Счет-фактура покупателю: когда выставлять — Контур.Диадок — СКБ Контур

В каких случаях нужно выставить счет-фактуру покупателю

Компании, которые осуществляют операции, облагаемые НДС, в том числе освобожденные от уплаты этого налога, а также организации, которые получили авансы от своих покупателей (заказчиков), должны выставлять счета-фактуры...

Компании, которые осуществляют операции, облагаемые НДС, в том числе освобожденные от уплаты этого налога, а также организации, которые получили авансы от своих покупателей (заказчиков), должны выставлять счета-фактуры (ст. 145, п. 1, 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).

Помимо указанных организаций, счета-фактуры должны выставлять и компании, которые реализуют от своего имени товары (работы, услуги) по посредническому договору. Конечно, при условии, что комитент (принципал) применяет ОСНО (п. 1 ст. 169 НК РФ, п. 20 раздела II Приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

На практике возникают ситуации, когда помимо первичных счетов-фактур организациям следует выставлять корректировочные счета-фактуры. Например, такие документы нужно предоставить покупателям, если случилась недопоставка товаров или в заключенном договоре изменилась стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ, письма Минфина России от 12.05.2012 № 03-07-09/48, от 12.03.2012 № 03-07-09/22).

Внимание

Если покупатель (заказчик) не является плательщиком НДС или освобожден от уплаты этого налога, то продавец (исполнитель) может не выставлять ему счета-фактуры — при условии, что между ними подписано соглашение о невыставлении счетов-фактур. К такому выводу пришли в Минфине (п. 3 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 16.03.2015 №03-07-09/13808).

Также счет-фактуру не нужно выставлять, если продавец (исполнитель), являющийся взаимозависимым лицом со своим покупателем (заказчиком), увеличивает цену на товары (работы, услуги), корректируя при этом налоговую базу по НДС. Объясняется это тем, что при такой корректировке налоговой базы сумма НДС покупателю (заказчику) не предъявляется, а значит, и оснований для выставления счетов-фактур с откорректированной налоговой базой и суммой налога нет (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-07-11/6175).

Счет-фактура может быть выставлен покупателю (заказчику) как на бумаге, так и в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, приказ Минфина России от 25.04.2011 №50н, приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93). Причем выставить электронный счет-фактуру покупателю нужно через уполномоченную организацию — оператора электронного документооборота (п. 1.3 Порядка, утв. приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н). Список таких операторов опубликован на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Отметим, что выставить счет-фактуру в электронном виде можно, только если покупатель согласен (п. 1 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 01.08.2011 № 03-07-09/26).

Что касается сроков, то счет-фактуру нужно выставить покупателю (заказчику) не позднее чем через 5 календарных дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг) или получения аванса в счет предстоящих поставок (п. 3 ст. 168 НК РФ). Причем исчисление срока начинается со следующего дня после отгрузки (получения аванса) (п. 6.1 НК РФ).

Диадок легко настроить под ваши бизнес-процессы. Формируйте документы и отправляйте их контрагентам или коллегам.

Подключиться

Обновления законодательства в 2022 году вносят большие изменения в бизнес-процессы компаний. Вступают в силу новые требования к выдаче и использованию сертификатов электронной подписи (ЭП). Рассказываем, что меняется для руководителей и сотрудников организаций и для чего понадобятся машиночитаемые доверенности (МЧД).

Легкая промышленность, шины, табак, фотоаппараты и другие типы продукции обязательно маркируют, то есть отмечают каждый товар специальным цифровым кодом. Это способ борьбы с контрафактом и мониторинг оборота товара со стороны государства. Передавать данные о продукции в систему маркировки участникам оборота помогает ЭДО. С 2022 года он станет обязательным, подробнее рассказываем в статье.

Хранение документов в электронном виде — удобная альтернатива бумажному документообороту, так как позволяет сократить затраты на содержание архива, оптимизировать работу, исключить потерю информации. Разберем подробнее правила хранения электронных документов для организаций. 

Представители организаций, которые планируют перейти на электронный документооборот (ЭДО), могут задаваться вопросами: обязательно ли заключать соглашение об ЭДО между контрагентами, как регламентировать процесс, что необходимо обсудить заранее? Разберем подробнее перечисленные вопросы и определимся, обязательно ли заключать соглашение об ЭДО.

Для обмена документами между пользователями разных систем электронного документооборота (ЭДО) существует роуминг. Каждый из контрагентов работает в своем сервисе — компании достаточно подключить только одну систему ЭДО. Рассказываем, как настроить роуминг, если ваш контрагент подключен к сервису 1С-ЭДО.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.