Выбираем систему налогообложения для гостиницы — Контур.Отель — СКБ Контур

Выбираем систему налогообложения для гостиницы

Перед тем как открыть гостиницу, хостел или отель, нужно выбрать режим налогообложения. Об особенностях применения разных налоговых систем на практике расскажем далее.

ИП или ООО — как зарегистрировать гостиницу

Владелец гостиницы сам выбирает организационно-правовую форму деятельности.

Для мини-гостиниц выгодно открывать ИП: его легко и недорого зарегистрировать, а потом не придется вести бухгалтерский учет. 
Гостинице, оформленной как ИП, запрещено применять патентную систему налогообложения (ст. 346.43 НК РФ) и пользоваться ее преимуществами. Кроме того, ИП обязан делать отчисления, даже если не получает прибыли, а также отвечать по обязательствам гостиничного бизнеса своим имуществом. 

Для крупных гостиниц предпочтительнее регистрация юрлица, например, ООО:  поставщики охотнее работают с юрлицами и дают им хорошую оптовую цену, ответственность юрлица не распространяется на личное имущество владельца бизнеса. 

Открыть ООО сложнее: придется собрать почти в два раза больше документов для регистрации бизнеса и сформировать уставный капитал.

hotel

Попробуйте надежный сервис для управления отелем. 7 дней бесплатно!

Система налогообложения для гостиницы

  • общая (ОСНО);
  • упрощенная (УСН).

Остановимся подробно на нюансах каждой системы.

Общая система налогообложения

Гостиницы, работающие на ОСНО, платят перечисленные ниже налоги:

  1. Налог на прибыль (глава 25 НК РФ):
    • относится к федеральным налогам; 
    • объект налогообложения — доходы гостиницы, уменьшенные на расходы, т.е. прибыль;
    • ставка налога на прибыль равна 20 %, из которых 3 % идут в федеральный бюджет, а 17 % — в региональный (ст. 284 НК РФ).
  2. НДС (глава 21 НК РФ):
    • относится к федеральным налогам;
    • объект налогообложения — услуги гостиницы, т.е. услуги по временному размещению и проживанию (ст. 146 НК РФ);
    • при налогообложении гостиницы НДС рассчитывается по ставке 20 % (ст. 164 НК РФ).

ИП и юрлица могут не платить НДС, если сумма выручки (без налога) за 3 предыдущих календарных месяца составит менее 2 млн рублей.

  1. Налог на имущество (глава 30 НК РФ):
    • относится к региональным налогам;
    • объект налогообложения — все недвижимое имущество гостиницы, поставленное на ее баланс (ст. 374 НК РФ);
    • ставку налога устанавливают субъекты РФ, но не выше 2,2 %.
  2. Налог на землю (глава 31 НК РФ):
    • относится к местным налогам;
    • объект налогообложения — участки земли в границах муниципального образования (ст. 388 НК РФ);
    • ставку налога устанавливают органы муниципальных образований РФ в пределах 1,5 % (возможно дифференциальное налогообложение — зависит от категории земли, вида разрешенного использования, места нахождения).

Плюсы и минусы ОСНО для гостиницы

Недостатки

  • дорогостоящий и трудозатратный налоговый учет, в котором не обойтись без квалифицированного бухгалтера;
  • налоговые расходы могут составить большую часть выручки для юрлиц.

Преимущества

  • возможность работы с крупными поставщиками на выгодных для гостиницы условиях.

Обычно крупные гостиницы с миллионными годовыми оборотами вынуждены работать на ОСНО — для них не доступны специальные налоговые режимы.

Упрощенная система налогообложения

Гостиницы, применяющие УСН, освобождены от уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль;
  • НДФЛ в части доходов от деятельности ИП;
  • НДС;
  • налога на имущество (кроме налога на недвижимое имущество, который считается, исходя из кадастровой стоимости);
  • налога на имущество физлиц (по имуществу, которое используется для предпринимательства, кроме имущества, определяемого п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Объект налогообложения при УСН — это «доходы» или «доходы минус расходы» (ст. 346.14 НК РФ). Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект и вправе менять его ежегодно.

