Фермерские хозяйства: как изменятся процессы после старта обязательной маркировки — Контур.Маркировка Баннер

Фермерские хозяйства: как изменятся процессы после старта обязательной маркировки

31 января 2024

Маркировка молочной продукции стартовала в начале 2021 года. К ней постепенно присоединились производители, оптовики и розничные магазины. Следующий этап — сегмент HoReCa, госучреждения и фермерские хозяйства. В статье расскажем, какие обязанности появляются у фермеров с 1 сентября 2024 года.

Как с молочной продукцией работают производители и оптовики

Маркировка молочной продукции стартовала в несколько этапов: от мороженого и сыров до продуктов, срок годности которых меньше 40 дней. Обязательства вначале распространялись только на импортеров и производителей: они должны были заказывать коды, печатать и наносить этикетки на упаковку, отчитываться о нанесении и вводить товар в оборот.

В отличие от других товарных групп, молочная продукция — скоропортящийся товар, который отгружают большими партиями. Однако обмен документами по объемно-сортовому учету позволял производителям не прибегать к агрегации.

С 1 сентября 2022 года к маркировке подключились оптовики и розничные продавцы, так как стала обязательной передача сведений в систему маркировки Честный знак с помощью электронного документооборота. Розничные точки, помимо приемки УПД, также начали выводить товар из оборота через кассу.

Пример цепочки:

  1. Производитель выпускает молоко 3,2% объемом 0,9 литра, проводит все необходимые операции: от заказа кодов до ввода товара в оборот. Наполняет УПД по объемно-сортовому учету, отправляет его с помощью ЭДО и отгружает товар.
  2. Оптовик принимает молоко, сверяя данные в документе с нанесенными на товар кодами. Перед отгрузкой в розничный магазин также наполняет УПД и отправляет с помощью ЭДО.
  3. Розничная точка принимает молоко, делает сверку и приступает к реализации. При продаже молока через кассу выводит товар из оборота.

Приемка и отгрузка в товарной группе «молочная продукция» и «упакованная вода» необычная: это не классический поэкземплярный учет. Передавать сведения нужно по объемно-сортовому учету. Это значит, что УПД необязательно наполнять кодами маркировки. Достаточно указать GTIN товара и его количество. При этом нельзя забывать проверять коды: если они некорректны, продавать такую продукцию нельзя.

Однако к обязательной маркировке не присоединились фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы. С осени 2024 года это изменится.

Что изменится в обороте молочной продукции с 1 сентября 2024 года

C 1 сентября 2024 года фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы присоединятся к маркировке молочной продукции, согласно третьему пункту постановления Правительства РФ № 2099. По обязательствам они ближе к производителям: также заказывают коды, печатают этикетки и маркируют продукцию. Но есть и отличия:

  • Если фермерские хозяйства продают товар в качестве сырья, маркировать такую продукцию не нужно. Сырьем считается продукция, которая станет частью другого товара.
  • Если фермерские хозяйства производят весовой товар, например сыр, и продают его для дальнейшей реализации покупателю, то маркировать такую продукцию нужно. Печатая коды, необходимо указывать вес каждого кусочка.
  • Если фермерские хозяйства продают молочную продукцию на розлив или поставляют в магазины для тех же целей, то маркировать ее не нужно. Однако, если продаете голову сыра в магазин, где его будут резать на кусочки, маркировать нужно.

Также стоит учитывать, что с 1 сентября 2023 года при вводе молочной продукции в оборот Честный знак начал сверять данные с ВСД: GTIN, срок годности, объем и вес. Касается продукции, срок годности которой превышает 40 суток. Проверяют все подконтрольные товары, в том числе в групповых упаковках и наборах.

Как должны работать фермеры после старта обязательной маркировки

В отличие от производителей, фермерам нужно учесть нюансы: объемы меньше, а часть из них уходит в розницу на розлив или производителям в качестве сырья. Это значит, что ручного труда будет больше, а в автоматизации нет критической необходимости, как у высокотехнологичных компаний.

Пример работы фермера:

1. После дойки коров объем полученного молока делится на разные нужды:

  • производителям в качестве сырья;
  • розничным магазинам для продажи на розлив;
  • оптовикам для продажи в упаковке;
  • на собственное производство сыра, кефира и других молочных продуктов.

2. Первые две категории маркировать не нужно, поэтому фермер заказывает коды маркировки для молока в упаковке и других молочных продуктов.

