе «Меркурий». Она помогает отслеживать качество и движение по России товаров животного происхождения. Учет ведется на каждом этапе «жизни» продукции: изготовлении, переработке, транспортировке, реализации. На овощные, фруктовые, грибные и ягодные консервы ВСД получать не нужно.

Также в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, все продукты питания должны иметь обязательную маркировку соответствия безопасности по техническому регламенту ТР ТС. Она содержит наименование, дату изготовления, состав и количество товара, срок годности, условия хранения, пищевую ценность и наличие ГМО, название производителя, рекомендации и ограничения по использованию.

Однако в борьбе с контрафактом консервов эти способы контроля не помогают: они не позволяют отслеживать и изымать некачественную продукцию, а регулярно проверять товары в специальных лабораториях невозможно.

Сроки маркировки консервов

С 1 сентября 2024 года участникам оборота нужно зарегистрировать личный кабинет в Честном знаке. И еще три месяца дается на то, чтобы начать маркировать продукцию.

С 1 декабря 2024 года стартует обязательная маркировка для консервов из рыбы и морепродуктов, с 1 марта 2025 года — для консервов из мяса, овощей, фруктов, грибов и ягод. Производители и импортеры должны заказывать коды в Честном знаке и наносить их на товары. В обоих случаях импортерам дается еще месяц для переправки через таможню немаркированных консервов, купленных до начала обязательной маркировки, — до 1 января 2025 года и 1 апреля 2025 года соответственно. Однако на территории России их нужно промаркировать до этих дат.

В постановлении отдельно выделили крестьянско-фермерские хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы: они начнут маркировать свои консервы с 1 марта 2025 года.

Выводить продукцию из оборота на кассе розничные продавцы начнут с 1 октября 2026 года. С этой же даты вводится объемно-сортовой учет (ОСУ) — в документах участники оборота будут указывать количество товара и его GTIN. А наполнять УПД кодами маркировки они начнут еще год спустя: поэкземплярный учет начнется с 1 октября 2027 года.

Немаркированные остатки можно продавать до окончания сроков годности. У консервов они длительные — от 2 до 5 лет. Из оборота они не выходят долго, поэтому для этой товарной группы этапы маркиркировки завершатся только в 2027 году.

Производите консервы?

Начните работать с Честным знаком с помощью Контур.Маркировки. Подходим компаниям любого масштаба: от небольшой фермы до крупного сельскохозяйственного кооператива.

Какие товары будут маркироваться

С 1 декабря 2024 года — консервы из рыбы и (или) морепродуктов

Код ТН ВЭД Наименование товарной группы
1604 (кроме 1604 31 000 0, 1604 32 001 0) Готовая или консервированная рыба; икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы (кроме икры осетровых и лососевых)
1605 (кроме 1605 21 100 0, 1605 21 900 0) Готовые или консервированные ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
2104 20 00 Гомогенизированные составные готовые пищевые продукты

С 1 марта 2025 года — консервы из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов, грибов и ягод.

Код ТН ВЭД Наименование товарной группы
1602 Готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов, крови или насекомых прочие
2001 Овощи, фрукты, орехи и другие съедобные части растений, приготовленные или консервированные с добавлением уксуса или уксусной кислоты
2104 20 00 Гомогенизированные составные готовые пищевые продукты
2002 Томаты, приготовленные или консервированные без добавления уксуса или уксусной кислоты
2003 Грибы и трюфели, приготовленные или консервированные без добавления уксуса или уксусной кислоты
2005 (кроме 2005 20) Овощи прочие, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса или уксусной кислоты, незамороженные, кроме продуктов товарной позиции 2006 (кроме картофеля)
2006 00 Овощи, фрукты, орехи, кожура плодов и другие части растений, консервированные с помощью сахара (пропитанные сахарным сиропом, глазированные или засахаренные)
2007 (кроме компотов и прочих напитков без содержания ягод или фруктов) Джемы, желе фруктовое, мармелады, пюре фруктовое или ореховое, паста фруктовая или ореховая, полученные путем тепловой обработки, в том числе с добавлением сахара или других подслащивающих веществ
2008 (кроме 2008 11 и 2008 19) Фрукты, орехи и прочие съедобные части растений, приготовленные или консервированные иным способом, содержащие или не содержащие добавок сахара или других подслащивающих веществ или спирта, в другом месте не поименованные или не включенные (кроме арахиса и прочих орехов, включая смеси)

