Трудовые споры: виды, порядок разрешения, судебная практика в КЭДО — Контур.КЭДО — СКБ Контур

Трудовые споры: виды, порядок их разрешения и судебная практика в КЭДО

Отношения между работодателем и работниками не всегда бывают мирными. В процессе работы возникают разногласия, которые порой удается разрешить только с привлечением третьей стороны. В статье рассказываем о том, какими бывают трудовые споры, как они решаются в разных ситуациях и что показывает судебная практика в части кадрового электронного документооборота (КЭДО).

Обменивайтесь документами с сотрудниками онлайн в сервисе Контур.КЭДО

Что такое трудовой спор

Трудовой спор — это конфликтная ситуация между работодателем и работником. Она возникает, когда стороны не могут найти компромисс по вопросам, связанным с трудовой деятельностью.

Трудовые споры вероятны, если работодатель:

  • не доплачивает зарплату — или сотрудник ошибочно так считает;
  • без предупреждения изменил трудовой договор или перевел работника на другую должность;
  • не заплатил за переработку;
  • не отпустил в отпуск;
  • несправедливо оштрафовал за опоздание или другую провинность;
  • не возместил причинение вреда здоровью или совершил другие действия.

Стать инициатором спора может и работодатель. Например, если сотрудник своими действиями или бездействием причинил ему ущерб.

Урегулированию разногласий помогают независимые посредники: комиссия по трудовым спорам (КТС) и суды.

Какими бывают трудовые споры

Вопросы в трудовой сфере регулирует Трудовой кодекс РФ. Он же устанавливает два вида трудовых споров: индивидуальный и коллективный.

Индивидуальный трудовой спор. Ст. 381 ТК РФ определяет такой конфликт, как «неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов… о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров». Спор возможен между компанией и как действующим сотрудником, так и бывшим или кандидатом на трудоустройство.

Пример: Работодатель принял решение о сокращении численности менеджеров, изменил штатное расписание и отправил уведомления сокращаемым сотрудникам. Однако не предложил им другие вакантные должности, хотя таковые имелись. Несколько менеджеров не согласились с этим и пожаловались в комиссию по трудовым спорам.

Коллективный трудовой спор. Ст. 398 ТК РФ дает этому понятию такое разъяснение: это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями или их представителями. Такие конфликты касаются условий труда, заработной платы, заключения, изменения и выполнения коллективных соглашений и договоров.

При этом несколько жалоб работников по одному вопросу, даже если они содержатся в одном обращении, не становятся автоматически основанием для коллективного спора. Он возникает только в том случае, если о нормах трудового права, установленных в коллективном договоре или другом локальном нормативном акте (ЛНА), не могут договориться работодатель и трудовой коллектив или профсоюз.

Пример: Коллектив вагоностроительного завода счел, что обновленные гарантии сотрудникам после изменения коллективного договора не соответствуют уровню опасности их труда. Работодатель продолжил настаивать на своей правоте и не пошел на уступки в ходе переговоров. Коллектив предприятия обратился в примирительную комиссию.

Как работодателю узнать о жалобе сотрудника

Обычно работодатели узнают о том, что в ГИТ поступила жалоба от сотрудника, от инспектора трудовой инспекции перед проведением проверки организации.

При этом работодатель не может запросить непосредственно текст жалобы, чтобы ознакомиться с ним. Инспектор не обязан показывать обращение. Компания может получить только те сведения, которые напрямую относятся к предмету проверки (ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Что такое комиссия по трудовым спорам (КТС)

Комиссия по трудовым спорам — это особый орган, который создается на предприятии. Именно КТС, согласно ст. 382 ТК РФ, является одним из двух независимых посредников, который может рассматривать индивидуальные трудовые споры. Второй посредник — это суд.

Комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры, если работник не смог урегулировать конфликт с работодателем самостоятельно в ходе переговоров. КТС может быть вовлечена в процесс, если ТК или иными федеральными законами не установлен другой порядок рассмотрения подобных разногласий (ст. 385 ТК РФ).

КТС образуются по инициативе работодателя, работников или их представительного органа (ст. 384 ТК РФ). В комиссию в равном количестве входят представители обеих сторон. При этом представителей работодателя назначает руководитель организации, а представители сотрудников выбираются и утверждаются на общем собрании. Затем члены комиссии выбирают председателя, его заместителя и секретаря.

