ИП на ОСНО расходы
Татьяна Татьяна, 7 октября 2026
ИП на ОСНО 3 вида деятельности: майнинг, продажа криптовалюты и аренда оборудования.
Подскажите, пожалуйста, по какому методу (кассовый, начисление) принимать в расходы расходы по майнингу, продаже и аренде?
Возможно использовать кассовый и метод начисления одновременно? т.к. майнинг нужно вести раздельно. (соответственно как быть с доходами?)
С 1 января 2025 года порядок учёта расходов по
майнингу определяется пунктом 5 статьи 282.3 НК РФ, введённым Федеральным законом от 29.11.2024 № 418-ФЗ. Норма устанавливает прямо: расходы, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты, независимо от их состава признаются косвенными расходами.
Пункт 2 статьи 318 НК РФ определяет, что косвенные расходы учитываются в полном объёме в том периоде, в котором они осуществлены. Дата оплаты на период признания не влияет.
Пункт 1 статьи 282.3 НК РФ формирует по операциям с цифровой валютой отдельную налоговую базу со своими правилами. Общий порядок учёта доходов и расходов ИП к ней не применяется.
Министерство финансов разъяснило этот порядок в письме от 05.05.2025 № 03-03-06/1/44520: расходы, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты, учитываются в качестве
косвенных расходов в периоде их осуществления. Аналогичная позиция выражена в письмах от 29.05.2025 № 03-03-06/1/52949 и от 09.06.2025 № 03-03-07/56372.
Решён
Удалён
В соответствии с официальной позицией, ИП на ОСНО исчисляют НДФЛ согласно нормам гл. 23 НК РФ (Письмо УФНС РФ по Москве от 02.09.2011 N 20-14/2/085308@). Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом МФ РФ и МНС РФ от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (Письмо МФ РФ от 27.12.2022 N 03-07-07/128287).
При этом, в главе 23 НК РФ не используются такие понятия, как «кассовый» метод или метод «начисления», поскольку в ней предусматривается особый порядок учета доходов и расходов в целях исчисления НДФЛ. При расчете НДФЛ ИП должен признавать выручку от реализации на дату получения оплаты, в том числе перечисления дохода на счета ИП в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (Письма МФ РФ от 16.07.2014 N 03-04-05/34662, от 16.07.2013 N 03-04-05/27723, от 16.04.2012 N 03-04-05/8-512, от 02.02.2012 N 03-04-05/8-107, от 10.08.2011 N 03-04-05/8-558). Из п. 1 ст. 223 НК РФ следует, что для возникновения объекта налогообложения НДФЛ, налогоплательщик должен фактически получить доход, задолженность перед ним должна быть погашена (Письма МФ РФ от 27.02.2018 N 03-04-05/12180, от 29.04.2014 N 03-04-05/20249, от 11.11.2013 N 03-04-05/48059, от 02.02.2012 N 03-04-05/8-107, от 24.01.2012 N 03-04-05/8-55).
Таким образом, по мнению контролирующих органов, выручка от реализации при расчете налоговой базы по НДФЛ признается ИП по факту получения оплаты в соответствии со ст. 223 НК РФ, поскольку, иной способ определения доходов ИП гл. 23 НК РФ не установлен.
При расчете налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением доходов от предпринимательской деятельности. Состав указанных расходов определяется ИП самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения прибыли, установленному гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль».
В составе профессионального вычета можно учесть расходы, которые отвечают следующим критериям:
- расходы произвел сам ИП, и это фактически произведенные расходы;
- на расходы оформлены документы (если расходы не подтверждены документально, вычет предоставляется в размере 20% дохода ИП от его деятельности);
- расходы связаны с деятельностью, которая направлена на получение дохода, то есть с предпринимательской деятельностью.
В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 N 3920/13 по делу N А50-990/2012 и ВС РФ от 13.04.2015 N 307-КГ15-324 указано, что ИП вправе выбрать метод признания доходов и расходов, то есть использовать метод начисления или кассовый метод на свое усмотрение. Возможность одновременного применения двух методов учета НК РФ не предусмотрена. Выбранный порядок учета доходов и расходов должен быть закреплен в учетной политике ИП.
Если ИП на ОСНО осуществляет три вида деятельности: майнинг, продажа криптовалюты и аренда оборудования, то подробные разъяснения о порядке учета доходов и расходов в отношении этих видов деятельности подробно изложены в материале Контур Экстерн: НДФЛ при майнинге.
Дополнительно отмечу, что выдержки из статей НК РФ, приведенные в формулировке вопроса, касаются налога на прибыль. ИП на ОСНО определяют состав своих расходов аналогично порядку определения расходов для налога на прибыль. Метод признания доходов и расходов (метод начисления или кассовый метод) устанавливается ИП самостоятельно в учетной политике. Как правило, ИП на ОСНО выбирают кассовый метод, поскольку, именно этот метод поддерживается позицией налоговых органов.
Одновременное использование двух методов (кассового и начисления) недопустимо.
С уважением, А. Грешкина