Реестр контролируемых лиц МВД: как проверить гостей отеля в 2025 году — Контур.Отель

Проверка гостей по реестру контролируемых лиц

Обновлено 13 августа 2025 1

С 2025 года отелям рекомендовано проверять гостей по реестру контролируемых лиц МВД в рамках закона № 115-ФЗ, так как оказание услуг иностранцу-нарушителю может грозить серьезными штрафами. В этой статье расскажем, как выполнить требования без лишних затрат времени и ошибок.

Для быстрой передачи данных в МВД используйте возможность «Отчетность в МВД» от Контур.Отеля.

Ставьте гостей на учет через интернет без ошибок и с первого раза с помощью сервиса Контур.Отель

Почему важно проверять гостей

Если в отель заселяется иностранный гражданин, администратору важно не только проверить его документы, но и проверить его по реестру контролируемых лиц (РКЛ). В реестр включают иностранцев-нарушителей, которым в период нахождения в РКЛ запрещено изменять место жительства (пребывания) без разрешения МВД. Эти правила установлены Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно федеральному закону от 18.07.2006 N 109-ФЗ, отель обязан в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания, направить в МВД уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства. Для этого используются данные паспорта, визы и миграционной карты гостя.

Если гость находится в стране с просроченной визой, без регистрации или с поддельными документами, с аннулированным РВП, работает без разрешительных документов, а также в иных случаях, предусмотренных п. 2 ст.32.2 №115-ФЗ — его пребывание считается нарушением правил пребывания в РФ. Таких иностранцев включают в РКЛ и на них распространяется режим высылки, а отель, разместивший их, может быть привлечен к ответственности.

Обязанности отелей по проверке постояльцев

Как уже упомянули, согласно Федеральным законам № 115-ФЗ и 109-ФЗ, гостиницы обязаны проверять документы иностранных граждан и в срок уведомлять органы МВД об их прибытии. Эти действия обязательны для всех отелей, хостелов, санаториев и других объектов размещения, оказывающих гостиничные услуги.

Основные обязанности отеля:

  • Проверить документы иностранца — паспорт, визу (при наличии), миграционную карту, регистрацию, сроки  и основания пребывания.
  • Убедиться в законности нахождения на территории РФ (сроки визы, разрешения, цель визита), проверить иностранца в РКЛ.
  • В случае заселения уведомить МВД в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия,  о приезде иностранного гражданина или лица без гражданства — чаще всего это делается через сервис Контур.Отель (тариф «ФМС.Стандарт») или непосредственно в МВД «на бумаге».

Если у гостя отсутствуют документы или выявлены нарушения миграционного режима, отель самостоятельно определяет возможность размещения гостя, но оценивая все возможные риски и штрафные санкции.

Правильная проверка документов и быстрая передача сведений — это защита от проверок, штрафов и проблем с законом.

Проверки со стороны контролирующих органов

МВД может назначить внеплановую проверку, если получит информацию о нарушениях миграционного законодательства. Это могут быть обращения и заявления граждан, юридических лиц, информация от органов государственной власти, профессиональных союзов, публикации в средствах массовой информации. Также проверку назначают при выявлении факта возможного нарушения при миграционном учёте иностранных граждан, оформлении документов на право временного или постоянного проживания, работы и т.д.

Плановые проверки в сфере миграции исключены (ст.29.2 федерального закона от 25.07.2002 г № 115-фз)

Проверки могут быть документарными (проводится по месту нахождения органа контроля) или выездными (с выездом по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя).

Хорошо, если в гостинице есть сотрудник, который назначен приказом ответственным должностным лицом за миграционный учет. Ответственное лицо организует весь процесс проверки документов гостя и постановки на учет, отвечает за своевременность и правильность отправленных данных и проверки по РКЛ, контролирует и обучает подчиненных. В этом случае есть шанс, если проверка выявит нарушения, что штраф будет выписан должностному лицу (до 50 тыс руб), а не юридическому (до 500 тыс. руб.).

Штрафы за нарушения

Нарушение правил приема и учета иностранных граждан влечет за собой серьезные санкции. Вот основные штрафы, которые могут грозить отелю:

За несвоевременное уведомление МВД о прибытии иностранца (ст.18.9 ч.4 КоАП) и за размещение нарушителя миграционного режима (ст.18.9.ч.3 КоАП):

  • для должностных лиц: 40 000–50 000 рублей (за несвоевременное уведомление) и 35 000–50 000 рублей (за размещение нарушителя);
  • для юридических лиц: 400 000–500 000 рублей (по обоим нарушениям).

За отсутствие регистрации по месту пребывания — даже если гость находится в отеле только одну ночь, отсутствие уведомления — уже основание для проверки и штрафа. При этом не забывайте, что штраф выписывают за каждого иностранца в отдельности.

Как проверять гостя

Сбор данных

Для проверки гостя по реестру контролируемых лиц МВД нужны его персональные данные. Основной источник информации — это документы, удостоверяющие личность.

Какие документы подходят:

  • Паспорта, реже ID-карты иностранцев, свидетельство о предоставлении убежища, документы лиц без гражданства и др.

Какие данные нужно зафиксировать:

  • фамилия, имя, отчество (если указано),
  • дата рождения,
  • серия, номер и дата выдачи документа.

Эти сведения заносятся для проверки на сайте МВД  или Госуслуг. Если же отель использует сервис Контур.Отель, то проверка гостя производится автоматически перед отправкой сведений в МВД. Данные должны быть точными и совпадать с оригиналом документа. Ошибки при вводе могут привести к тому, что система не обнаружит совпадение с реестром.

