Какие чеки и в какие даты пробивать при продаже имущества в рассрочку, если оплата поступает от ИП покупателя?
Анатолий Бадалов, 2 сентября 2026
Подскажите, пожалуйста, в какой момент, а также по каким хозяйственным операциям нужно пробивать кассовые чеки, если ООО на УСН (доходы минус расходы) продало имущество физическому лицу (без ИП), оплату получает в рассрочку в течение 2-х лет, в соответствии с графиком , который указан в договоре на продажу?
Дата передачи имущества 29.04.2026. Нужно ли пробить чек 29.04.2026 при передаче имущества?
Оплата по договору за помещение приходит на расч. счет ООО по графику договора, один раз в месяц, не от физлица покупателя, а от ИП этого физического лица покупателя.
В 2026 году получали оплату: 5 мая, 9 июня, 7 июля, 26 августа.
Спасибо большое!
Решён
Удалён
Если я верно поняла, то договор купли-продажи заключен с физлицом, а оплата приходит от ИП.
Если так, то:
1. В день подписания документа о передаче имущества (договора или акта), нужно сформировать чек на передачу недвижимости в кредит. Так как договор с физлицом, ФНС идентифицирует такую операцию как расчет между ЮЛ и физлицом, а такие расчеты требуют выдачи чека.
2. Так как в дальнейшем оплату кредита производит ИП со своего расчетного счета, то в этом случае ККТ можно не применять. ФНС идентифицирует такой платеж как расчет между ЮЛ и ИП, а такие расчеты освобождены от выдачи чека п.9 ст. 2 Закона 54-ФЗ. На свое усмотрение ООО может формировать чеки — это не запрещено.
Хорошего дня
Спасибо большое!
Удивительно, что инспектор транслирует такую позицию, обычно, наоборот, продавцы стараются обойтись одним чеком на полный расчет, и сопротивляются формированию "неденежных чеков" на передачу в кредит или на зачет аванса, а инспекторы настаивают на двух чеках:)
На самом деле, разъяснения ФНС давала еще в 2018 году, тогда было много недопонимания.
Во-первых, пользователи не понимали, как трактовать положение абз. 26 ст. 1.1 Закона 54-ФЗ, где под расчетом для целей применения ККТ понимается "предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг". Многие как раз считали, что этот абзац написан для банков. Но при этом в этом же законе в статье 2 сказано, что кредитные организации освобождены от применения ККТ.
Во-вторых, путали займ для оплаты товаров с займом, выданном учредителю.
В итоге ФНС дала разъяснения Письмом от 19.10.2018 N ЕД-4-20/20518@.
Процитирую почти полностью, так как ни убавить, ни прибавить мне нечего:
" Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг ... в целях Федерального закона N 54-ФЗ под предоставлением займов для оплаты товаров, работ или услуг следует понимать предоставление организацией (индивидуальным предпринимателем) покупателю (клиенту) отсрочки или рассрочки по оплате за товары, работы или услуги.
Учитывая изложенное, предоставление займа следует рассматривать как изменение срока выполнения обязательства по предоставлению денежных средств в рамках осуществления расчетов (например, по договору купли-продажи), а именно: передача денежных средств покупателем (клиентом) продавцу позднее получения товара, а не в момент такой передачи, либо как изменение порядка оплаты, при котором последняя производится не в полной сумме расчета, а по частям.
Соответственно погашением займов является исполнение обязательства по оплате покупателем (клиентом) полученных ранее товаров, работ или услуг в рамках осуществляемых расчетов.
К предоставлению займов для оплаты товаров, работ или услуг в смысле Федерального закона N 54-ФЗ применимы положения о коммерческом и товарном кредите, установленные гражданским законодательством Российской Федерации."
Т.е. из разъяснений налоговой видно, что при передаче товара без оплаты чек формировать нужно продавцу товара.
Через год появились методические рекомендации ФНС [по формированию чеков при продаже товаров с постоплатой] https://www.kontur-extern.ru/info/normativ/document/8/329496-pismo-fns-rf-ot-04-02-2019-n-ed-4-20-1812 ) (Письмо ФНС РФ от 04.02.2019 N ЕД-4-20/1812@).
И вопрос был исчерпан.
Каких-то послаблений для организаций на УСН для таких расчетов нет.
Правда, возможность формировать один чек на Полный расчет есть для упрощенцев, когда предоплата и отгрузка товара происходят в разные дни - такие разъяснения точно есть, в них ФНС допускает возможность обойтись одним чеком, но это именно возможность, а не обязательство.
Про то, что можно обойтись одним чеком при передаче товара в кредит, разъяснений я ни разу не встречала.
Хорошего дня
Хорошего дня
Признак способа расчета - Передача в кредит
Признак предмета расчета – Товар
Цена – это цена недвижимости, допустим 1000 руб.
Сумма по чеку постоплатой (в кредит) 1000 руб.
Сумма по чеку наличными 0 руб.
Сумма по чеку безналичными 0 руб.
Подробнее про формирование чеков коррекции описано у нас в статье Как исправить ошибку в кассовом чеке: чек коррекции или возврата для ФФД 1.05, 1.1 и 1.2
PS: если еще появятся вопросы, задавайте их в новой теме, пожалуйста.
Хорошего дня