Как не допускать ошибок при перевозке алкоголя в 2025–2027 годах — Контур.Логистика Баннер

Как не допускать ошибок при перевозке алкоголя в 2025–2027 годах

В 2025 году вступают в силу новые правила перевозки алкоголя и спиртосодержащей продукции. В статье разберем требования законодательства, а также рассмотрим, как нововведения повлияют на алкоотрасль и к чему готовиться грузоперевозчикам.

Какие документы нужны были для оборота алкоголя до 2025 года

Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции разрешен только при наличии сопроводительных документов, которые подтверждают легальность их производства и оборота. Среди таких документов:

  • товарно-транспортная накладная;
  • заверенная копия извещения об уплате авансового платежа акциза или освобождения от его уплаты;
  • копия договора о поставке за пределы России в случае экспорта пива и пивных напитков в потребительской таре объемом более 1,5 л.

Документы, которые должны сопровождать перевозку алкоголя, указаны в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Требование касается тех, кто занимается транспортировкой спиртосодержащей продукции:

  • алкогольные напитки;
  • лекарственные препараты;
  • парфюмерно-косметическая продукция;
  • антисептические растворы;
  • бытовая химия.

Правительство также утвердило перечень продукции, на которую не распространяется сфера действия закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.4 ст.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Что поменяется в 2025 году

С 1 сентября 2025 года перевозчиков алкогольной и спиртосодержащей продукции обяжут оформлять сопроводительные документы в электронном виде. Новые требования закреплены в Федеральном законе от 30.11.2024 № 433-ФЗ, который внес изменения в Федеральные законы от 03.04.2023 № 108-ФЗ и от 29.05.2024 № 102-ФЗ.

Принятые поправки сдвинули срок обязательного использования электронных сопроводительных документов с 1 марта 2025 года на 1 сентября 2025 года. Для тех, кто не успеет перевести перевозочные документы в электронный формат, переходный период продлен до 1 марта 2027 года. До этого момента можно использовать товарно-транспортные накладные на бумажном носителе.

Совет: В переходный период грузоперевозчики смогут оформлять либо бумажный, либо электронный документ. Бизнес должен сопровождать перевозку удобным для себя способом. Рекомендуем использовать цифровые транспортные накладные, так как отказ от бумажных копий — тренд среди больших поставщиков и ритейлеров. Если в цепочке грузоперевозок есть крупный игрок рынка, все остальные участники обычно подстраиваются под его формат работы.

Ритейлеры, экспортеры и производители уже начали готовиться к переходу от бумажных документов к электронным. Это подтверждают данные сервиса Логистика от Контура — количество заявок на подключение к сервису с января по май 2024 года увеличилось на 163% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Оксана Леонова
Эксперт сервиса Логистика

Некоторые из крупных ритейлеров уже приняли решение отказываться от работы с теми, кто не готовится к переходу на ЭПД с 1 сентября 2025 года. Внедрение требует изменения внутренних процессов в компании — на полную отладку и запуск в продуктив порой уходит несколько месяцев. По прогнозам специалистов Контура, к середине 2025 года нагрузка на операторов информационных систем ЭПД значительно возрастет. Предполагаем, что к этому времени начнет образовываться очередь из клиентов, которые откладывали вопрос до последнего. Они рискуют не запуститься в срок. Поэтому важно готовиться к новому формату работы заранее и внедрять решение сейчас, пока проекты можно реализовывать постепенно, без спешки.

Как будут наказывать за незаконные перевозки

Пока государство не приняло закон, который бы предусматривал наказание за неправильное заполнение электронных транспортных накладных и путевых листов. Но в законодательстве уже есть нормы, регламентирующие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. За отсутствие необходимых документов при перевозке грозят штрафы:

  • Для должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей с конфискацией продукции.
  • Для юрлиц от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции.

