Вопросы о маркировке консервов - отвечает эксперт — Контур.Маркировка Баннер

Вопросы о маркировке консервов с 1 декабря 2024 года: отвечает эксперт

25 ноября 2024

В первый день зимы стартует обязательная маркировка консервов из рыбы и морепродуктов. Производители и импортеры начнут заказывать коды в Честном знаке и наносить их на товары. С 1 марта 2025 года их ждет второй этап маркировки — для консервов из мяса, овощей, фруктов, грибов и ягод. Ответили на вопросы от участников оборота с экспертом по законодательству Контур.Маркировки Анной Жуковой.

Какие консервы подходят под определение маркируемых товаров

Компания производит начинки для кондитерских и пекарен — повидло, конфитюр, джемы. Поставляет продукцию на заводы в промышленной упаковке. Поскольку в розницу товар не продает, потребительскую упаковку не использует. Коды ОКПД2 и ТН ВЭД продукции попадают под требования маркировки консервов. Нужно ли маркировать товары в промышленной таре?

Особенность этой товарной группы: маркировка зависит от того, как продукт был обработан при производстве. В постановлении № 677 Правительства РФ с правилами маркировки консервов перечислены следующие признаки:

  • коды ТН ВЭД и ОКПД2 товара совпадают с теми, что указаны в постановлении;
  • товары помещены в герметично укупориваемую потребительскую упаковку;
  • подвергнуты стерилизации или пастеризации до или после помещения в потребительскую упаковку.

Если на вашем производстве хотя бы одно из этих требований не выполняется, товар не подлежит маркировке. Например, конфитюр и джемы могут стерилизовать, а затем помещать в промышленную тару. Однако упаковывают не герметично — не под давлением. Ведь продукция не продается в розницу и нет необходимости хранить ее долго. В этом случае маркировка не требуется. Этот же принцип используйте, если не пастеризуете или стерилизуете товар. Кроме того, маркируется именно потребительская упаковка.

Если продукция соответствует требованиям маркировки по всем пунктам — стерилизуется, герметично упакована, подходит по кодам ТН ВЭД и КПД2, находится в потребительской упаковке, ее нужно маркировать. 

Перечень товаров с кодами ТН ВЭД, которые попадают под маркировку консервированной продукции, подробно расписали в статье.

Производите консервы?

Начните работать с Честным знаком с помощью Контур.Маркировки. Подходим компаниям любого масштаба: от небольшой фермы до крупного сельскохозяйственного кооператива.

Выпускаем различные консервированные товары из фруктов и ягод, в том числе в порционным упаковках с массой нетто 20 граммов — для гостиниц, самолетов. Нужно ли маркировать такие упаковки? 

Нет. В постановлении по маркировке консервов прописаны исключения — к ним относятся упаковки менее 30 граммов.

Производим консервированные овощи и фрукты, их коды ТН ВЭД и ОКПД 2 попадают под маркировку. Но реализуем их как весовой товар, то есть на развес. Нужно ли маркировать такую продукцию в Честном знаке? 

К консервам относится только герметично упакованная продукция с длительным сроком хранения. Если упаковку вскрывают для продажи товара на развес, она уже не герметична. А значит, не подлежит маркировке.

Завод производит крабовые палочки. По кодам ТН ВЭД и ОКПД 2 товар попадает под маркировку. Продукцию предварительно пастеризуют, а затем герметично упаковывают с помощью вакуума.  Но крабовые палочки — не консервы, нужно ли их маркировать? 

Продукция подходит под определение обязательной маркировки по всем параметрам: длительное хранение, пастеризация до помещения в потребительскую упаковку, герметизация. Также совпадают коды ТН ВЭД и ОКПД2. А значит, крабовые палочки необходимо маркировать.

Как проверить, попадает ли товар под маркировку

  1. Сверьте коды ТН ВЭД и ОКПД2 вашей продукции с кодами, указанными в постановлении № 677 по обязательной маркировке консервированной продукции.  Обычно они указаны в пункте 3. Также их можно найти на сайте Честного знака в разделе товарной группы. 
  2. В пункте 2 постановления смотрите, что прописано в определении «товары». Здесь  перечислены признаки продукции, которую нужно маркировать. 
  3. Изучите исключения из маркировки в пункте 3 правил. Также они описаны в списке кодов ТН ВЭД/ОКПД-2.
  4. Если сомнения остались, составьте официальное обращение на сайте Минпромторга. Опишите подробно все характеристики продукции, этапы производства и способ упаковки, приложите необходимую документацию.