В холдингах, корпорациях и других крупных компаниях КТС могут быть образованы не только в самой организации, но и в ее структурных подразделениях.

Вовремя собирайте подписи с сотрудников и получите постоянный доступ к кадровым документам

Как решаются трудовые споры между работодателем и сотрудником

Первым шагом к примирению должны стать переговоры между сторонами. Это самый безболезненный и внесудебный способ найти компромисс. Заявить о нарушении прав работник может устно, письменно или с помощью сервиса Роструда на сайте «Онлайнинспекция.рф».

Если это не помогло, в дело вступают независимые посредники. Рассмотрим, как это происходит.

Как разрешаются трудовые споры в КТС

Процедура рассмотрения спора в КТС прописана в ст. 386 — ст. 390 ТК РФ. Это досудебный способ решить конфликт без обращения в государственные органы.

Каков порядок действий:

  1. Сотрудник обращается в комиссию по трудовым спорам, когда считает, что его права нарушаются. На это у него есть три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В ряде случаев комиссия может восстановить пропущенный срок.
  2. КТС регистрирует заявление работника, а затем обязана рассмотреть его в течение 10 календарных дней. Сотрудник (или его представитель) должен присутствовать на заседании, если только не заявит письменно о заочном участии. Если работник дважды не явится на заседание, КТС может снять вопрос с рассмотрения.
  3. Комиссия вправе вызывать на рассмотрение дела других лиц: свидетелей, специалистов, а также запрашивать документы у работодателя.
  4. Протокол заседания подписывают и заверяют печатью комиссии председатель КТС или его зам.
  5. Решение принимается тайным голосованием, а затем оформляется в соответствии со ст. 388 ТК РФ. Руководитель КТС подписывает и заверяет документ и его копии печатью. Работник и работодатель получают копии в течение трех дней со дня вынесения вердикта.

Так комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры на предприятии

Затем стороны получают 10 дней на обжалование решения. Если никто не переносит рассмотрение дела дальше — в судебную инстанцию, решение комиссии должно быть исполнено в течение следующих трех дней. В противном случае работник получает в КТС удостоверение, с которым может обратиться к судебному приставу.

Какие споры разрешаются в суде

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в суде в нескольких ситуациях. Например, если сотрудник не согласен с решением КТС и решил его обжаловать или прокурор счел его некорректным и подал исковое заявление (ст. 45 ГПК РФ).

Также сотрудник имеет право миновать КТС и сразу обратиться в судебную инстанцию.

Только в судах рассматривается определенный перечень разногласий (ст. 391 ТК РФ):

  • Со стороны работника: об отказе в приеме на работу, о восстановлении на работе, переводе на другую должность, неправомерных действиях работодателя, компенсации морального вреда и другие.
  • Со стороны работодателя: о возмещении сотрудником причиненного ущерба.

Работники вправе обратиться в суд в течение трех месяцев с момента нарушения прав. В случае споров об увольнении — в течение месяца, а в случае отсутствия зарплаты и других выплат — в течение года. Работодатель может подать иск в течение года. Иногда суд может восстановить срок, который уже прошел (ст. 392 ТК РФ).

Полномочия ГИТ в трудовых спорах

При возникновении спорных ситуаций работники часто обращаются в трудовую инспекцию. ГИТ действительно может стать первой инстанцией, однако она не занимается разрешением трудовых споров. 

Инспекторы ГИТ могут принять жалобу от сотрудника предприятия, дать рекомендации по вопросу и при необходимости привлечь работодателя к административной ответственности. Много полезных материалов и пошаговых схем разрешения проблемных ситуаций есть на портале «Онлайнинспекция.рф».

Однако решать конфликтную ситуацию будут другие органы. Например, принять решение о восстановлении незаконно уволенного работника в своей должности может только суд. ГИТ осуществляет консультационную роль. Она поможет сориентироваться в вопросе, показать работодателю серьезность намерений и получить заключение для последующего представления в КТС или суд.

Порядок решения коллективных трудовых споров

Все вопросы, связанные с рассмотрением и разрешением коллективных трудовых споров, прописаны в главе 61 Трудового кодекса РФ. Порядок решения конфликтных ситуаций установлен в ст. 401 и состоит из этапов:

  • Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ). Это обязательный этап.
  • Рассмотрение ситуации с участием посредника (ст. 403 ТК РФ).
  • Рассмотрение конфликта в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).