Санкции описаны в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Почему алкоотрасль переходит на ЭДО

Часть грузоперевозчиков отказывается от бумажных документов, чтобы заранее подготовиться к отраслевому императиву. Другие — решаются на изменения для повышения эффективности бизнес-процессов.

Правительство стремится сделать алкоотрасль прозрачнее, чтобы предотвратить нелегальную торговлю и производство. С этой же целью ранее были созданы специальные государственные системы.

В ЕГАИС все участники алкогольного рынка, включая производителей, дистрибьюторов и продавцов, должны отображать сведения об обороте алкогольной продукции. А перед Честным знаком отчитываются о производстве и продаже маркированных товаров, среди которых есть пиво, пивные и отдельные виды слабоалкогольных напитков.

ГИБДД, Минтранс, ФНС уже могут контролировать процессы перевозки с помощью ГИС ЭПД. Чем больше предпринимателей подключатся к системе, тем больший объем данных будет у государства.

Выгоды, которые отмечают клиенты сервиса Логистика после перехода:

Ускорение процессов. Электронные документы позволяют значительно сократить время на оформление и обработку данных. Вся информация передается в цифровом формате, что ускоряет процессы и уменьшает задержки в цепочке поставок.

Повышение точности данных. Использование электронных транспортных накладных и путевых листов снижает риск ошибок, связанных с ручным вводом информации.

Снижение затрат. Переход на электронный документооборот помогает сократить расходы на бумагу, печать и хранение бумажных документов. А еще помогает экономить на обработке бумажных документов.

Соблюдение новых правил перевозки алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2025–2027 годах поможет избежать штрафов и упростит процесс документооборота. Грузоперевозчикам стоит заранее подготовиться к переходу на электронные документы, чтобы соответствовать требованиям законодательства. Это не только улучшит процессы внутри компании, но и повысит уровень доверия со стороны партнеров и клиентов.

Расскажем, как перестроить процессы в компании и перейти на цифровой обмен документами


Другие статьи

Как работать с ЭТрН, заказами-заявками и расписками: ответы на вопросы экспедиторов

7 августа 2025 года состоялся вебинар «Электронные перевозочные документы для экспедиторов: готовимся к изменениям». Эксперт Контура подробно рассказала о новых правилах, которые вступят в силу с 1 сентября 2026 года. Делимся записью встречи и отвечаем на часто задаваемые вопросы.

Как не допускать ошибок при работе с ЭТрН? Отвечаем на вопросы после вебинара
С 1 сентября 2026 года использование электронных транспортных накладных (ЭТрН) станет обязательным для всех участников перевозок. Требование закреплено в 140-ФЗ. 24 июля эксперты сервиса Логистика от Контура провели бесплатный вебинар о переходе на новый формат работы. Делимся записью онлайн-встречи и отвечаем на вопросы участников.
Как подготовиться к обязательному переходу на ЭПД с 2026 года

Экспедиторы, грузоотправители, перевозчики и получатели грузов должны отказаться от некоторых бумажных перевозочных документов и перейти на электронный документооборот. Закон уже принят — и у бизнеса всего полтора года на перестройку процессов. Поясняем, кто обязан перейти на ЭПД, какие сроки установлены законом и что нужно сделать, чтобы избежать сбоев и штрафов.

Электронные перевозочные документы для перевозчиков зерна

1 мая 2025 года в России стартовал эксперимент по использованию государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) для оформления перевозок зерна и продуктов его переработки. В этой статье расскажем, как подготовиться к изменениям и какие преимущества дает использование ЭПД.

Как заполнить ЭТрН при типовом сценарии грузоперевозки и самовывозе
Чтобы правильно оформить транспортную накладную в электронном формате (ЭТрН), важно понимать, какие этапы заполнения нужно пройти и как определить роли всех участников. В этой статье рассмотрим два ключевых сценария работы с ЭТрН: типовой, когда продавец привлекает перевозчика для доставки товара покупателю, и самовывоз, когда покупатель организует доставку самостоятельно.
Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте