Резидент РФ имеет ИП в Армении. Как платить налог? — Контур

Резидент РФ имеет ИП в Армении. Как платить налог?

Ольга Кир, 8 апреля 2024
ИП в Армении по УСН 5% с октября 2022, человек - налоговый резидент РФ и в РФ нет ИП. Раньше читали, что благодаря соглашению о двойном налогообложении, если уплачен налог в Армении, в РФ уже не надо платить, поэтому декларацию за 2022 не подавали. Сейчас возникли сомнения подавать ли декларацию за 2023 (нулевую) или нет. И появилась информация, что все же надо платить 8% (13%-5%), т.к. в Армении мол УСН 5%, а в РФ физлицо.

Подскажите, почему такая разная информация и как быть теперь?

И второй вопрос: если открыть ИП в РФ на УСН (6% "доходы" или 15% "доходы - расходы"), то надо ли будет тогда платить разницу в налоге?

2 571
Решён
<
2 комментария
https://kontur.ru/normativ?from=articles-qa-expert
Алла Грешкина, эксперт 20 апреля 2024
Добрый день,

Ответ на вопрос №1

Поскольку, в данном случае, гражданин является налоговым резидентом РФ, то на основании ст. 208 НК РФ и ст. 209 НК РФ, он уплачивает НДФЛ с доходов от источников в РФ и от источников за пределами РФ.

Что касается Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество», то на основании ст. 2 Соглашения налоги, на которые оно распространяется:
а) применительно к России:
- (i) налог на прибыль организаций;
- (ii) налог на доходы физических лиц;
- (iii) налог на имущество организаций;
- (iv) налог на имущество физических лиц;
б) применительно к Армении:
- (i) налог на прибыль юридических лиц;
- (ii) подоходный налог с физических лиц;
- (iii) налог на имущество.

Из данного перечня видно, что налог, уплачиваемый при УСН, не учитывается при устранении двойного налогообложения. В связи с этим, не предусмотрен механизм устранения двойного налогообложения для налогоплательщиков, применяющих УСН (Письма МФ РФ от 19.03.2018 N 03-08-05/16817, от 22.02.2018 N 03-11-11/11324, ФНС РФ от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9681@, от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9680@).

Поэтому, в РФ гражданин и налоговый резидент РФ уплачивает НДФЛ с полной суммы доходов, полученных как в РФ, так и от осуществления предпринимательской деятельности ИП в Армении.
При этом, сумма налога по УСН, уплаченная ИП в Армении не засчитывается при уплате НДФЛ на территории РФ (Письма МФ РФ от 19.01.2017 N 03-11-11/2021, от 31.05.2016 N 03-08-13/31219, от 12.08.2016 N 03-11-06/2/47416).
https://kontur.ru/normativ?from=articles-qa-expert
Алла Грешкина, эксперт 20 апреля 2024
Ответ на вопрос №2

Если открыть ИП в РФ на УСН, то в силу выше названных положений ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество», доходы от осуществления предпринимательской деятельности ИП на УСН в Армении подлежат налогообложению в РФ налогом по УСН и отражению в декларации по УСН.
При этом, сумма налога по УСН, уплаченная в Армении с доходов от предпринимательской деятельности на территории Армении, не учитывается в составе расходов при определении налоговой базы по УСН и не засчитывается при уплате налога по УСН на территории РФ (Письма МФ РФ от 19.01.2017 N 03-11-11/2021, от 31.05.2016 N 03-08-13/31219, от 12.08.2016 N 03-11-06/2/47416).

Соответственно, в декларации по УСН отражается вся сумма доходов, полученная российским ИП от предпринимательской деятельности в соответствующем налоговом (отчетном) периоде, как из источников в РФ, так и из источников за пределами РФ (Письмо УМНС по Москве от 24.12.2004 N 21-09/84747).

С уважением, А. Грешкина
Комментарии закрыты

Если не нашли ответа на свой вопрос — воспользуйтесь поиском или задайте новый.