Что делать, если ООО не удержало НДФЛ с процентов по займу у физлица и можно ли заплатить налог самостоятельно?
Андрей Стенькин, 14 сентября 2026
ООО заняло у физлица процентный заём, в декабре 2025г были уплачены часть процентов, но НДФЛ ООО не удержало, что делать?
И есть ли возможность физлицу самостоятельно уплатить НДФЛ в 2026 г. вместе со всеми его налогами до 01.12.2026г.?
Решён
Удалён
Доходы физического лица в виде процентов по договору займа, полученные от организации, признаются доходом физического лица-заимодавца и подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ, Письма ФНС РФ от 09.10.2023 N БС-3-11/13021@, от 29.12.2021 N БС-4-11/18458@, МФ РФ от 03.12.2020 N 03-04-06/105768, от 27.07.2020 N 03-04-06/65545).
Датой фактического получения дохода в виде процентов по займу считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Поэтому, удержание НДФЛ с процентов производится непосредственно при их фактической выплате (п. 3 ст. 226 НК РФ).
Организация-заемщик, как налоговый агент, должна исчислить и удержать НДФЛ с доходов физического лица-заимодавца в виде процентов по договору займа в момент фактической выплаты ему процентов. Сумма процентов формирует основную налоговую базу, поэтому налог исчисляется по ставке от 13% до 22%, в зависимости от размера дохода.
Если организация не удержала НДФЛ с выплаченных процентов по договору займа, то она должна уведомить об этом налоговую инспекцию и получателя дохода. Сообщение в ИФНС подается в виде приложения 1 «Справка о доходах и суммах налогов физлица» к годовому расчету 6-НДФЛ в срок не позднее 25 февраля года, следующего за годом выплаты дохода. Одновременно физическому лицу направляется уведомление о суммах полученного дохода и неудержанного НДФЛ.
Если к моменту обнаружения ошибки, связанной с неудержанием НДФЛ, годовой расчет 6-НДФЛ уже сдан, то следует подать уточненный расчет 6-НДФЛ.
После отправки в налоговую инспекцию уведомления о полученном физическим лицом процентного дохода и неудержанном НДФЛ, физическое лицо самостоятельно уплачивает налог не позднее 1 декабря года, следующего за годом получения дохода, на основании налогового уведомления, полученного из налоговой инспекции.
Если налоговый агент не уведомит о невозможности удержать налог, его могут оштрафовать на 500 рублей за недостоверные сведения в расчете 6-НДФЛ, а должностных лиц – на 300-500 рублей по ст. 15.6 КоАП РФ. Кроме того, за неправомерное неудержание НДФЛ к организации может быть применен штраф в размере 20% от суммы неудержанного НДФЛ по ст. 123 НК РФ.
С уважением, А. Грешкина
Как правило, используется код дохода 1011.