3. Когда коды получены, специалист по маркировке печатает этикетки, наносит их на упаковку, а затем отправляет отчет о нанесении. Если сыр — товар с переменным весом, то нужно указать это в описании карточки товара при получении GTIN и взвешивать каждый кусочек перед отправкой отчета о нанесении.

4. Перед продажей остается ввести товар в оборот, наполнить УПД количеством товара и указать GTIN.

Это лишь один из вариантов работы с системой маркировки. Схема может усложниться из-за других факторов. Например, объемов продукции, автоматизации на ферме, контрактного производства. Чтобы учесть нюансы, рекомендуем посоветоваться со своим интегратором.

Что важно знать перед началом работы с системой маркировки

Для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов не предусмотрены отдельные штрафы. Контролирующие органы не делят участников оборота на сегменты, а проверяют их на отклонения по индикаторам риска.

Например, согласно статье 15.12 КоАП, штраф за производство и ввод в оборот товаров без маркировки составит от 5000 до 10 000 ₽ для должностных лиц и от 50 000 до 300 000 ₽ для юридических лиц.

Гульнара Бурханова
Эксперт Контур.Маркировки

«В России действует мораторий на проверки от контролирующих органов. Согласно постановлению Правительства РФ № 336, его продлили до 2030 года. Но это касается только плановых проверок. Если у контролирующих органов появятся подозрения, они могут начать внеплановую проверку.

Внеплановая проверка начнется, если компания попадает под индикаторы риска. Всего таких индикаторов 34. Например, для молока — продажа товаров с указанием кодов маркировки, не содержащихся в ГИС MТ. Или заниженный объем продаж продукции».

Чтобы избежать проверок, достаточно соблюдать требования законодательства. Для этого необходимо изучить бизнес-процессы компании, приобрести специальное оборудование и пользоваться специальными сервисами: оператора ЭДО и интегратора маркировки. Подробнее об этом писали в другой нашей статье. Также прикрепили в этой статьей наш чек-лист для участников оборота маркируемых товаров.

Оставьте заявку на консультацию

Наш специалист свяжется с вами, подробнее расскажет о работе с маркировкой на всех этапах: на старте обязательной маркировки, при объемно-сортовом или поэкземплярном учете и поможет подобрать оптимальное решение.

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Другие новости

Календарь маркировки товаров на 2025 год

Собрали всю доступную информацию о маркировке в 2025 году. Расскажем, для каких товарных групп начнутся новые этапы обязательной маркировки, какие окажутся в эксперименте и на какие постановления ориентироваться, планируя бизнес-процессы.

Маркировка БАДов и антисептиков в 2025 году: что изменится при переходе на поэкземплярный учет

С 1 сентября 2025 года участники оборота БАДов и антисептиков начнут передавать сведения о товарах в поэкземплярном учете. Это один из ключевых этапов маркировки — теперь при отгрузке нужно будет указывать код каждой единицы товара, а при приемке проверять их на соответствие. Рассказываем, как подготовиться к изменениям и избежать рисков не получить штраф. 

Что нужно знать о маркировке косметики, бритв и бытовой химии в 2025 году

С 1 мая 2025 года — старт первого этапа обязательной маркировки косметики и бытовой химии: производители и импортеры наносят коды Data Matrix на мыло и ПАВ. С 1 июля к ним добавляются средства для волос и дезодоранты, с 1 октября — косметика и средства для зубов, с 1 декабря — бритвы и лезвия. Расскажем, что нужно маркировать, на какие упаковки наносить коды маркировки и какие изменения внести в процессы участникам оборота.

Маркировка бакалеи в 2025 году: сроки, товары, исключения

С 1 мая 2025 года — старт обязательной маркировки некоторых видов бакалейной продукции. Участники оборота наносят коды маркировки на снеки. А с 1 июля — на пряности, специи, соусы, готовые супы. Также в 2025 году начнется маркировка растворимых напитков. В статье расскажем, что нужно делать на каждом этапе маркировки и какие особенности есть у товарной группы.

Как подготовиться к обязательной маркировке игрушек с 1 декабря 2025 года

С 1 сентября участникам оборота игрушек и игр нужно зарегистрироваться в Честном знаке. Уже с 1 декабря 2025 года начнется обязательная маркировка отдельных видов товаров для детей. Расскажем, что предстоит маркировать, какие этапы ждут участников оборота, и как производителям и импортерам готовиться.