В Контур.Маркете появилось решение для быстрого оприходования накладных — Контур.Маркет — СКБ Контур

В Контур.Маркете появилось решение для быстрого оприходования накладных

Магазин получает от поставщика товар и приходные накладные на него. Если торговая точка ведет учет в электронной системе, сотрудникам приходится переписывать данные с бумаги в систему: какой товар поступил, сколько, по какой цене. Чтобы сделать это вручную, нужно потратить не один час. В сервисе Контур.Маркет вы с этим справитесь гораздо быстрее — благодаря машинному обучению.

21 февраля 2019

Автоматизация против рутины

При ручном переносе данных из накладной в сервис сотрудники тратят много времени и могут ошибаться. Из-за этого не сходятся остатки, составляются неверные отчеты. В результате руководитель получает неточную информацию о торговой точке.

В Контур.Маркете появилось решение — распознавание накладных. Вы сканируете бумажный документ, загружаете скан в сервис, и тот сопоставляет данные из накладной с вашим каталогом товаров.

Некоторые сервисы СКБ Контур уже умеют распознавать сканы накладных, например Контур.Бухгалтерия. Но перед командой Маркета стояла более сложная задача. Сервис должен был не только загружать картинку и превращать ее в электронный документ, но и соотносить данные в документе с каталогом товаров. Помогла технология машинного обучения, один из трендов развития мировых ИТ-технологий.

Как работает машинное обучение

Представьте, что разговариваете с другом на оживленной улице. Друг что-то сообщает, а вы не можете разобрать его слов из-за шума, который создают люди, машины, музыка… Сервису так же сложно распознать символы в загруженном документе. Потому что мешает «шум»: текст распечатан нечетко, в нем есть сокращения, на бумаге стоят галочки и подчеркивания, которые оставил товаровед.

Чтобы сервис отличал «шум» от полезной информации, ему нужно сообщить, что считать мусором, а что нет. Сервис должен запомнить этот урок и использовать при каждом новом распознавании. Такое возможно только с помощью машинного обучения.

Посмотрим на строку реальной накладной:

«Сорочка жен. бел. Матрешка 084657»

В вашей номенклатуре для этого товара уже есть карточка:

«Матрешка. Сорочка женская белая 084657»

Вы сканируете накладную и загружаете в сервис. Что он должен сделать? Во-первых, распознать текст на скане. Робот сделал это с ошибками:

«Корочка жен. бел. Матрешке 084657»

Во-вторых, сервис должен найти в номенклатуре позицию, которая соответствует товару в накладной. Что при этом происходит «под капотом» сервиса, объясняет аналитик Контур.Маркета Аркадий Загорюев:

«Из названий товаров машина извлекает множество признаков и сравнивает их с распознанной строкой. Сервис сообщает, что пара названий является одним и тем же товаром. Если она ошиблась, пользователь указывает на верное соответствие. Система его запоминает и обновляет алгоритм с учетом этой ошибки, это и есть самообучение».

Результат обучения вы ощутите, как только столкнетесь с похожей ситуацией. Например, поставщик снова прислал накладную со строкой:

«Сорочка жен. бел. Матрешка 084657».

В этом случае сервис успешно сопоставит ее с карточкой товара в сервисе, несмотря на непохожесть строк:

«Матрешка. Сорочка женская белая 084657»

Машинное обучение Контур.Маркета — непрерывный процесс. Чем чаще вы загружаете сканы в сервис, тем точнее он сопоставляет данные на картинке с данными в каталоге.

Сервис делают пользователи

«Распознавание накладных было одним из самых топовых пожеланий на нашем форуме. Я благодарю всех пользователей, которые участвовали в тестировании этой возможности, — комментирует эксперт Контур.Маркета Татьяна Щипанова. – Именно тестирование показало, что готовое решение будет значительно отличаться от задуманного, например, от загрузки не только сканов, но и текстовых и табличных документов».

В сентябре доступ к распознаванию получили 50 пользователей-пионеров. Они тестировали загрузку накладных, работая в своих торговых точках, и отправляли команде Маркета свои замечания и предложения.

К декабрю разработчики поправили множество найденных ошибок, обновили инструкции, удалили из распознавания самые нестабильно работающие модули, в том числе загрузку накладных в форматах word и excel. Далее команда пристально следила за тем, как распознавание работает в боевых условиях.

«Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что накладные в Маркете распознаются стабильно, и открываем новую возможность для всех, кто хочет избавиться от рутины, — заключает Татьяна Щипанова. – Мы будем развивать распознавание, ориентируясь на реакцию широкого круга пользователей».

Загружайте накладные и голосуйте за новые возможности

Загрузка сканов накладных — только начало. В Маркет можно будет загружать и другие форматы документов. Каких именно, подскажут пользователи. На форуме они голосуют за возможности, которые хотят видеть в сервисе, а команда Маркета учтет эти пожелания при планировании задач.


Новости по теме

Контур.Маркет помогает магазинам так вести номенклатуру, чтобы касса распознавала в ней маркированные товары. Это нужно, чтобы касса напоминала кассиру сканировать код и формировала правильные чеки с признаком маркировки. Кассовая программа Маркета теперь распознает не только маркированные сигареты, обувь и лекарства, а еще одежду, шины, духи и фотоаппараты.

20 ноября

Допустим, вы хотите изменить цену на товар, и его нужно найти в вашей номенклатуре. Например, по названию. А если название «Перчатки жен.», и в каталоге таких десятки? Раньше Маркет помогал искать по штрихкоду или артикулу, а теперь и по коду товара. Спасибо пользователям, которые писали о пользе такого улучшения.

17 ноября

В апреле стартовал эксперимент по маркировке пивных кег, произведенных в Татарстане. Эксперимент завершился 1 октября 2020 года. Росалкогольрегулирование намеревается расширить опыт Татарстана на другие регионы России. Контур.Маркет поможет магазинам и общепиту работать по новым правилам.

6 ноября

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.