Выдвинуть требования работников может профсоюз или иные представители (ст. 29 ТК РФ) после того, как перечень требований был изложен в письменном виде и утвержден на общем собрании.

Для разрешения коллективного трудового спора Трудовой кодекс допускает забастовку сотрудников (ст. 37 Конституции РФ, ст. 409 ТК РФ). Ее объявляют, когда примирительные процедуры не помогли или работодатель не выполняет соглашения. В ряде случаев, указанных в ст. 413 ТК РФ, забастовка может быть незаконной.

Работодатель не может уклоняться от участия в примирении, не выполнять достигнутые соглашения, не исполнять решение трудового арбитража (ст. 416 ТК РФ), а также увольнять работников за участие в трудовом споре или забастовке (ст. 415 ТК РФ).

Трудовые споры и судебная практика в части кадрового электронного документооборота

Суды принимают электронные документы как обычные, если они оформлены в соответствии с нормами законодательства и подписаны электронными подписями. Впрочем, существуют прецеденты, когда подтверждением того или иного действия  работодателя или работника признавалась даже переписка в мессенджерах и по СМС.

В 2024 году работодателям не нужно обосновывать законность применения КЭДО. Ст. 22.1–22.3 ТК РФ разрешают руководителям организаций вводить кадровый электронный документооборот на предприятии и регулируют его применение. Однако этим нормам Трудового кодекса необходимо следовать, чтобы в случае разбирательств судья подтвердил, что работодатель прав в ситуации как ответчик по делу.

Так, следует прописать особенности ведения КЭДО в ЛНА компании и ознакомить с ним работников, провести инструктаж для сотрудников и уведомить их в соответствии с ч. 4 ст. 22.2 ТК РФ, следовать срокам и другим требованиям, установленным ТК РФ. Работники должны письменно подтвердить свое согласие на обмен документами в сервисе КЭДО или на портале «Работа в России». Исключение: если сотрудник принят на первую в своей жизни работу после 31 декабря 2021 года.

Также в суде могут потребоваться лог-файлы, которые подтвердят работу сотрудника в системе КЭДО, протокол проверки электронной подписи и другие доказательства.

Попытки разрешить разногласия с сотрудниками могут затянуться на долгое время, стать причиной финансовых издержек и потери репутации. Поэтому лучше решать трудовые споры «на берегу», то есть внутри компании. Для этого нужны четко сформулированные и закрепленные в локальных нормативных актах условия работы, права и обязанности сторон, способы выхода из конфликтных ситуаций.

Также важно документировать все взаимодействие с сотрудниками: документы станут доказательством правоты в том или ином случае. Удобнее всего обмениваться документами и собирать подписи с работников в сервисе КЭДО. Это занимает минимум времени, а подписанные акты и договоры не потеряются и всегда будут в доступе для обеих сторон.

Больше контроля, меньше рисков штрафов и трудовых споров

Ведите кадровый документооборот онлайн в Контур.КЭДО


Другие статьи

Контур.КЭДО поддержал типовой договор о материальной ответственности

С 1 сентября 2025 года в России начнут действовать новые формы договоров о полной индивидуальной и коллективной (бригадной) материальной ответственности. Они позволят в электронном виде заключать, изменять и расторгать договоры, а также подавать заявления о вступлении или выходе из состава бригады.

Электронный трудовой договор: как принять сотрудника на работу дистанционно

Распространение удаленки усилило интерес компаний к переходу на кадровые электронные документы. Законодательство позволяет вести практически весь кадровый документооборот онлайн, в том числе — заключать электронные трудовые договоры. Расскажем, как это происходит и что нужно учесть при дистанционном приеме на работу.

Как подписать электронный документ в КЭДО задним числом

Даже если ваша компания использует кадровый электронный документооборот, иногда бывает нужно подписать приказ с прошедшей датой. Рассмотрим, можно ли подписывать электронные кадровые документы задним числом и как быть при такой потребности.

Приглашаем кадровиков и HR‑директоров на ежегодную онлайн-конференцию
21 августа в 10:30 мск пройдет вторая онлайн-конференция «Кадровая трансформация», организованная Контур.КЭДО при поддержке системы для автоматизации рекрутинга FriendWork, провайдера сервисов для корпоративных клиентов «Билайн бизнес» и онлайн-сервиса для организации командировок OneTwoTrip.