Как маркировать консервы импортерам  

Импортируем рыбные консервы из Юго-Восточной Азии. Свежая партия произведена до старта обязательной маркировки 1 декабря 2024 года. Но груз с товаром прибудет позднее — в 2025 году. Нужно ли в этом случае маркировать продукцию?

Импортерам дается дополнительный месяц, чтобы переправить через таможню товары, произведенные до начала обязательной маркировки. Рыбные консервы можно ввозить без маркировки до 1 января 2025 года, консервы из мяса, овощей, фруктов, грибов и ягод — до 1 апреля 2025 года. До этих же сроков их нужно промаркировать на территории России. 

Если товары ввозятся позднее этих дат, послабления для импортеров нет. В этом случае продукцию нужно промаркировать на таможенном складе или на зарубежном предприятии производителя.

Если импортные товары прибудут до начала маркировки, они считаются товарными остатками. У консервов их можно реализовывать до истечения срока годности.

Импортируем консервы из Беларуси. Есть ли у них взаимное признание кодов идентификации со странами — участниками ЕАЭС?

В некоторых товарных группах у России работает режим взаимного признания кодов идентификации со странами — участниками ЕАЭС. Например, производители товаров легкой промышленности из таких стран могут получать коды маркировки в своей системе маркировки, наносить их на товары и отправлять российскому контрагенту. Они будут действительны на территории РФ, и маркировать такой товар заново не нужно.

Однако у консервов взаимного признания кодов нет.

Как избежать ошибок при работе с Честным знаком 

Какой порядок работы с консервированной продукцией после отбраковки кодов на производстве?

На предприятиях с большими объемами производства и несколькими линиями, как правило, установлены отбраковщики. Это камеры, через которые проходит продукция после нанесения кодов маркировки. Отбраковщик сканирует коды, а то, что не считал, выталкивает с линии. Благодаря этому в отчет о нанесении попадают коды, которые правильно нанесены и хорошо считались.

Продукцию, которая ушла в брак из-за кодов, нужно промаркировать заново. Закажите на нее новые коды маркировки в Честном знаке и снова отправьте на линию. Старые коды будут аннулированы в системе автоматически.

Возможно ли маркировать консервы на удаленном от производства складе? Как перевозить не маркированную и не введенную в оборот продукцию до места хранения — нужно ли отправлять данные о передвижении в Честный знак? 

Если такая передача товара происходит внутри одного ИНН, то перевозка на удаленный склад возможна, и в Честный знак сведений подавать не нужно. В постановлении Правительства № 515 говорится, что требования маркировки не распространяются на товары, которые хранятся у производителя. 

Но передавать товар другому ИНН, например, в дочернюю компанию в рамках холдинга, нельзя — это нарушение. 

Правда ли, что у консервированной продукции агрегация возможна только после нанесения кодов маркировки и отправки в Честный знак отчета о нанесении?

Агрегация — это объединение товаров в потребительской упаковке в транспортную, групповую упаковки или набор. У всех товарных групп она возможна только с кодами в статусах «Нанесен» или «В обороте».

При агрегации можно ввести в оборот все коды в статусе «Нанесен». Сначала нужно нанести коды на производстве или складе, подать в Честный знак отчет о нанесении. А затем создать агрегат — код объединенной упаковки, в котором зашиты все вложенные в исходные коды со статусом «Нанесен». Такой агрегат вводится в оборот — и все коды автоматически меняют статус на «В обороте».

Используем контрактное производство для выпуска рыбных консервов. Данные в Честный знак будет подавать изготовитель. Какие обязанности по маркировке есть у меня как у собственника? 

При классической схеме контрактного производства товар из своего сырья производит изготовитель, а затем передает собственнику под его брендом. В этой схеме изготовитель:

  • создает карточку товара в Национальном каталоге;
  • заказывает коды маркировки;
  • наносит их на товар;
  • при вводе в оборот прописывает, что товар произведен в пользу собственника, и указывает его ИНН;
  • производит первую отгрузку товара собственнику. Она всегда проводится в поэкземплярном учете, то есть в универсальном передаточном документе (УПД) указаны все коды маркировки. Ведь каждая единица товара должна перейти на баланс владельца бренда.