Какие форм-факторы будут маркироваться

Что можно не маркировать

  • Консервы, относящиеся к питанию для детей до 1 года.
  • Консервированные компоты и напитки без содержания ягод или фруктов.
  • Консервированные орехи, в том числе арахисовую пасту.
  • Консервированная икра лососевая и осетровая — маркируется именно как икра.
  • Товары для экспорта за пределы Евразийского экономического союза.
  • Товары, ввозимые в Россию или произведенные на ее территории как рекламные, маркетинговые образцы не для продажи.
  • Товары, приобретенные по сделке, которая составляет гостайну.

Как правильно маркировать консервы

В этой товарной группе процесс пока не отработан, поэтому у производителей и импортеров возникают вопросы из-за особенностей изготовления и хранения консервов. Расскажем, как их решить.

Наказания за нарушения маркировки

Как подготовиться к началу маркировки консервов

Кажется, что у производителей и импортеров до 1 декабря 2024 года немало времени, чтобы отработать все процессы и решить производственные проблемы. Но лучше не затягивать начало маркировки до сроков, указанных в постановлении правительства. И заранее подготовить производство и сотрудников:

  • подыскать подходящее оборудование;
  • выбрать сервис для работы с маркировкой;
  • определиться, будете ли вы интегрировать маркировку в вашу учетную систему;
  • продумать и проверить способ нанесения кодов;
  • проконтролировать качество нанесения кодов;
  • обучить работе с маркировкой сотрудников и отработать возможные ошибки.

Оставьте заявку на консультацию

Наш специалист свяжется с вами, подробнее расскажет о работе с маркировкой на всех этапах: на старте обязательной маркировки, при объемно-сортовом или поэкземплярном учете и поможет подобрать оптимальное решение.

Фотография Ирина Смоляная Ирина Смоляная Ведущий копирайтер Контур.Маркировки
Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Другие новости

Календарь маркировки товаров на 2025 год

Собрали всю доступную информацию о маркировке в 2025 году. Расскажем, для каких товарных групп начнутся новые этапы обязательной маркировки, какие окажутся в эксперименте и на какие постановления ориентироваться, планируя бизнес-процессы.

Маркировка БАДов и антисептиков в 2025 году: что изменится при переходе на поэкземплярный учет

С 1 сентября 2025 года участники оборота БАДов и антисептиков начнут передавать сведения о товарах в поэкземплярном учете. Это один из ключевых этапов маркировки — теперь при отгрузке нужно будет указывать код каждой единицы товара, а при приемке проверять их на соответствие. Рассказываем, как подготовиться к изменениям и избежать рисков не получить штраф. 

Что нужно знать о маркировке косметики, бритв и бытовой химии в 2025 году

С 1 мая 2025 года — старт первого этапа обязательной маркировки косметики и бытовой химии: производители и импортеры наносят коды Data Matrix на мыло и ПАВ. С 1 июля к ним добавляются средства для волос и дезодоранты, с 1 октября — косметика и средства для зубов, с 1 декабря — бритвы и лезвия. Расскажем, что нужно маркировать, на какие упаковки наносить коды маркировки и какие изменения внести в процессы участникам оборота.

Маркировка бакалеи в 2025 году: сроки, товары, исключения

С 1 мая 2025 года — старт обязательной маркировки некоторых видов бакалейной продукции. Участники оборота наносят коды маркировки на снеки. А с 1 июля — на пряности, специи, соусы, готовые супы. Также в 2025 году начнется маркировка растворимых напитков. В статье расскажем, что нужно делать на каждом этапе маркировки и какие особенности есть у товарной группы.

Как подготовиться к обязательной маркировке игрушек с 1 декабря 2025 года

С 1 сентября участникам оборота игрушек и игр нужно зарегистрироваться в Честном знаке. Уже с 1 декабря 2025 года начнется обязательная маркировка отдельных видов товаров для детей. Расскажем, что предстоит маркировать, какие этапы ждут участников оборота, и как производителям и импортерам готовиться.