Вправе ли аэропорт принимать от иностранной авиакомпании наличные рубли свыше 100 000 рублей?
Яна Акопова, 17 сентября 2026
В аэропорт обратился грузовой агент с запросом на организацию рейсов. Выполнять рейсы будет иностранная авиакомпания - нерезидент. Авиакомпания обратилась с запросом на расчёты за наземное обслуживание в наличной форме, валюта - российские рубли. По предварительной оценке общая стоимость за обслуживание рейсов составит более 100 000 рублей.
Лимит по сумме. Вправе ли аэропорт принимать от авиакомпании - нерезидента наличные денежные средства в рублях за обслуживание воздушных судов без ограничения по сумме (в том числе свыше 100 000 рублей по одному факту расчётов)?
Порядок оприходования. Каков порядок внесения принятых наличных денежных средств в кассу? Как правильно оформить приходный кассовый ордер? Отличается ли он от стандартного порядка?
Решён
Удалён
Ответ на вопрос №1
На основании п. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ, в частности, за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории РФ.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2022 N 2433 «Об утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами», резидент вправе получить от нерезидента наличную иностранную валюту и/или валюту РФ, причитающуюся в соответствии с условиями договоров за реализованные нерезиденту товары (работы, услуги). При этом, расчеты могут осуществляться в наличной форме без ограничения по сумме (п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.12.2022 N 2433).
В связи с этим, считаю, что аэропорт-резидент вправе принять от авиакомпании-нерезидента наличные денежные средства в сумме свыше 100 000 рублей по одному договору (факту расчетов).
Также, в соответствии со ст. 21 НК РФ, Вы вправе за разъяснением данного вопроса обратиться в налоговые органы по месту своего учета.
Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему налоговым органом, признается обстоятельством, исключающим его вину в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 12.09.2025 N БС-16-11/262@).
Согласно п. 1 ст. 1.2, ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ при наличных расчетах на территории РФ, независимо от налогового статуса покупателя (резидент или нерезидент) российский поставщик обязан применять контрольно-кассовую технику.
Тот факт, что Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 N 2433 разрешает получать наличную валюту от нерезидентов, регулирует только вопросы валютного контроля, но не отменяет требования законодательства о применении ККТ.
Если наличные расчеты между резидентом и нерезидентом производятся в иностранной валюте, то цена в кассовом чеке указывается в рублях с учетом копеек, по курсу ЦБ РФ на момент расчета. Такой порядок следует из ст. 1.1, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Соответственно, кассовый чек пробивается в рублях по курсу ЦБ РФ на момент расчета.
При получении наличных от организации-нерезидента ПКО заполняется по общим правилам:
- «Принято от» - наименование иностранной организации-нерезидента
- «Основание» - основание поступления денег (например, оплата за услуги по договору)
- «Сумма, руб. коп.» - сумма цифрами
- «Сумма прописью» - сумма прописью
- «Приложение» - реквизиты документов, которые подтверждают операцию (например, номер и дата договора)
- «В том числе» - если операция облагается НДС, указывается сумма налога цифрами. Если не облагается НДС – указывается надпись «без НДС».
С уважением, А. Грешкина