Бизнесы, которые в качестве объекта налогообложения выбрали «доходы минус расходы», обязаны уплачивать минимальный налог — 1% от дохода в случае, когда за год величина налога по базе «доходы минус расходы» ниже величины минимального налога (ст. 346.18 НК РФ). 

Упрощенцам разрешено включать разницу минимального налога и рассчитанного по общим правилам налога в расходы в следующих налоговых периодах, в т.ч. увеличивать убытки, которые переносятся на будущее.

Ставки по УСН

  1. Объект налогообложения «доходы» — 6 %. Субъекты РФ вправе установить ставку от 1 до 6  процентов в зависимости от категории налогоплательщика (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). 
  2. Объект налогообложения «доходы минус расходы» — 15 %. Субъекты РФ вправе установить ставку от 5 до 15 % по категориям налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Для налогоплательщиков-ИП, которые соответствуют требованиям п. 3-4 ст. 346.20 НК РФ, местные власти могут устанавливать ставку 0 %. Для этого ИП на УСН должен быть зарегистрирован после 13.07.2015, а в субъекте его регистрации установлена возможность использования ставки 0 %. Тогда ИП-владелец гостиницы вправе в течение двух лет с момента регистрации использовать ставку УСН 0 %. Правда субъекты РФ могут установить ограничение на эту льготу в виде величины средней численности сотрудников или дохода от реализации. С 1 января 2021 года эта льгота будет удалена или пересмотрена.

Плюсы и минусы УСН для гостиницы

Преимущества:

  • незначительная бухгалтерская нагрузка;
  • расчет и уплата всего одного налога; 
  • возможность сменить базу налогообложения раз в год.

К недостаткам работы на УСН относится необходимость отслеживать соблюдение пороговых значений выручки и средней численности сотрудников, чтобы не потерять право работать на УСН.


Особенности развития отельного бизнеса в России

Поток внутреннего туризма в России составляет более 50 млн человек в год — это люди, которые провели в российских отелях хотя бы одну ночь. По данным Ростуризма, эта цифра растет с каждым годом. И хотя туристическая отрасль уже не первый год переживает сложные времена, для отельеров наступило время возможностей. Рассказываем об особенностях этого бизнеса в России для тех, кто задумал открыть гостиницу, хостел или кемпинг, и как Контур.Отель поможет в проектировании отеля.

Как Channel Manager помогает развитию отеля

Продажи номеров напрямую зависят от количества онлайн-площадок, на которых представлен отель. Пока таких площадок три-четыре, уследить за ними несложно. Но когда их больше десяти, риск ошибиться резко возрастает. Контур.Отель поможет наладить работу с площадками и даже увеличить продажи на 10–15%. Рассказываем, в чем сила автоматизированного менеджера каналов бронирования.

Как получить отчет по всем доходам отеля

Цифры никогда не врут. Чтобы развиваться в отельном бизнесе и продумывать дальнейшие шаги, собственники отелей постоянно анализируют доходы и расходы. А в горячий сезон это приходится делать «на ходу» и иногда даже еженедельно пересматривать стратегию продаж. Рассказываем, как в пару кликов посчитать доход своего отеля и использовать эти данные в работе.

Как отчитаться по форме 1‑КСР

Более половины рабочего времени руководитель отеля тратит на документы. Дело даже не в объеме бюрократии! Чтобы заполнить один отчет, иногда приходится долго собирать и сводить воедино цифры к нему. Отчет по форме 1-КСР как раз из таких. Рассказываем, что это такое и как сервис Контур.Отель помогает заполнить его за один день вместо трех.

Как грамотно управлять отелем

Чтобы постояльцы были всем довольны, отель должен работать как часы. Хорошо выстроенные процессы — это половина успеха в отельном деле. Но что лучше для собственника — руководить отелем самостоятельно или доверить это управляющей компании? Разберем недостатки и преимущества обоих вариантов.