Действия при обнаружении совпадения

Если система показала совпадение с реестром контролируемых лиц МВД, администрация гостиницы должна принять решение о возможности размещения гостя и оказания ему услуг. Во многих регионах позиция сотрудников МВД категорична: заселять гостя из реестра контролируемых лиц нельзя, они рассматривают размещение иностранного гражданина, включенного в РКЛ, как нарушение установленных норм. Ситуация осложняется тем, что законодательством установлено ограничение для иностранных граждан из реестра — им запрещено менять место проживания.

Прямого запрета на предоставление гостиничных услуг в законе нет, однако оказание таких услуг может повлечь административную ответственность в виде штрафа по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.

По общему правилу до 10 сентября 2025 года иностранным гражданам из РКЛ предоставлена возможность легализации без выезда из РФ (согласно Указу Президента РФ от 30.12.2024 №1126). После указанной даты правовой статус иностранных граждан из РКЛ и порядок их взаимодействия с государственными органами, включая вопросы размещения в гостиницах, могут претерпеть существенные изменения, что требует от владельцев и администрации отелей повышенного внимания и осторожности при принятии решений о предоставлении услуг данной категории гостей.

Повысить заполняемость отеля за счет интеграции с 36 площадками и легким управлением тарифами

Как обучить персонал проверке гостей

Чтобы соблюдение требований 115-ФЗ стало частью повседневной работы, важно провести четкий и понятный инструктаж для всех сотрудников, которые контактируют с гостями — в первую очередь, администраторов на стойке регистрации и службу безопасности.

Что должен включать инструктаж:

Пошаговую процедуру проверки гостя. Сбор данных (ФИО, дата рождения, документ), ввод информации в систему, проверка по реестру МВД, фиксация результата.

Алгоритм действий при совпадении. Вежливый отказ в заселении или решение о заселении, при необходимости звонок в местное отделение МВД, документирование ситуации.

Ответственность за нарушения. Размеры штрафов, примеры реальных проверок, роль каждого сотрудника в защите отеля от рисков.

Как проводить инструктаж:

  • В устной форме с раздаточными памятками.
  • В виде презентации с визуальными примерами.
  • Через внутренний корпоративный портал.
  • С обязательной фиксацией факта обучения — подпись, дата, должность.

Совет

Включите проверку знаний в чек-лист адаптации новых сотрудников. Это поможет с первого дня встраивать законные процедуры в рабочие процессы.

Коротко о главном

Проверка гостей по реестру контролируемых лиц — это не просто формальность, а обязательная и важная часть работы отеля в 2025 году. Соблюдение требований 115-ФЗ помогает защитить бизнес от штрафов, правовых рисков и репутационных потерь. Автоматизация проверок, обучение персонала и грамотное ведение документации позволяют встроить эту процедуру в повседневную работу без лишней нагрузки. Чем раньше вы наладите этот процесс, тем спокойнее будет ваш завтрашний день — даже при проверке со стороны государственных органов.

Регистрируйте гостей с помощью Контур.Отеля

Сервис автоматически подготовит журнал регистрации и уведомления для МВД

Отель

Всё для управления отелем в одном сервисе! Шахматка, модуль бронирования, электронная отчетность в МВД

7 дней бесплатно
Отель

Всё для управления отелем в одном сервисе! Шахматка, модуль бронирования, электронная отчетность в МВД

7 дней бесплатно

Другие статьи

Как отелю поставить на учет иностранного гостя

Иностранцы приезжают в Россию, чтобы отдохнуть и полюбоваться достопримечательностями, а также в поисках перспективной работы. Однако гостинице недостаточно доброжелательно встретить гостя и с комфортом разместить. Если не оформить его по всем правилам, отелю может грозить большой штраф. Рассказываем о правилах постановки интуристов на учет в МВД и необходимых для этого документах.

Как поставить на миграционный учет пациента стационара

Каждый иностранный гражданин должен состоять на учете в МВД по месту пребывания. Таков закон, который хорошо знаком отелям. Но что если иностранец заболел и оказался в стационаре? Тогда ответственность за миграционный учет ложится на больницу. В этой статье мы разберемся, как медицинскому учреждению действовать при госпитализации иностранного пациента, какие сложности могут возникнуть и чем Контур.Отель полезен на каждом этапе

Как поставить на миграционный учет иностранца с электронной визой

Иностранцы из 64 стран могут приезжать в Россию по электронной визе. Это, бесспорно, упрощает бюрократические процедуры для путешественников, но что это значит для отеля? Рассказываем, как регистрировать в МДВ гостей с электронной визой и чем может помочь Контур.Отель.

Как зарегистрировать студента-иностранца

Все иностранные граждане, приехав в Россию, должны быть зарегистрированы по адресу фактического проживания. Студенты — не исключение. Чаще всего студенты-иностранцы живут в общежитиях при своих вузах, и тогда принимающей стороной выступает учебное заведение. Но что делать, если гражданин другой страны, приехавший на учебу, решил остановиться в гостинице, хостеле или апартаментах? Разберемся, в чем особенности постановки на миграционный учет студента, какие документы для этого необходимы и чем здесь может помочь Контур.Отель.

Как заключить трудовой договор с иностранцем

Отели часто принимают на работу иностранных граждан. Разберем, как сделать это правильно и какие документы требуется получить от иностранца, как подготовить уведомление о приеме иностранца и какие могут быть штрафы за нарушение установленных норм.