Обратите внимание! При такой схеме изготовитель является лицом, оформляющим производственный ВСД для подконтрольной продукции.

Получить УПД в поэкземплярном учете можно только в электронном виде — через оператора ЭДО. Для этого собственнику нужно:

  • получить электронную подпись;
  • зарегистрироваться в Честном знаке;
  • получить УПД по первой отгрузке товара:
  • сверить коды маркировки в УПД и на фактически отгруженном товаре;
  • подписать УПД в течение 3 рабочих дней с момента приемки.

Пока у консервированной продукции нет этапа обязательного ЭДО, поэтому дальнейшие отгрузки товара собственник может проводить в удобной ему форме.

В фермерском хозяйстве производим рыбные и мясные консервы. Можно ли нам разбить маркировку на два этапа — с 1 декабря 2024 года и с 1 марта 2025 года? 

В постановлении о маркировке консервов для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов указана отсрочка. Все консервированные товары они начинают маркировать с одной даты — с 1 марта 2025 года. У них есть время подготовить производстве и настроить бесперебойный интернет для передачи данных в Честный знак.

Есть ли послабления для производств консервов в труднодоступных местностях или на территориях с плохим интернетом?

Да, как и в других товарных группах, таким производителям даются послабления.  Например, отсрочку 30 календарных дней со дня отгрузки для передачи данных по ЭДО о выводе из оборота. Также 30 дней дается со дня возврата товара с неповрежденным кодом, чтобы вернуть его в оборот.

Список труднодоступных местностей и удаленных от сетей связей определяют исполнительные органы власти в каждом регионе.

Оставьте заявку на консультацию

Наш специалист свяжется с вами, подробнее расскажет о работе с маркировкой на всех этапах: на старте обязательной маркировки, при объемно-сортовом или поэкземплярном учете и поможет подобрать оптимальное решение.

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Другие новости

Календарь маркировки товаров на 2025 год

Собрали всю доступную информацию о маркировке в 2025 году. Расскажем, для каких товарных групп начнутся новые этапы обязательной маркировки, какие окажутся в эксперименте и на какие постановления ориентироваться, планируя бизнес-процессы.

Маркировка БАДов и антисептиков в 2025 году: что изменится при переходе на поэкземплярный учет

С 1 сентября 2025 года участники оборота БАДов и антисептиков начнут передавать сведения о товарах в поэкземплярном учете. Это один из ключевых этапов маркировки — теперь при отгрузке нужно будет указывать код каждой единицы товара, а при приемке проверять их на соответствие. Рассказываем, как подготовиться к изменениям и избежать рисков не получить штраф. 

Что нужно знать о маркировке косметики, бритв и бытовой химии в 2025 году

С 1 мая 2025 года — старт первого этапа обязательной маркировки косметики и бытовой химии: производители и импортеры наносят коды Data Matrix на мыло и ПАВ. С 1 июля к ним добавляются средства для волос и дезодоранты, с 1 октября — косметика и средства для зубов, с 1 декабря — бритвы и лезвия. Расскажем, что нужно маркировать, на какие упаковки наносить коды маркировки и какие изменения внести в процессы участникам оборота.

Маркировка бакалеи в 2025 году: сроки, товары, исключения

С 1 мая 2025 года — старт обязательной маркировки некоторых видов бакалейной продукции. Участники оборота наносят коды маркировки на снеки. А с 1 июля — на пряности, специи, соусы, готовые супы. Также в 2025 году начнется маркировка растворимых напитков. В статье расскажем, что нужно делать на каждом этапе маркировки и какие особенности есть у товарной группы.

Как подготовиться к обязательной маркировке игрушек с 1 декабря 2025 года

С 1 сентября участникам оборота игрушек и игр нужно зарегистрироваться в Честном знаке. Уже с 1 декабря 2025 года начнется обязательная маркировка отдельных видов товаров для детей. Расскажем, что предстоит маркировать, какие этапы ждут участников оборота, и как производителям и импортерам готовиться.